Сделай, Забава, губы трубочкой…
Слово «убить» в современных сказках встречается чаще, чем «любить»
Советское детство ассоциируется с двумя вещами: мороженым пломбир и «Союзмультфильмом». Поколение Кота Леопольда и домовенка Кузи должно было вырасти добряками, мечтающими о чуде. У нынешней детской анимации, видимо, другие цели. Иначе, как объяснить, что вместо привычного «ребята, давайте жить дружно» сказочные герои все чаще говорят «убей его»? Вместе с группой школьников 7—9 лет мы составили список из 15 любимых ими мультфильмов. Затем эту выборку просмотрела психолог Центра успешных отношений Елена Дубовик и, выделив ключевые тенденции современной анимации, объяснила детские пристрастия.
Любимица ребят — девочка Маша из сказки «Маша и медведь». Смешная мультяшная непоседа не под стать ее народно-сказочной тезке. Проказы девочки порой до истерики доводят опекающего ее медведя.
— Девочка ассоциируется у ребят со свободой, которой из-за родительской опеки им так не хватает, — говорит Елена Дубовик. — Этим и притягивает к себе. А еще Маша очень любит медведя. Ведь он позволяет ей проказничать и на своих ошибках изучать жизнь.
Вообще, отношения родителей и детей — частая тема сегодняшней анимации. Вот только раньше маленькие герои противостояли злым мачехам. А сейчас по другую сторону барьера — родители. Мультновинки 2010 года — «Союз зверей», «Как приручить дракона» и «Рапунцель» — насквозь прошиты фразами: «Ты мне больше не отец!» или «Ты мне больше не сын!».
— Как-то успешная мама-карьеристка привела к нам свою дочку, — продолжает психолог. — Разговаривая, девочка обронила: «Я хочу стать птичкой и улететь от мамы». Малышка устала от родительницы, которая видела ее только лидером. Вообще, взрослые и их дети стали требовательнее друг к другу. Как будто забыли, что каждому из них нужна личная свобода.
«Сезон охоты», «Как приручить дракона», «Союз зверей-3», «История игрушек-3: большой побег», «Кун-фу панда» также обожаемы детьми. Хотя это скорее рисованные мини-боевики, чем детские сказки. Их сюжеты построены на противостоянии сил добра и зла, где каждая из сторон мечтает уничтожить противника. Так за полтора часа мультфильма «Как приручить дракона» его герои 24 раза пожелали кого-нибудь убить.
— Мультфильмы, в которых много насилия, смотрят незащищенные, неуверенные в себе дети, — рассказывает специалист. — Поэтому относиться к такой анимации нужно как к сигналу: с ребенком беда. Проецируя себя на героя, юный зритель участвует в «сражениях». Побеждая или проигрывая, он самореализуется. И чем больше дети вживаются в образ персонажа, тем сильнее их внутренние проблемы.
— А потом, вообразив себя пандой, владеющей кун-фу, бьют друзей по песочнице?
— Сказки здесь ни при чем, — уверена Елена Дубовик. — Просто на какой-то стадии взросления родители не объяснили малышу, что негатив можно выразить словами. И драться не придется. Кстати, когда дети смотрят мультфильмы со сценами насилия, они выбрасывают отрицательную энергию. Поэтому подобная анимация — своего рода лекарство для их психики.
Вместо волшебной палочки в кармане персонажа современных сказок пистолет. Героев мультфильмов «Сезон охоты» или «Союз зверей» на глазах у детворы готов расстрелять злой охотник.
— Анимация — своего рода отображение реальности, — подчеркивает специалист. — В жизни много негатива. Это переносится и в сказки. Если человек идет на охоту, чтобы убивать, почему в мультфильме он не может сделать то же? Оберегая детей от сцен с оружием, мы вряд ли сделаем их добрее. Ведь не в 7, так в 16 чадо все равно узнает, что такое пистолет, смерть, война.
Изменился и образ персонажей. Герои «Рапунцели», «Трех богатырей и Шамаханской царицы», «Шрека навсегда» все чаще походят на красавиц, соответствующих параметрам 90—60—90, и молодцев, которые, кажется, полжизни проводят в спортзале.
— Таких персонажей создают мультипликаторы, выросшие на принципе «будь идеальным», — рассказывает психолог. — Возможно, эти взрослые мечтают походить на своих героев или видеть таких людей вокруг себя. Проблема совершенных персонажей в том, что у детей складывается идеальный образ, которому они стараются соответствовать. Девочки, например, садятся на диеты, чтобы быть похожими на Рапунцель.
Кстати, современные мультгероини сменили статус мудрых домохозяек на независимых амазонок. Жены Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца бесстрашно отбиваются от войска Шамаханской царицы.
— Позиция сильной женщины, укоренившаяся в современном обществе, прослеживается и в мультфильмах, — продолжает Елена Дубовик. — Вот только какой бы храброй ни была героиня, одной ей противостоять злу сложно. Поэтому рядом всегда оказывается мужчина-помощник. За него она позже выходит замуж и становится женственной.
«Ну, давай, это же так просто», — слышится из-за кустов голос Елисея, героя сказки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «А я никогда не пробовала», — отвечает ему Забава. «Я тебя сейчас научу. Вот сделай губы трубочкой», — настаивает молодой человек. «А глаза нужно закрывать?» — перебивает девушка. «Ну, закрой от греха подальше», — отвечает он. Как думаете, о чем говорят герои? Оказывается, Елисей учит любимую выдувать мыльные пузыри. Но у детей, наверное, возникала другая ассоциация. Действительно, шутки во многих сказках — «Алеша Попович и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», три богатыря на дальних берегах, «Мадагаскар» — построены на пошлых ассоциациях.
— Такой юмор проще воспринимается, — говорит Елена Ивановна. — Это как смеяться над мультфильмами «Ну, погоди!», «Том и Джери», «Леопольд и мыши».
Интересно, что многие нынешние персонажи смешны и абсурдны. Например, медведь из «Кун-фу панды» — боец-недотепа, а Добрыня Никитич — и вовсе подкаблучник.
— Такого героя проще принять и полюбить, ведь он обычный человек, — говорит Елена Ивановна. — К тому же жизнь строится на выполнении определенных функций. Что-то у нас получается хорошо, например варить лапшу или воевать. А над чем-то нужно работать — над отношениями с женой. То же и в сказках.
Эксклюзив современности — многосерийная анимация типа «Южный парк», «Симпсоны», «Спанч Боб».
— Такие мультфильмы чаще адресованы взрослым, — рассказывает специалист. — Ассоциируя себя с каким-то героем, человек проживает его историю. Так реальность кажется проще.
За последнее время мультфильмы значительно изменились. И принять такие новшества «законсервированному» советскому сознанию большинства родителей сложно. Нынешняя Ассоль, подчиняясь законам современности, сама поплывет на поиски принца. Но оказалось, не этого новаторства стоит бояться. Важно, чтобы, доверившись чуду, она нашла любимого. Ведь какими бы продвинутыми ни были сказки, главное в них — волшебство. Жаль, что мультипликаторы об этом порой забывают.
---------------------------------------- Комментарий специалиста Василий КОКТЫШ, генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома: — Киноиндустрия в любой стране строится на принципах бизнеса. Уже на стадии идейной задумки и в работе над сценарием продюсер прогнозирует аудиторию, которой его «продукт» будет интересен. Анимация не исключение. Современные мультфильмы рассчитаны и на пионеров, и на пенсионеров. Поэтому на большинство детских сказок ходят семьями. Например, «Кун-фу панду» уже посмотрело около 70 тысяч зрителей. Чуть меньше пришло на «Рио» и «Тачки». К сожалению, хватает в современных мультфильмах и элементов жестокости, и пошлых шуток. Но таковы запросы массового зрителя. ---------------------------------------- Прямая речь Анастасия САВИЦКАЯ, пресс-секретарь ЗАО «Столичное телевидение»: — В эфире СТВ много советских мультфильмов. Не забываем мы и о работах «Беларусьфильма». Ведь именно эти сказки знакомят детей с героями белорусских легенд и народными песнями, рассказывают о происхождении наших городов. Но стоит помнить, что дети не должны проводить много времени у телевизора. Поэтому мультфильмы, которые идут на СТВ, небольшие по хронометражу. Кстати, мы не против мультсериалов типа «Симпсоны». Возможно, скоро они появятся в нашем эфире. ---------------------------------------- На снимках: кадры из мультфильмов «Как приручить дракона» и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».