«Оппозиция шла, как раненые волки, до конца»
13.12.2010
—
Разное
Многозначительные намеки отдельных кандидатов в президенты, имеющих, надо полагать, особенный сценарий развития событий на Октябрьской площади столицы 19 декабря, заставили «БелГазету» в спешке собрать букет из «цветных» революций - почти бескровных смен власти в постсоветских государствах. Государственные перевороты в Грузии, Молдове, Киргизии, Сербии, на Украине и в Чехословакии, а также неудавшуюся отечественную «васильковую революцию» 2006г. вспоминают и комментируют непосредственные участники и свидетели тех событий.
Лектор Кишиневского педагогического университета им. И. Крянгэ, политический обозреватель Богдан ЦЫРДЯ рассказал «БелГазете» о причинах и ходе массовых беспорядков в Кишиневе в апреле 2009г., приведших местную компартию к потере большинства в парламенте.
- Какая политическая и экономическая ситуация сложилась в Молдове накануне событий 6-8 апреля 2009г.?
- Мы имели экономический спад и проблемы с формированием бюджета. Молдова, по некоторым данным, являлась самой бедной страной в регионе. Средняя пенсия, к примеру, составляла $50, средняя зарплата - $250 при прожиточном минимуме в $120. Политическая ситуация тоже была тяжелой, в обществе был раскол, определенные социальные сегменты (малый бизнес, молодежь) желали перемен, быстрейшей евроинтеграции, реформ. Конечно, они не связывали своих надежд с коммунистической партией, которая победила на выборах. Либеральные партии начали проводить акции протеста, утверждая, что будут фальсификации и что дальше диктатура сохраняться не может. Всё это подняло молодежь на протесты - и мы получили 7 апреля.
Вывод прост: были социально-экономические условия, которые подстегнули эти волнения. Было, однако, и влияние политических технологий, в т.ч. технологий «цветных» революций, давших такой взрывной эффект.
- Что стало тем нервным импульсом, который заставил людей выйти на улицы?
- В целом - результаты выборов, в частности - речь лидера компартии Владимира Воронина, который заявил, что ни с кем не собирается создавать коалиции и оппозиция и дальше будет оппозицией, которая делает то, что ей скажут сверху.
- Либералы имели конкретные цели, агитируя людей идти на митинги?
- Сразу было понятно: они станут требовать пересчета голосов, ведь либеральные партии не признали итогов выборов, несмотря на то что международные наблюдатели из ОБСЕ сказали, что выборы прошли хоть и с некоторыми нарушениями, но в целом в соответствии с международными стандартами. Состоявшийся пересчет голосов фактически дал возможность либералам перетащить у коммунистов один мандат. В результате коммунисты имели 60 мандатов, а для избрания президента им был необходим 61. Поэтому, сформировав правительство (необходимо 52 голоса), компартия так и не смогла избрать президента. Для партии коммунистов это было серьезным ударом.
- Существовали ли какие-то конкретные планы, сценарии развития событий во время митингов?
- Я склонен полагать, что какие-то планы существовали. Посредством социальных сетей (Facebook, «Одноклассники»), а также SMS-сообщений среди сотен тысяч молодых людей были распространены призывы выйти на митинг протеста 5 апреля. Более того, сам г-н Филат, лидер либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ), в ночь на 5 апреля, когда результаты выборов были еще только объявлены, заявил, намекая на коммунистов, что «те, кто сегодня пьет шампанское и празднует победу, еще почувствуют всю горечь поражения». То есть был прямой вызов власти. Я уже не говорю о том, что ЛДПМ заранее забронировала центральную площадь для проведения митингов протеста, одновременно то же сделали и всевозможные неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа.
Безусловно, сама избирательная кампания либеральных партий строилась на технологии «оранжевых» революций - т.е. говорилось, что выборы непременно будут сфальсифицированы. Также, к примеру, перед парламентом и президентурой каждый день стояли люди с табличками, на которых было написано «30 дней до падения диктатуры», «29 дней до падения диктатуры» и т.п. Происходило вбивание установки: режим обязательно провалится, нужно только подняться, повоевать - и все будет хорошо.
Есть, однако, и другой момент: планировались ли акции вандализма, т.е. поджога парламента и президентуры, поднятия румынского флага над зданием президентуры, сожжения Декларации независимости и молдавского флага и т.д.? Думали ли организаторы протестных акций довести все до погромов или это все же было случайностью, результатом действий провокаторов и выхода ситуации из-под контроля? Тем не менее примерно через полгода в СМИ, на интернет-портале праворадикальной организации «Новые правые», представители которой были среди погромщиков, появилось обращение, где они обвиняли лидера ЛДПМ в том, что, когда их услуга в действиях 7 апреля понадобилась, он их просил, умолял и т.д., сегодня даже не хочет официально регистрировать эту организацию.
- Власти не чинили препятствий при попытке забронировать площадь в центре Кишинева для митингов протеста?
- В соответствии с молдавским законодательством разрешение на проведение митингов от властей получать не нужно. Необходимо лишь уведомить местную власть (в данном случае - Кишиневскую мэрию) о том, что хочешь провести мероприятие. К тому же власть в муниципалитете Кишинева принадлежала либеральному мэру - так что дело было, естественно, разрешено без каких-либо проблем.
Справка «БелГазеты».Массовые беспорядки в Кишиневе (в некоторых СМИ, в связи с активным использованием митингующими для координации своих действий социальных сетей, события получили название «революция Твиттера»; другие названия - «кафельная революция», «революция булыжников») состоялись в марте 2009г. и привели к потере компартией страны большинства голосов в парламенте. Манифестации начались 6 апреля, привлекли около 10 тыс. человек, завершились быстро и без эксцессов. На следующий день между зданиями парламента и президентского дворца вновь собрались митингующие, на этот раз их количество достигло не менее 30 тыс. человек. Толпа захватила здания президентуры и парламента при полном бездействии милиции и спецназа. Без насильственных действий акции протеста продолжились до 8 апреля. В итоге в Молдове были назначены новые выборы, в результате которых компартия потеряла большинство в парламенте и перешла в оппозицию.
- Как складывались взаимоотношения с правоохранительными органами?
- Воронин 6-7 апреля дал силовикам команду не применять огнестрельного оружия. Более того, вообще была дана команда о неприменении силы. Фактически власть среагировала безвольно, проявила бесхребетность, и этим воспользовались провокаторы. Все это можно объяснить еще и тем, что на митингах протеста было много детей. Если бы было использовано оружие - это бы привело к обвинениям в терроре, убийстве несовершеннолетних. То есть организаторы митинга, видимо, надеялись на то, что власть использует силу против детей. Власть попыталась избежать этого. Такими действиями (или бездействиями?) власть, видимо, хотела скомпрометировать оппозицию. Не проявляя решительность, даешь возможность громить президентуру и парламент - а потом говоришь, что они во всем виноваты.
Однако фактически 6-7 апреля власть просто отдала эти институты погромщикам. Но 8 апреля, когда погромы и митинги протеста пошли на спад, полиция вдруг проявила излишнюю активность, начав вылавливать студентов, которые участвовали в событиях, и жестоко избивать их в участках. Возникает вопрос: если вы хотели защищать органы власти, то почему не делали этого 6-7 апреля? Такое впечатление, что, испытав унижение, силовики решили взять реванш. И взяли - тем, кто попал к ним в руки, мало не показалось.
Тем не менее, по нашему мнению, большая часть вины ложится на организаторов протестных акций.
- С чего начался митинг в Кишиневе?
- Было шествие от правительства к президентуре и парламенту - приблизительно километр. Затем мирные митингующие стояли перед правительством, а бунтари и провокаторы - перед президентурой.
В основном протестовала молодежь. Костяк - студенты (все основные университеты Молдовы сконцентрированы в Кишиневе). Также присутствовали представители неправительственных организаций, финансируемых Западом, и отдельные представители малого бизнеса и других социальных категорий.
- Как отреагировало на них гражданское население Кишинева, жители Молдовы в целом?
- Население было перепугано до смерти - все думали, что дело идет к гражданской войне. Можно сказать, что Молдова неким чудом избежала кровавого, жесткого киргизского варианта с массовыми столкновениями. Во время волнений погиб лишь один человек - при этом обстоятельства его смерти не выяснены до сих пор. Да, были раненые, среди которых, кстати, много полицейских (студенты полицейской академии), которых забрасывали кирпичами. При этом вначале люди считали, что в произошедшем виновата оппозиция. Но по ходу избирательной кампании благодаря мощной медийной и политической поддержке извне оппозиции удалось убедить население в том, что массовые беспорядки спровоцировали коммунисты. Это повлияло на результат, особенно учитывая, что от компартии к демократам ушел спикер парламента, один из ее лидеров - Мариан Лупу, коммунисты набрали не 49%, а 44% голосов и оказались в оппозиции.
- Что стало основной причиной, приведшей власть к параличу?
- Ее собственные слабость и безволие, хаотичные и неорганизованные действия. Чувствовались путаница в объяснениях, волнение, неуверенность. Вину за организацию беспорядков перекладывали то на румын, то на сербов и грузин, то на круги, близкие к Анатолию Чубайсу (!), то на транснациональную мафию. Оппозиция, к слову, тоже была перепугана до смерти - но шла, как раненые волки, до конца. Либо смерть, либо победа.
- Принимали ли участие в апрельских событиях внешние силы? Существовали ли финансовые потоки из-за границы?
- Свою роль сыграли определенные консервативные круги Запада и Румынии. Прямых доказательств тому нет, есть лишь предположения и гипотезы. Они состоят в том, что некоторые участники революционных событий 7 апреля после этого имели встречи с г-м Траяном Бэсеску (президент Румынии. - «БелГазета») и с Госдепом США. Более того, в румынских и западных СМИ в то время доминировала истерика - говорили, в частности, что коммунисты топят в крови либеральных борцов за свободу. Наблюдалась полная поддержка действий либералов. Вообще, в Молдове существует около 15 СМИ, финансируемых напрямую из Румынии. Все они активно поддерживали и освещали эти события, приезжали также и студенты оттуда. Те же «Новые правые» - это дочернее подразделение соответствующей головной румынской организации. Кроме того, все либеральные партии проходили тренинги в Международном республиканском и Национальном демократическом институтах при республиканской и демократической партиях США соответственно. Можно предполагать, что они оказывали определенную информационную, материальную и интеллектуальную поддержку для подготовки молдавских либеральных партий. Загадкой остается факт их прямого участия в организации данных событий, но косвенно они поддерживали действия этих субъектов.
После революции были резолюции Европарламента, осуждающие власти Молдовы, имели место также и заявления румынских официальных лиц и других внешних субъектов, которые косвенно поддерживали оппозиционеров и клеймили на чем свет стоит молдавскую коммунистическую власть. Позже либеральные партии создали Альянс за евроинтеграцию, полностью поддерживаемый Западом и Румынией.
Справка «БелГазеты».Богдан Цырдя родился в 1974г. в Семипалатинске (Казахская ССР). В 1998г. окончил факультет истории культуры педуниверситета им. И. Крянгэ в Кишиневе; в 2003г. - факультет коммуникаций и связей с общественностью школы административных и политических знаний в Бухаресте. Является руководителем политических программ российского фонда «Признание», лектором пед-университета им. И. Крянгэ и политобозревателем портала ava.md.