Москва — Бегомль: воздушный мост 1943 года
Москва — Бегомль: воздушный мост 1943 года
Пожалуй, название нашей рубрики не настраивает на то, что экспонаты, о которых мы рассказываем, будут очень большими. Поэтому, когда в Докшицком районе мне сказали, что готовы показать «жемчужину» длиной более 20 метров, честно говоря, я сразу не сообразил, о чем идет речь. А речь шла о... самолете Ил–14, принадлежащем с 1991 года Бегомльскому музею народной славы. Эта крылатая машина является прототипом (другими словами, очень похожа) американского «Дугласа» и советского Ли–2, которые в годы Великой Отечественной войны прилетали на партизанский аэродром, расположенный на свободной от оккупантов территории.
До войны аэродром, строившийся у самой границы с Западной Белоруссией, использовать в боевых целях не успели. Во время оккупации крестьяне пасли на нем скот, а когда партизаны прогнали немцев и полицаев из поселка и окрестностей, с марта 1943–го практически каждую ночь на ровную площадку, окруженную со всех сторон лесом, приземлялись грузовые самолеты.
— Они взлетали с аэродрома в Тверской области, расположенного за линией фронта, и доставляли партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты, листовки, — рассказывает исполняющая обязанности директора Бегомльского музея народной славы Алла Королевич. — Обратно на «большую землю» переправляли детей, раненых.
Чтобы перевезти больше груза, двухмоторные «Дугласы» брали на буксир фанерные планеры, которые перед самым аэродромом отцеплялись и садились самостоятельно. Сделать это было нелегко. Некоторые из планеристов, к сожалению, разбились. Отважным летчикам не раз приходилось вступать в воздушный бой с истребителями люфтваффе. Один из самолетов, на котором за линию фронта собирались переправить наградные документы на наиболее отличившихся партизан, был сбит. Документы пропали. Однако как бы то ни было, а только за 2 недели марта 1943 года во время операции «Воздушный мост» было совершено 96 боевых вылетов. Из них 85 — успешно. Перевезено 50 тонн грузов и высажено в тыл врага более 100 человек. Среди них десантники–диверсанты, военные корреспонденты и кинооператоры, даже руководители партизанского движения Литвы.
В 1989 году совет ветеранов партизанской бригады «Железняк» и бывший начальник ее штаба Леонид Бирюков обратились в Министерство обороны СССР с просьбой установить в Бегомле самолет, чтобы увековечить память о партизанском аэродроме. Так как «Дугласы» к тому времени уже не эксплуатировались, в Воркуте нашли более современный, построенный на их основе Ил–14 и перегнали его в Беларусь.
— Когда в 1991–м его тащили во двор музея, весь поселок вышел на улицу! — вспоминает Королевич. — А год назад районные власти приняли решение поставить его на более видном месте у шоссе Минск — Витебск, рядом с автостанцией. Теперь у необычного экспоната не только фотографируются проезжающие мимо автолюбители, но и проходят массовые мероприятия. Например, здесь Бегомлю вручали президентский вымпел «За стойкость и мужество в годы Великой Отечественной войны».
Самолетов Ил–14 на постсоветском пространстве сохранилось очень мало. Более крупные белорусские и российские музеи проявляли интерес к крылатому раритету, но в Бегомле расставаться с ним не намерены.
— Самолет стал символом поселка, — утверждает Королевич. — Увидев его, многие приходят в музей, чтобы больше узнать о необычном экспонате, о партизанском аэродроме, обслуживавшем во время войны более 20 бригад Минской, Вилейской и Витебской областей.
Фото автора.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК