Проведение реставрационных и ремонтно-строительных работ
24.05.2010
—
Новости Экономики
Материальным воплощением многовековой истории белорусских городов являются памятники археологии, архитектуры, градостроительства, истории и искусства, находящиеся в городских поселениях Беларуси. Наиболее значимым памятникам архитектуры, которые имеют отличительные исторические, духовные и документальные черты, придан статус историко-культурной ценности.
Правовое регулирование материальных объектов с таким статусом обеспечено Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Аб ахове гісторыка-культрнай спадчыны Рэспублікі Беларусь». Памятники, которым придан статус историко-культурной ценности, включаются в Государственный список историко-культурных ценностей, ведение которого осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь. В настоящее время в Государственном списке насчитывается 4799 материальных недвижимых историко-культурных ценностей.
В соответствии с Законом историко-культурные ценности находятся в собственности Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Статьей 13 Кодекса Республики Беларусь «О земле» установлено, что земли историко-культурного назначения могут находиться только в собственности государства.
Нормативные правовые акты в сфере охраны историко-культурного наследия направлены на предотвращение уничтожения историко-культурных ценностей, сохранение отличительных художественных и исторических черт, которые обусловили придание объектам такого статуса, обеспечение изучения памятников. В перечне видов работ, которые выполняются на историко-культурной ценности (статья 36 Закона) отсутствуют такие виды, как снос, демонтаж и так далее, соответственно такие работы не могут выполняться на объектах наследия.
Согласно статье 37 Закона работы на историко-культурной ценности, а также работы по разработке научно-проектной документации могут выполняться только с разрешения Министерства культуры.
В составе научно-проектной документации разрабатывается раздел «Комплексные научные изыскания», который состоит из фотофиксации, обмеров, исторических, археологических и химико-физических исследований. В соответствии со статьей 43 Закона научно-проектная документация на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурной ценности согласовывается с Министерством культуры, в случае если историко-культурная ценность имеет категорию «0», «1», «2», либо реализация данной документации может привести к существенному изменению, уничтожению, потере и т.д. историко-культурной ценности, рассматривается на Белорусской республиканской научно-методической раде по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры. Документация, не одобренная Научно-методической радой не подлежит согласованию. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые являются заказчиками научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях, в обязательном порядке должны передавать бесплатно в Банк сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь установленные разделы научно-проектной документации.
Согласование Министерством культуры научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях не освобождает от необходимости ее согласования с другими государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
После названного согласования научно-проектной документации Министерством культуры либо (в случаях необходимости срочного проведения работ) после согласования и утверждения обоснованной программы научно-исследовательских работ выдается разрешение Министерства культуры на проведение работ на историко-культурной ценности.
В случае если научно-проектной документацией предусматриваются также земляные работы, то заказчику работ необходимо получить разрешение Министерства культуры на проведение археологических исследований археологом, которому государственным учреждением «Институт истории Национальной академии наук» предоставлено право на проведение археологических исследований. Специалист принимает решение о необходимости полномасштабного археологического исследования либо осуществления археологического надзора.
Дополнительно следует остановиться на проведении работ в зонах охраны историко-культурных ценностей. Зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, их границы, склад и режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, утвержденным Министерства культуры.
Режимами содержания и использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей предусматриваются ограничение или полный запрет деятельности, которая создает угрозу сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среде) и условиям их содержания и использования.
За нарушение порядка проведения работ на историко-культурных ценностях статьей 19.6. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от 10-ти до 30-ти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 10-ти до 100 базовых величин, на юридическое лицо – до 500 базовых величин.
В случае если собственник либо заказчик работ умышленно производил работы без получения соответствующих разрешений и согласований Министерства культуры, зная о статусе историко-культурной ценности, по этому факту может быть возбуждено уголовное дело.
Вышеназванные особенности проведения работ на историко-культурных ценностях в соответствии с действующим законодательством в сфере охраны историко-культурного наследия направлены на сохранение исторического своеобразия белорусского народа и привлекательного для туристов образа городов Беларуси.
Ирина БОРИСЮК