К социально эффективной экономике
«Р» обсуждает Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы
Валерий ЯНЧУК, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ВГУ им. П.М. Машерова:
— Проект программы заслуживает положительной оценки, а реализации его положений на практике поспособствует дальнейшему повышению уровня благосостояния населения, развитию Беларуси по пути экономического и социального прогресса. В проекте определена главная цель модернизации экономики — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Вместе с тем хотелось бы высказать свое мнение по поводу некоторых терминов и выражений, использованных в этом документе. В начале первого раздела говорится о том, что Беларусь последовательно реализует модель «социально ориентированной рыночной экономики», а в третьем разделе и в заключении — о «социально ориентированной экономике». Эти термины синонимами не являются, так как экономика состоит из рыночного и нерыночного секторов. И задача правительства любой страны, в частности, состоит в том, чтобы найти между ними оптимальное соотношение. Развивать же только рыночный сектор экономики — это то же самое, что бегуну, например, развивать только левую ногу. Кроме того, присоединение к термину «рыночная экономика» слова «социальная» не увеличивает объема этого термина, так как любая экономическая система социальная по своей сути. Вопрос заключается лишь в степени ее социальной ориентации на удовлетворение потребностей общества. Точнее было бы назвать белорусскую модель «социально эффективной смешанной экономикой» или просто «социально эффективной экономикой». Мы тем самым подчеркиваем, что социальная эффективность экономики в конечном счете имеет первенство над экономической эффективностью.
Серьезное возражение вызывает раздел «Модернизация экономических институтов и системы государственного регулирования». У авторов проекта одно из направлений модернизации, как я понимаю, состоит в уменьшении роли государства, как экономической, так и социальной. Президент нашей страны не один раз заявлял о том, что одним из признаков белорусской модели является «сильное и эффективное государство». Далее в третьей программе говорилось о совершенствовании государственного управления экономикой. Теперь же роль государства низводится до регулирования — одной из функций управления. Говоря другими словами, роль государства предполагается существенно уменьшить. В этом разделе сказано также о переходе «от экономики директив к экономике инноваций». Значит, экономика Беларуси в прошедших трех пятилетках была экономикой директив, однако при этом среднегодовые темпы ее прироста были почти наполовину выше, нежели в экономике России. Не упрощенное ли это толкование экономики Беларуси? Можно согласиться с тем, что, действительно, роль административных методов управления в стране была чрезмерной, но отсюда вовсе не вытекает вывод о том, что надо переходить от «административных методов к использованию рыночных стимулов». А какое государство, собственно говоря, в случае необходимости, не использует административных методов воздействия на деятельность экономических субъектов? Ведь ясно же, что государство в лице правительства просто обязано эффективно управлять государственным сектором экономики.
Точнее, по-моему, раздел назвать следующим образом: «Модернизация экономических институтов и системы государственного управления и регулирования».
В этом же разделе неточно сформулирована фраза о формировании «равных партнерских отношений с бизнесом». Не совсем понятно, кто с бизнесом должен вступать в партнерские отношения: государство в лице правительства или речь идет о государственных предприятиях? Кстати, в проекте программы верно говорится о партнерских отношениях между белорусскими экономическими субъектами. Это свидетельствует о том, что конкуренция имеет свои границы и ее необходимо сочетать с сотрудничеством.