Магистральный путь Михаила Высоцкого
Выдающемуся белорусскому конструктору исполнилось 85 лет
Уроженец деревеньки Семежево, что в Копыльском районе, он сперва увидел автомобили, порой проезжавшие по местному Екатерининскому тракту, а уж после — обычный велосипед. В только-только освобожденный Минск в 1944-м отправился хоть и по путевке комсомола, но... на крыше вагона.
С тех пор и по сей день его жизнь неразрывно связана с большегрузными автомобилями.
Его дипломная работа по созданию и внедрению в производство первого конвейера для сборки МАЗа произвела технологический фурор, уравняв его в конструкторском гении со всемирно известным американцем Генри Фордом.
Герой Беларуси, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР и БССР, академик Михаил Степанович Высоцкий без всяких преувеличений прочно вошел в мировую историю, а точнее, въехал в нее на колесах созданных им автомобилей. Разработанные при его личном участии конструкции прицепов и полуприцепов в 1957-м были использованы как шасси для доставки к месту запуска первого искусственного спутника Земли. С его же полуприцепа 1 мая 1960 года была запущена ракета, сбившая над Уралом самолет американского шпиона Пауэрса. А разработанный им первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 взял Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958-го.
Три года спустя 33-летний Высоцкий становится главным конструктором Минского автозавода. Именно он впервые в мире “поставил кабину на двигатель” — разработал принципиально новую компоновку большегрузных автомобилей, подхваченную автомобилестроителями всего мира.
В постсоветское время он становится одним из инициаторов организации на МАЗе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руковод созданием их первых моделей совместно с немецкой фирмой “Неоплан”. Полное обеспечение потребностей Беларуси и поставки на экспорт — амбициозная для никогда не производившей автобусы страны цель сегодня стала обыденной реальностью.
Но конструкторский гений Михаила Высоцкого этим не ограничился. Им развита теория виртуального проектирования и испытаний мобильных машин, получены результаты в области динамики автомобильных и железнодорожных цистерн. В 1997 году Международный биографический центр, расположенный в британском Кембридже, присвоил Высоцкому почетное звание “Человек года” с вручением медали Чести за выдающиеся достижения, а американский Биографический институт включил имя белорусского академика в список ученых, внесших наибольший вклад в развитие науки в прошлом веке. Да только ли в прошлом? “Пусть и впредь Ваш интеллект, непревзойденный талант и высокий профессионализм способствуют укреплению и процветанию белорусского государства”, — отметил Президент Беларуси в своем поздравлении выдающемуся конструктору страны с его 85-летием.