«Полиция не знала, что делать»
13.12.2010
—
Разное
Многозначительные намеки отдельных кандидатов в президенты, имеющих, надо полагать, особенный сценарий развития событий на Октябрьской площади столицы 19 декабря, заставили «БелГазету» в спешке собрать букет из «цветных» революций - почти бескровных смен власти в постсоветских государствах. Государственные перевороты в Грузии, Молдове, Киргизии, Сербии, на Украине и в Чехословакии, а также неудавшуюся отечественную «васильковую революцию» 2006г. вспоминают и комментируют непосредственные участники и свидетели тех событий.
Один из лидеров студенческого движения Чехословакии 1989г. Шимон ПАНЕК обозначил «БелГазете» случайные и закономерные моменты прототипа всех «цветных революций» - чешской «бархатной революции».
- При каких политических и экономических обстоятельствах Чехословакия пришла к «бархатной революции»?
- Чехословакия была авторитарной коммунистической державой, правительство лишило граждан основных прав и свобод человека. Мы не могли никуда поехать - только по спецпропускам в Восточную Германию, Венгрию, иногда в Советский Союз. Никаких свободных выборов здесь не было. Многие книги находились под цензурой: Солженицын, Пастернак, Оруэлл, Гавел... Преподаватели в школе лгали своим ученикам - боялись, что кто-то из их родителей сотрудничает с секретной полицией. Родители не говорили правды своим детям, потому что боялись, что те повторят это в школе. Парламент был просто театром, в котором голосовали «за» или «против» на основании инструкций из политбюро. Чехословакия была очень странным государством.
Бедности в Чехословакии не было, люди от голода не умирали. Свободно купить при этом можно было только основные продукты: хлеб, картофель, мясо, молоко, сахар и т.д. Я помню, однажды перед Новым годом в магазинах появились апельсины - за ними стояли огромные очереди, каждому продавали только по 2 кг. Стоимость автомобиля составляла 20-30 месячных зарплат, в очереди за ним нужно было стоять от 6 до 12 месяцев. При этом мы жили гораздо лучше, чем люди в регионах Советского Союза, в Румынии, Болгарии или Польше.
- Вацлав Гавел пользовался авторитетом у населения до революции 1989г.?
- Коммунистическая пропаганда несколько лет давила Гавела и его возможных соратников. Отчасти эта пропаганда была успешной. Но стоило Гавелу впервые появиться на телевидении, сказать людям напрямую, за что он борется, как он заручился серьезной поддержкой у населения.
- Каким образом зарождалась одна из движущих сил «бархатной революции» - студенческая солидарность?
- Студенты были частью общества, 99% которого научились жить в рамках коммунизма. Только в конце 1980-х гг. между студентами появились несколько десятков человек, которые хотели жить активно и принимать участие в акциях против коммунистического режима. Мы тоже создали свой кружок. Студенты стояли особняком от диссидентов постарше - тех, кто окружал Вацлава Гавела и входил в группировку «Хартия’77»; мы создали свой кружок с целью информирования друг друга и постепенной мобилизации студентов всех университетов.
Справка «БелГазеты».«Бархатная революция» в Чехословакии представляла собой бескровное свержение коммунистического режима, длилась с 17 ноября по 29 декабря 1989г. После подавления массовой студенческой демонстрации 17 ноября к студентам присоединилась творческая интеллигенция (18 ноября). 20 ноября представители чешских оппозиционных партий объединились в «Гражданский форум», во главе с Вацлавом Гавелом. Под давлением протестующих 29 ноября парламент отменил статью Конституции о ведущей роли компартии. 10 декабря сформировано первое с 1948г. некоммунистическое правительство. 29 декабря парламент избрал Вацлава Гавела на пост президента Чехословакии. Во время «бархатной революции» в Праге ежедневно на улицы выходило до 250 тыс. митингующих.
- Как студенческие демонстрации переросли в «бархатную революцию»?
- Во время первой же нашей крупной акции - демонстрации
17 ноября 1989г. - полиция повела себя очень жестоко по отношению к студентам. В демонстрации участвовали только молодые люди 20-25 лет - после демонстрации около 500 человек обратились в больницу с ранениями, сотрясениями мозга и т.д.
До сих пор СМИ подавали демонстрации в Праге как выступления «нескольких сотен диссидентов, финансируемых США, и г-на Гавела, который получает деньги из Германии». Эта пропаганда работала. Но 17 ноября, после точно таких же статей и репортажей, наши родители сказали: «Они бьют наших детей - это уже слишком». Это был катализатор, который высвободил энергию многих и многих граждан.
20 ноября, в понедельник, на центральную площадь Праги вышло 150 тыс. человек. Людей было слишком много, чтобы просто так всех разогнать.
Полиция не знала, что делать. У них была строгая инструкция: ни в коем случае не пускать студентов на центральную площадь. А марш студенческого городка хотел добраться именно до центральной площади - это символическое место. Спецотряды преградили нам дорогу - и просто не знали, как себя вести. У них не было ни одного психолога, ни одного специалиста по переговорам, решению конфликтов и т.д. Два часа они нас держали, а потом решили: «Давайте покажем им силу!»
Сыграло роль и то, что демонстрация проходила в пятницу вечером. Все, даже полицейские Пражского городского управления, хотели поехать на свои дачи. Возможно, жестокость полиции была результатом раздражения - им пришлось стоять на холоде несколько часов из-за того, что какие-то студенты хотят попасть на центральную площадь.
- Откуда родилась информация о мнимой смерти студента Мартина Шмида?
- Истеричная девушка увидела кого-то лежащим на улице и сразу побежала с криком: «Там лежит мертвый!» Вряд ли это была провокация спецслужб или комбинация реформаторского крыла чехословацкой компартии. Я не знаю, но вряд ли за этим случаем стоял какой-то план.
- Какое участие принимали студенты в дальнейших действиях «бархатной революции»?
- На самоорганизацию и принятие решений у нас было два дня. Мы решили, что начнем на своих факультетах оккупационную забастовку: не будем принимать участия в учебе, будем просто находиться там и возьмем факультеты под контроль.
Мы получили поддержку от пражских театров - актеры и интеллектуалы всегда были против авторитарного курса страны. Диссиденты вокруг Гавела и «Хартии’77» в те дни создали «Гражданский форум» - объединенный фронт сопротивления всех социальных групп.
Коммунистический режим в Чехословакии развалился бы и без нас, без студентов, - к тому времени уже пала Берлинская стена, в Польше прошли первые свободные выборы, постепенно менялась ситуация в Венгрии, а в Кремле сидел Михаил Горбачев и уже три года руководил «перестройкой».
Справка «БелГазеты».Шимон Панек родился в 1967г. в Праге. Изучал биологию на факультете естественных наук в Карловом университете. В 1988г. был одним из создателей студенческого движения STUHA. В 1988-89гг. принимал участие в антикоммунистических демонстрациях. В 1989г. избран в президиум студенческого координационного центра. Был членом движения «Гражданский форум», один из создателей частного информагентства Epicentrum. Директор крупнейшей в Чехии гуманитарной негосударственной организации «Человек в беде».