Своя у нас только бульба
11.10.2010
—
Новости Общества
В доме у каждого белоруса найдется немного картошки. На это и рассчитывали организаторы бесплатного фестиваля «БульФэст», сделав входным билетом на свое мероприятие одну картофелину.
Музыкальная передача «БульБокс» таким концертным образом решила «расширить свою территорию» и«выйти на сцену, чтобы мощной музыки в городе стало качественно больше» - каждый месяц будут проходить живые концерты, в рамках которых будет «переосмысляться понятие рок-н-ролла на современный манер».
Для «первой серии» проекта выбрали группы «Кассиопея», Toobes и украинскую «Перкалабу». На сцене одновременно происходили и телепрограмма, и концерт. На отдельных подмостках Сергей Пукст, бывший ведущий «БульФэста», расспрашивал музыкантов о всякой ерунде, по сцене носили гигантские гусли (экипировка «Перкалабы») или не менее огромный, в человеческий рост, калькулятор с надписью «Зло» (сценический антураж «Кассиопеи», экспонат из РТИ периода цветущих 1980-х гг.), ведущие (Пукст и актриса и певица Анастасия Шпаковская) устраивали несложные конкурсы с участием собранного на входе картофеля.
(На фото: Дежурный хит «Перкалабы»: Desert Rose Стинга на гуцульский манер )
«Кассиопея» презентовала свой новый альбом «Стивен Кинг и мы» и по этому поводу пила прямо на сцене имеющую какое-то отношение к бренду проекта водку, по-пионерски задорно, будто горн, вскидывая бутыль над головой. По словам Анастасии, они «разграбили минский ТЮЗ»: скорее всего, так и было - на этот раз музыканты явились не в костюмах «космических глистов», «котика, козлика и пчелки» или подвыпивших невест эпохи барокко, а в милых головных уборах медведика, зайки и лисички. В этом было что-то зверское и неумолимое, можно было представить, что «Кассиопея» играет индастриел на самом деле. Обычно их музыку классифицируют как «спец-поп» («Ну, это такая специальная музыка… не для всех», - объяснили корреспонденту «БелГазеты» знающие люди).
Весь концерт «Кассиопеи» на втором этаже веселые подвыпившие подростки в кедах с механистическим грохотом падали со стульев на пол. Это раздражало - казалось, ими кто-то невидимый изнутри стены играет в пинг-понг. «Кассиопея» тем временем пела исключительно о телевидении: одна из новых песен называлась «Алеся-телеглаз», другая была про Микки-Мауса, третья - про голубой экран («Спасибо тебе, голубой экран!» - «Пажалюста, пажалюста!»). Вдруг стало ясно, что их творчество - это изящное переосмысление глобальных тем поп-культуры, следовательно, это музыкальный поп-арт, и лучше их сравнивать с коллективами вроде Sparks или They Might Be Giants. Новые песни более расслабленные и медленные: те, кто помнит буйную «Кассиопею» 90-х гг., отмечают, что «исчезла невротичность». Кажется, что веселая толпа танцующей молодежи слушает группу не потому, что понимает, о чем эта музыка в принципе, а потому, что это смешно и модно.
Гости из Западной Украины - ансамбль «Перкалаба» - выступали вторыми, хотя, конечно, они были ключевым моментом вечера. Этих буйных карпатских горцев уже ждали, шептались о том, что они «должны быть чем-то похожи на «Гоголь Борделло» и «играть ска», но в итоге оказалось, что все сложнее. «Перкалаба» (это название одной карпатской деревни) обрабатывает народные гуцульские песни минимальным образом, но, учитывая состав коллектива (помимо цимбал, там присутствуют тромбон и труба), ска-панковские мотивы появляются сами собой, из плясовых народных ритмов, что ли.
Концерт начался с хитов - с песни про пчел «Ой ты гулей, гулей, гулей» (кавер на песню Стинга), потом сразу же зазвучала «Свято грибів і форелів» из знаменитого альбома «Горрри!». По сути, это настоящий этнопанк - не панк-рок с элементами фолка, а чистая аутентика в максимально естественной панк-ска-аранжировке. Цимбалы при этом вполне справлялись с блюз-роковыми ритмами некоторых песен («Я буду льотчиком, мама!»), а в балканских мотивах труба и тромбон звучали как аутентичная духовая секция, необходимая подобной музыке. Очень колоритный басист с дурацкой шапкой и ошеломительной техникой исполнения при этом играл то фанк, то диско, то и вовсе какую-то сверхсложную вязь. Цитаты из украинского фолка перемещались между песнями достаточно вольно, да и вообще группа отнеслась к фолку весело и игриво, соорудив на его основе цветастый музыкальный конструктор.
Кавер-версию «Перкалабы» на когда-то известную песню французской певицы Ингрид мало кто опознал как кавер - разве что поклонники IQ48, чья аналогичная версия назвалась «Толян, поверь». Получилась убедительная иллюстрация трагедии жизни кавера на постсоветском пространстве - только успеешь обстебать что-нибудь свежее, как о нем все напрочь забывают, увлекшись чем-то другим, а у тебя, смотри-ка, осталась прекрасная песня, и все будут думать, что твоя собственная. Когда вокалист от всей души заорал «Ой ви прерії мої! Ой ви прерії широкі! Далиніють в далині! Чорнобриві, красноокі!» на свадебно-похоронный мотив в духе Горана Бреговича, один из белорусских деятелей музыки, сидящий в зале, радостно осознал: «Ска изобрели гуцулы!»«А что у него на майке? «Я люблю GB» - это что?» - обсуждают в толпе. «Это Great Britain!» - авторитетно отвечают англофильски настроенные поклонники Toobes.Когда вокалист оборачивается к ударнику, чтобы постучать по его тарелочкам, выясняется, что GB - это «Gogol Bordello».
После концерта «Перкалабы» стало немного печально, что белорусские группы, даже самые крутые, немножко не наши. Особой трагедии в этом нет - в здешней культуре должна наличествовать эстетика буферной зоны, да и гор у нас нет. Тем не менее вопрос языка всех беспокоит: даже объявляя Toobes, ведущие отметили, что они своим творчеством«доказывают» что-то про английский язык. Конечно, сама группа вряд ли так считает, языковой вопрос предстает перед ними только тогда, когда спрашивают, почему это на английском. Вопрос такой же странный, как если спрашивать, почему «Битлз» на английском. Но тем не менее фестиваль показывает то, что есть: две белорусские группы поют на двух чужих языках и одна украинская - на своем. Впрочем, на гримерке «Перкалабы» было почему-то написано «Молдова», а язык их - достаточно мощная гуцульская взвесь, не совсем совпадающая с литературным украинским.Группы же вроде Toobes, как утверждают некоторые критики, «выезжают на чужой культуре». С другой стороны, мы все тут выезжаем на чужом. Своя у нас только бульба, которую вручили группе «Перкалаба» в качестве гонорара - огромный, неподъемный мешок. Директор коллектива от подарка расчувствовался и даже хотел разбросать бульбу по залу, но ограничился двумя горстями, уже было вызвав священную панику в рядах зрителей насчет того, что «картошка сейчас снова к нам вернется, и все было зря». Кому в следующий раз подарят мешок бульбы - пока не очень понятно, но обещают, что проект продолжится. Хотя, возможно, дальше все будет за деньги - и гонорары тоже будут платить чем-нибудь скучным.