В поисках утраченного
В поисках утраченного
Своим возникновением, ростом, развитием Барановичи обязаны железной дороге. Кто знает, существовал бы город сейчас, если бы не ветка, связавшая Москву с Брестом, а потом и с Варшавой. 16 ноября (28–го по новому стилю) 1871 года по ней проследовал первый товарно–пассажирский поезд. Пассажиры могли наблюдать из окон деревянное здание станции 3–го класса, названной в честь находившегося неподалеку фольварка Барановичи. С ростом города связан забавный случай: жители расположенной неподалеку Новой Мыши подали в суд на графиню Розвадовскую, владелицу имения Барановичи, решившую повысить его статус и сделать местечком. Суд по делу «О неправильном обращении поселения Розвадово в местечко» новомышские обыватели проиграли 20 декабря 1895 года. Ничто не могло помешать бывшему фольварку, удобно расположившемуся на пересечении нескольких железнодорожных веток, расти.
Розвадово, или Старые Барановичи, изначально строились с просторными и широкими улицами, идеально выверенными прямоугольными кварталами — в отличие от Новых Барановичей, выросших рядом со станцией Барановичи–Полесские и поражавших приезжих хаотичностью и беспорядочностью застройки. Окончательное слияние станционных поселков произошло в начале XX века. К тому времени в городке проживали более 30 тысяч человек населения, из которых значительную часть составляли гражданские служащие железной дороги и военные Барановичской железнодорожной бригады.
Об истории этой бригады надо рассказать отдельно.
«Части железнодорожных войск появились в Барановичах в конце XIX столетия, — пишет в своей книге «Барановичи на открытках и фотографиях» местный краевед, историк, бывший директор Барановичского краеведческого музея Станислав Щербаков. — Здесь было сформировано их первое крупное подразделение — российская железнодорожная бригада, которую нередко называли барановичской. По месту дислокации».
Первый железнодорожный батальон был сформирован в России в 1876 году. Предполагалось, что военнослужащие батальона смогут восстанавливать разрушенные в результате войн пути, а также будут заниматься строительством новых и их эксплуатацией. А в 1903 году железнодорожные войска были переданы из главного инженерного управления в ведение Главного штаба. Во время русско–японской войны эти войска строили узкоколейки в Маньчжурии.
В Барановичах они появились в 80–х годах XIX века. В местечко были переведены 2–й и 3–й батальоны, 5–я рота 4–го батальона, а также два батальона 118–го пехотного полка, которые расквартировали в районе станции Барановичи–Полесские. И сейчас неподалеку от вокзала Барановичи–Полесские сохранились старые бревенчатые бараки, где размещались военнослужащие. До недавнего времени в них проживали люди. Сейчас бараки сносят, а на их месте вырастает современный микрорайон. Правда, одно старое бревенчатое здание планируется сохранить и открыть в нем музей истории Первой мировой войны. Отличная, надо сказать, задумка...
О быте и повседневной жизни военнослужащих железнодорожных войск того времени известно мало. Правда, сохранилось достаточно открыток и фотографий начала прошлого века, на которых запечатлены рабочие дороги в мастерских и у военно–голубиной станции, на полигонной ветке (так называли учебную железную дорогу) и у бригадных складов, в депо и на бригадном плацу. Часть этих открыток и снимков, некоторые архивные материалы можно увидеть в интернете, на сайте, рассказывающем об истории Барановичей и названном «Старый город».
Кстати, именно для детей работников железной дороги появились в Барановичах первые школа, больница, почтовая контора, две церкви, интендантство со своей паровой мельницей и сухарным заводом.
Но все–таки самая яркая и самая известная страничка истории Барановичской железнодорожной бригады связана с первой русской революцией и событиями 1905 года. В краеведческом музее хранятся фотокопии занимательных документов: телеграмм, донесений жандармских чинов и докладов, описывающих революционную деятельность военнослужащих бригады.
«В местечке Барановичи солдаты железнодорожной бригады отбивают арестованных. Полная забастовка Полесских железных дорог... все уезды объяты беспорядками. Войск почти нет. На митинге в Барановичах солдаты сорвали погоны генерала Артемьева и побили его», — полна безысходности телеграмма от 12 декабря 1905 года, отправленная в Петербург на имя управляющего министерством внутренних дел. Из секретного донесения в департамент полиции становится ясно, что беспорядки пресечены войсками под командованием генерал–лейтенанта Орлова, и уже 15 декабря движение по железнодорожным путям в Барановичах восстановлено. Далее последовали аресты и гражданских, и военных участников забастовок, прекращение митингов и других акций. И хотя в городе введено военное положение, по ночам на барановичских улицах неспокойно. «16 декабря по улицам местечка прошла толпа железнодорожных солдат, человек 50, с пением «Марсельезы». Толпа была разогнана военно–полицейским патрулем», — из секретного донесения в департамент полиции. «С уверенностью можно сказать, что политические убеждения большинства нижних чинов этой (барановичской) бригады направлены к низвержению существующего государственного строя, даже с оружием в руках. Убеждения эти солдаты не скрывают и высказывают местному населению», — из того же донесения.
Среди имен мятежников — не только солдатские. «Негласным путем установлено, что нижних чинов к забастовкам подбивают призванные из запаса капитаны 2–го резервного железнодорожного батальона Демажиров, Марголин и действительной службы штабс–капитан Иванов», — сообщала очередная секретная телеграмма.
Как сложились судьбы участников первой русской революции, служивших в то время в Барановичах, еще предстоит выяснить историкам.
Военнослужащие железнодорожной бригады принимали участие в военных действиях Первой мировой войны, а в Барановичах, в непосредственной близости от уже упоминавшихся бараков, выросли другие строения — в них целый год размещалась Ставка Верховного главнокомандующего. Император Николай II побывал здесь с десяток раз. В 1915 году город оккупировали немцы, которые, кстати, поддерживали все железнодорожные строения в порядке. Новой власти тоже требовалась железная дорога. Но это уже совсем другая история...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Автор публикации: Татьяна ГРИНКЕВИЧ