Главный радионянь

Источник материала:  

В 1970-х годах Александр Левенбук был всенародным любимцем. Его программа "Радионяня", которую он делал вместе с Александром Лившицем, как сейчас принято говорить, била все рекорды популярности. Левенбук и Лившиц обучали детей математике, хорошим манерам и знакомили с песнями известных композиторов. Вот уже 25 лет Александр Левенбук руководит московским театром "Шалом".


- В свое время была популярна программа "Радионяня". Сейчас большей популярностью пользуются телевизионные проекты. Вы к ним как относитесь?


- Я их почти не смотрю. Иногда смотрю "Фактор А", мне нравится. Очень хороший проект "Голос". Конечно, можно спорить, кто из участников "Голоса" лучше, а кто хуже. Но хороших много. Иногда меня спрашивают, почему участники этих проектов не становятся популярными. Это трудный вопрос. Наверное, из-за того, что они попсу не поют. Скажите, кто самая известная в нашей стране балерина?


- Волочкова!


- А вы знаете, что есть такая Ульяна Лопаткина? Ульяна - мировая звезда, настоящее явление, которое бывает один раз в сто лет. Но ее мало кто знает. А ведь рядом с Лопаткиной Волочкова - просто никто. Но Волочкова - гламур, поэтому ее знают. А Лопаткину нет. В тот момент, когда на телевизионном экране я вижу, как танцует Ульяна, для меня жизнь останавливается.


- Если говорить о балете, то сейчас в Большом театре не все гладко. Как вы считаете, почему такое происходит?


- Театр - сложный, он - большой во многих смыслах. Этот театр прошел через школу советского отношения к человеку. Когда было все равно, кто ты - Васильев, Плисецкая или никто. Обидеть при советской власти большого артиста было очень просто. Это где-то сохранилось. Стены впитывают непростые отношения между людьми. Но если начнется более активный творческий процесс, воздух там немножко посвежеет.


- Правда, что ваш друг Савелий Крамаров тоже уехал из страны из-за того, что ему не нравилось отношение?


- Нет. Его здесь боготворили. Но ему хотелось жить в Америке. Крамаров был очень необычным человеком. Когда его приглашали в гости, он, например, никогда ничего не ел, считал, что это некошерная пища. Он даже чай пил из своего стакана, который всегда был идеально вымытым. Помню, как-то мы приехали с Хайтом к нему в гости в Америку. К нашему приезду он купил разные деликатесы, которых у нас не было. Мы заранее с Аркадием решили, что его разыграем. Пришли и стали отказываться от угощений, сомневаясь в кошерности этих продуктов. Ему и на ум не пришло, что мы хоть и евреи, но едим всё. В общем, к деликатесам не притронулись.


Вернулись обратно в Москву. Позвонили Крамарову и сообщили про розыгрыш. Савелий долго возмущался - он ведь хотел нас порадовать!


- Мало кто знает, но ведь это вы впервые вывели Аллу Пугачеву на большую сцену!


- Да, об этом даже есть книга. Алла про нас девять страниц написала. У нас в свое время была программа с Лившицем, которая называлась "Пиф-паф, или Сатирические выстрелы по промахам". Там были служебные песенки, написанные Таничем и Френкелем. Звать известную певицу на такой материал было бесполезно. Поэтому мы решили найти на этот материал молодую и неизвестную. Администратор Москонцерта попросила свою дочь, и та привела к нам из училища им. Ипполитова-Иванова пятнадцатилетнюю девочку. Ее звали Алла Пугачева. На тот момент ей было 15 лет и три месяца. Когда Алла села за рояль и стала петь, мы сразу поняли, что она - та певица, которую мы искали. Когда решили пригласить Пугачеву с нами на гастроли, первым делом пошли к ее маме. Пообещали ей: "Какую возьмем, такую и вернем на место". И свое слово сдержали. Мама нам поверила и разрешила. Помню, в дорогу дала нам трехлитровую банку квашеной капусты. Замечательная пища, я вам скажу. На гастролях Алла пела служебные песни и какие-то свои. После этого мы стали дружить.


- Говорят, что сейчас Алла очень капризная. А в молодости какой была?


- Я ее капризов никогда не видел. Ни-ког-да! Мы видели, как она репетировала свой юбилей, и наблюдали, с какой любовью и благодарностью к ней относится армия артистов. Видели, как они общаются с Кобзоном. Это две величайшие звезды! Когда эти два человека общаются, в этом столько юмора, взаимного уважения, пусть даже и подколок каких-то. Красота! Вот так должны коллеги себя вести!


- Сейчас вы поддерживаете отношения с Пугачевой?


- Конечно. В свое время Алла открывала наш театр. Была премьера, и никто - ни зрители, ни артисты - не знал, что она придет. Когда Алла вышла на сцену, все обалдели. Она говорила так, что все плакали. Пугачева - великая актриса. Когда нам понадобилась ее помощь, она тут же откликнулась. Хотя нам все говорили: "Ой, у нее бухгалтерия, денег вам не даст". Но через два дня деньги, которые я попросил у нее, у нас были. В то время у нашего театра были бюджетные долги. Алла моментально все погасила. Даже вопросов не задала!


- Расскажите про свою работу с Евгением Моргуновым.


- С Моргуновым мы много работали в Татарстане. Мы ездили в одной машине: он - на переднем сиденье, а мы с Лившицем - на заднем. В то время были проблемы с ресторанами и кафе, но благодаря Моргунову они отпадали сами собой. Бывали случаи, когда мы ехали в машине и говорили, что из-за нехватки времени не успеем пообедать. Он тут же останавливал машину у какого-нибудь покосившегося придорожного кафе и уходил. Когда мы входили через несколько минут, там уже кипела работа, нам стелили накрахмаленные скатерти. Оказалось, что до этого Моргунов говорил, что в машине сидит депутат и он сейчас придет подкрепиться. Женя всегда был верен себе. Мы однажды были в Челябинске и решили съездить на промтоварную базу. Когда он туда пришел, сказал, что ему нужно быть вечером на приеме у первого секретаря обкома партии. Ему сразу же показали лучшие вещи, и он купил себе пальто, костюм. В общем, все необходимое.


- Александр Семенович, я знаю, что вы дружны с Кларой Новиковой. Какая она в жизни?


- С Кларой мы знакомы очень давно - с ее самых первых шагов. У меня есть перечень женщин-юмористок, и на первом месте у меня стоит Клара. Она ведь мастер импровизации. Для актрисы, возникшей при советской власти, это особенно ценно. Сейчас Клара играет в антрепризном спектакле "Последняя любовь". Она играет с опытными драматическими актерами и им не уступает. Я получаю истинное удовольствие, когда вижу ее на театральной сцене.


- Драматические актеры жалуются, что им очень мало платят...


- Да, но они научились зарабатывать. Они снимаются в рекламе, в фильмах, сериалах, зарабатывают так, как никогда при советской власти не зарабатывали. У актеров в СССР не было даже маленьких особняков - дачка в лучшем случае. На Западе не такая система. У нас государство подкармливает театры и полностью обеспечить такое количество театров, конечно, не сможет. На Западе почти нет государственных театров, их содержат меценаты, но на других условиях. У них льготное налогообложение, и почти все, что меценат потратил на театр, вычитается из налога. Там украсть меньше возможностей! Меценат бывает каждый день в театре и знает, куда уходят его бабки.


Александр Бродолин.

 

Советская Белоруссия №78 (24215). Пятница, 26 апреля 2013 года.

←Хорошо забытое старое

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика