В ожидании

Источник материала:  

29 апреля - православная Страстная седмица. Великий понедельник. День памяти священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского.


30 апреля - Великий вторник.


1 мая - Великая среда.


2 мая - Великий четверток. Воспоминание Тайной вечери.


3 мая - Великий пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господних. Память мученика Гавриила Белостокского. Строгий пост.


4 мая - Великая суббота.


5 мая - Светлое Христово Воскресение. Пасха.


Последняя неделя Великого поста - очень сложная и напряженная. Пост длится 7 недель, 48 дней, и делится на две части: святую Четыредесятницу и Страстную седмицу, посвященную страданиям Христа. Первый день этой предпасхальной недели - Чистый понедельник, когда "сапраўдныя вернiкi" в Беларуси ничего не ели и не пили.


В некоторых регионах хозяева старались сделать так, чтобы в доме к Страстной неделе не оставалось ничего нечистого, вплоть до самых мелочей. Потому что "нечистое" может навести на людей и домашних животных разные болячки, в первую очередь связанные с проблемами кожи. Особо выделялся и Чистый четверг. Все в доме тщательно мылось и скреблось, особенно углы. Ведь именно там собирается все недоброе. Такой банный день устраивался не только для людей, но и для всей домашней живности. Тщательно мыли коней, расчесывали им гривы - говорили, это даст крепость и силу на весь год. Мыться старались до восхода солнца. На восточных территориях рушник, которым утирались, отдавали "божьим людям", что, по поверьям, должно было принести девушкам неувядающую красу и счастливое замужество. Кое-где у нас накануне клали под "страху" хлеб, соль и мыло. Потом, на Юрия, с этим хлебом выгоняли в первый раз скотину на пастбище. Соль считалась первейшим средством "ад сурокаў" - сглаза. А мылом, как и положено, наутро мылись.


Примечали и сопутствующие детали. Если положенный хлеб за ночь слегка подмерзал - жди, что в этом году ночной мороз не пожалеет яровые. Некоторые смельчаки старались искупаться не где-нибудь, а в проруби - как на Крещение, хотя при ранней Пасхе вода была еще очень холодная. Хозяйки в этот день ждали дождя. Он обещал хорошие удои у коров, а самим рогулям мыли вымя водой, взятой из двух источников. Кроме того, старались поработать и на огородных грядках, потому что посеянное в Чистый четверг обязательно вырастет таким же чистым и сильным, не будет забито сорняками.


Последний день недели - Светлое Христово Воскресение, великий праздник, к которому готовились загодя, которого так долго ожидали. На праздничные столы выставлялись пышные и душистые куличи, "пасхи", колбасы и ветчины и, конечно, яркий символ самой жизни - окрашенные луковой шелухой яйца. Издавна у нас живет традиция расписывать их перед Пасхой. Тонкой иглой наносить рисунок - получаются "скробанкi". Такие изображения - не только украшение, но и оберег, когда каждые ромб, крестик или извилистая линия заключают в себе особый символ и значение. Помимо "скробанак", у нас распространена традиция росписи "пiсанкi". Пасхальные яйца становятся настоящими произведениями искусства. Они символизируют вечный круговорот жизни, ими обмениваются, дарят на память. Существует особая технология сохранения таких яиц, когда через крохотное отверстие, которое должно быть сделано очень осторожно, скорлупа заполняется растопленным парафином. В наших музеях есть целые коллекции таких по-настоящему праздничных и необыкновенно красивых пасхальных яиц.

 

Советская Белоруссия №78 (24215). Пятница, 26 апреля 2013 года.

Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ

←Главный радионянь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика