Дьявол кроется в деталях

Источник материала:  

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент обратил внимание на важнейшую проблему: «Зарубежных бизнесменов привлекает стабильность Беларуси, наша порядочность, надежность, низкий уровень коррупции. Но стена бюрократизма, с которой они сталкиваются в исполкомах и министерствах, отбивает на корню всякое желание инвестировать».


То, что во многих чиновничьих кабинетах не изжиты равнодушие и волокита, известно многим. Хочет, к примеру, иностранная компания производить у нас продукцию — нужен участок для строительства производства. Только на отвод земли уйдет не менее полугода! Это не считая согласования проектно–сметной документации. Раньше приходилось ждать еще больше. Вопрос рассматривался на заседании Совета по развитию предпринимательства Могилевского облисполкома. Сроки уменьшились, но незначительно.


А почему бы не создать кадастр пустующих земельных участков в промышленных зонах? Это не так уж сложно — сделать выборку по всем регионам области. Чтобы документы на каждый такой участок были заранее оформлены: лежали в папке, дожидались хозяина. Выбирай, плати и начинай строиться. Ведь каждый деловой человек заинтересован вложить деньги, скорее начать работать и получать прибыль. Но прежде чем решиться на «хождение по мукам», трижды задумаешься...


А в соседней России, между прочим, есть положительный опыт. Нередко там заранее строят здания под готовые производства. Инвестору остается только завезти, смонтировать оборудование и приступить к выпуску продукции.


Да, мы пока не настолько богаты, чтобы сооружать производственную недвижимость заблаговременно. Зато вопрос с землей решить можно — для этого не требуется значительных изменений в законодательстве. Только более инициативная работа чиновников.


Президент также призвал государственных служащих быть внимательнее к местному бизнесу. Цитирую: «Еще сложнее обстоит дело, когда инвестировать хотят наши отечественные предприниматели. Те вообще пробиться никуда не могут».


К сожалению, это так. Пример владельцев такси и маршруток. Они активно вкладывают деньги, выполняют нужную работу — перевозят людей. И, надо сказать, неплохо справляются. Лет 25 — 30 назад, когда в Могилеве был единственный государственный таксопарк, заказать такси было проблемой. На стоянках скапливались очереди, диспетчеру, особенно в праздники, было не дозвониться. Теперь в городе нет государственных таксопарков, нет и дефицита машин с шашечками. Частники работу отлично наладили: звони в диспетчерскую в любое время суток, и в считанные минуты подадут такси.


Однако проблема с нелегалами по–прежнему стоит остро. Сегодня в Могилеве около 500 официальных таксистов и еще около 300 — левых. Эти люди забирают у добропорядочных предпринимателей львиную долю заказов, выручки. При этом в городскую казну, по нашим подсчетам, ежемесячно не поступает 183 миллиона рублей. Неужели мы настолько богаты, чтобы разбрасываться такими суммами?


Между тем у официальных перевозчиков до восьмидесяти процентов доходов идет на топливо и запчасти. А надо еще кормить семьи, развиваться, обновлять парк машин...


Увеличить доходность бизнеса за счет повышения стоимости услуги нереально: горожане не столь уж богаты... В результате многие таксисты уезжают на заработки в Москву. Там, кстати, уже навели порядок. В российские правила дорожного движения внесены изменения. Сотрудник автоинспекции теперь имеет право, заметив на дороге нелегала, принимать меры.


Наши инспектора ГАИ также легко распознают нелегала, даже если его автомобиль с огоньком и шашечкой, — по номерам. Но, увы, они не уполномочены применять санкции к нарушителям. Правда, у нас ими занимаются другие службы — налоговая, транспортная инспекции. Но не постоянно, а от случаю к случаю. От рейда к рейду.


Собирались мы по этому поводу в Минске, пригласили представителей всех контролирующих органов. Каждый бойко отчитался за свое ведомство: дескать, провели столько–то проверок, столько–то нарушителей выявили. А толку? Когда дали слово судьям, те рассказали, что материалы подобных проверок часто оформлены неправильно. Это и мешает строго наказывать задержанных.


В общем, представители различных ведомств зачастую перекладывают ответственность друг на друга. А почему не объединиться и не покончить с нелегалами навсегда? Если даже половина «серых» таксистов легализует свой бизнес, казна пополнится, будут созданы дополнительные рабочие места.


Это только два примера. А их немало...


Сергей Яськов, председатель Могилевского областного комитета профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць»

 

Фото Ирины Менделевой

←Трассу Брест - Минск - граница России объявили зоной, свободной от превышения скорости.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика