«Россия бы выиграла, если б не отталкивала»
Курманбек Бакиев провел в Минске очередную пресс-конференцию.
Он отметил, что за время его пребывания в Беларуси, а это чуть больше двух месяцев, это третья встреча с представителями средств массовой информации. По его мнению, это неправильно. В связи с теми событиями, которые происходят сейчас в Кыргызстане, теми кривотолками, которыми окутана ситуация в его стране, необходимо регулярно давать комментарии, а потому он пообещал журналистам частые встречи.
Нынешнюю встречу с прессой Курманбек Бакиев начал с обнародования информации относительно использования российского кредита.
Он отметил, что банковские операции легко отслеживаются, и передал собравшимся представителям СМИ документ со схемой финансирования тех или иных проектов как из внутрибюджетных средств, так и из 286,3 миллиона рублей российского кредита.
Он заверил, что средства не были разворованы, а их использование начало приносить пользу Кыргызстану.
Впрочем, тема встречи вышла далеко за рамки только финансовых вопросов.
17 июня в Кыргызстане пройдет референдум. Намерен ли участвовать свергнутый президент в этом процессе?
«Я не собираюсь влиять ни на референдум, ни на политику нынешних властей — ни на что. Я нахожусь за пределами Кыргызстана. Есть народ Кыргызстана, и это его право сказать на этом референдуме «да» либо «нет». Последнее слово — за народом. Это его право, и я на это право не посягаю», — сказал Курманбек Бакиев.
В СМИ просочились слухи о готовящемся новом перевороте в этой стране. Появились и намеки на то, что возможными организаторами переворота могут быть представители бывшей власти страны.
«Я думаю, слухи о перевороте нагнетаются самим временным правительством. Конечно, недовольство в массах присутствует. Но то, как это недовольство будет выражено, — это прерогатива народа», — считает Курманбек Бакиев.
Он признался, что чувствует себя сегодня не очень комфортно из-за того, что не имеет возможности активно работать. Тем не менее отвергает предположения о возвращении в политику.
«Я политикой больше заниматься не буду, не хочу, в том числе будучи здесь. В Беларуси хватает своих политиков, членов правительства, руководителей регионов, которые эффективно работают. Я хотел бы заниматься производственной деятельностью, но пока не определился», — сказал он.
Многих интересует: на какие средства живет в Беларуси Курманбек Бакиев и его семья?
«Все счета мы оплачиваем самостоятельно. Средства из бюджетов республики и Минска на эти цели не идут. За пребывание, питание, проживание в Беларуси мы платим сами. Можете проверить счета», — сказал он.
К сожалению, на сегодняшний день ситуацию в Кыргызстане нельзя назвать стабильной, в связи с межнациональным конфликтом на юге страны по-прежнему гибнут люди.
«Временное правительство со всеми своими структурами не способно эффективно работать и тем более погасить этот конфликт. Пока не проведено тщательное расследование, можно говорить, что к этим событиям причастны люди, занимающиеся наркоторговлей, люди, причастные к религиозным течениям. Но пока говорят, что поводом послужила самая элементарная драка между представителями двух национальностей — кыргызской и узбекской. Дай Бог, чтобы ситуация нормализовалась. Благоразумие должно восторжествовать, братские кыргызский и узбекский народы найдут силы сами остановить это противостояние», — заверил он.
При этом Курманбек Бакиев считает, что ввод в Кыргызстан миротворческих сил ОДКБ мог бы быстрее локализовать противостояние.
В свете последнего газового конфликта между Беларусью и Россией журналисты поинтересовались его видением ситуации.
«Россия не должна отталкивать от себя постсоветские республики, а наоборот, должна играть более заметную роль в развитии интеграционных процессов. И Москва, и в целом Россия только выиграла бы, если бы не отталкивала, а наоборот, притягивала к себе ту же Беларусь, среднеазиатские государства, Молдову. У многих российских политиков есть желание играть ту роль, которую играл центр в Советском Союзе. Но не надо забывать, что страны СНГ — независимые государства, проводящие независимую, суверенную политику. Наверное, в Москве не всем нравится такая политика», — отметил он.