В плену у флибустьеров
Более четырех месяцев провел
наш земляк Сергей Харлан в «гостях» у сомалийских пиратовСчастливого момента, когда экипаж тунцелова Thai Union-3, находившийся более четырех месяцев в плену у сомалийских пиратов, вновь вступит на российскую землю, с нетерпением ждали все родственники плененных рыбаков. 15 марта это свершилось: в калининградском аэропорту Храброво в начале первого ночи приземлился заветный самолет. Уставших и похудевших парней встречали родственники, друзья, пресса. Пребывание в пиратском плену подействовало на моряков лучше всякой диеты, заставив сбросить по десять--двадцать килограммов. Для Сергея Харлана долгожданное свидание с семьей отодвинулось на какое-то время -- до прибытия поезда № 39 «Москва--Полоцк» к витебскому перрону.
-- Старался доехать из Москвы тихо, без шумихи, не привлекая внимания публики, -- признается утомленный мытарствами капитан. -- На перроне ждала жена с цветами. Приготовила к моему приезду столько любимых блюд -- всего сразу не осилить. Ели жареную картошку и домашнюю колбасу, блины с медом... Этот день решили посвятить общению в семье. Море эмоций. И от первой встречи с сыном тоже. Говорили с ним обо всем понемножку. Счастливы! Без конца звонят родные, друзья -- переживали.
Для Лены в последние месяцы телефонные звонки были связаны с тревогой за любимого человека. Неудивительно, что и сегодня реакция на них неоднозначная.
-- Мне позвонили с Сережиной работы и сообщили о его освобождении. Не верила в счастье до последнего, пока не увидела живым. Обычно со мной связывались, когда нужна была какая-то помощь. Но случалось и затишье. Это самое страшное, -- вспоминает о пережитом супруга Харлана Лена. -- Сын очень ждал отца, тосковал, волновался. В первый день по возвращении папы принес из школы одни десятки.
Семья не может нарадоваться воссоединению. Хочется побыть вместе, закрывшись на время от шумного и такого недоброго порою мира. Сергей не скрывает -- тяжело вспоминать плен. Да и не хочется.
Вдали от родины было совсем несладко. Принадлежащий таиландской компании тунцелов с 27 членами экипажа был захвачен сомалийскими пиратами 29 октября 2009 года в Индийском океане, за 200 миль от Сейшельских островов. В ожидании выкупа он находился на одной из пиратских баз на побережье Сомали. Кроме белоруса, в экипаж входили 23 россиянина, два голландца и два филиппинца. С того октябрьского дня начались неимоверные страдания и волнения. Только на прошлой неделе, в результате длительных и трудных переговоров, компании удалось выкупить команду судна. О конкретной сумме выкупа официальной информации нет, хотя поговаривают о трех миллионах долларов, выплаченных морским разбойникам. А судовладелец тунцелова Thai Union-3, принадлежащего таиландской группе компаний Thai Union, которая занимается поставками на рынок мороженой рыбы и морепродуктов, предпочитает отмалчиваться. Морякам, вроде бы, обязался выплатить компенсацию за все понесенные в ходе рейса потери (капитан Сергей Харлан, к примеру, едва не лишился жизни).
-- Отправляясь в этот район на промысел, мы знали, что там могут быть пираты и ситуация захвата вполне возможна. Что, к сожалению, и случилось. Современные флибустьеры -- это дикари с автоматами. Никакой цивилизации. Могли убить в любой момент. Я испытал это на себе, -- рассказывает капитан. -- Пираты обозлились на нас за то, что не подчинились и начали маневрирование. Минут 50 мы отстреливались, подали сигнал SOS. Ждали военный корабль, но он не пришел. Начался обстрел судна. Пираты забрались на борт, забежали в рубку и остановили машину. Силы были неравные. Чтобы там рыбачить, необходимо иметь вооруженную охрану. Первый ворвавшийся в рубку пират дважды выстрелил в меня из автомата Калашникова, якобы приняв фонарь в руке за пистолет. Одно ранение пришлось на левое предплечье. Второй выстрел был направлен в грудь, однако пуля прошла по касательной в области сердца, не задев внутренние органы. Об этой ране я домой не сообщал -- не хотел еще больше расстраивать родных. В отношении пленников морские разбойники вели себя варварски, крайне агрессивно. Морякам постоянно угрожали оружием, наставляли на них автоматы. В ходе переговоров пираты постоянно увеличивали суммы выкупа. Они добивались от каждого члена команды, чтобы тот связался с родственниками и попросил выкупить себя за 300--500 тысяч долларов. Компания у нас таиландская, с ней и выходили на связь. Примерно раз в две недели, а то и месяц. А те уже передавали сообщения в Калининград. Пираты прислушивались к нашей радиоволне, тянули время -- делали все, чтобы увеличить выкуп.
Мягко говоря, вели себя неожиданные хозяева не слишком гостеприимно. Забрали у рыбаков практически все ценные вещи, разворовали судно. В первые же минуты захватчики бросились в каюты моряков и начали собирать в мешки деньги, продукты и пресную воду. Членов экипажа согнали на ходовой мостик. Оттуда можно было ходить только в душ и туалет, а по судну -- нет. Практически постоянно слышалось щелканье затворами. Кормили не ахти как. Макароны, прелый рис, четыре бульонных кубика. У флибустьеров было много оружия -- автоматы, пистолеты и гранаты. Им нравилось забавляться, перезаряжая нацеленные на пленников стволы. Вряд ли сомалийские корсары думали о здоровье захваченных людей. Только о возможности получения за живой товар крупных барышей!
-- В неординарных условиях захвата судна экипаж вел себя достаточно сдержанно. Когда меня ранили, первую медпомощь оказали мои подчиненные, -- с благодарностью говорит капитан. -- Другу сварщику, например, пришлось выступить в роли хирурга и анестезиолога одновременно. Для остановки кровотечения ребята вынуждены были зашить опасные раны. Не испугались, сделали! Перевязали, наложили шины. Когда получил ранения, подумал даже: умру. Но потом, осмотрев раны, решил: жить буду ближайшие десять дней точно, хотя левую руку могу потерять. Однако обошлось. Я потом шесть дней сидел на антибиотиках, пока пираты не перевезли в местный госпиталь, где уже хирург более профессионально обработал и снова зашил рану. Пока я лечился, командование взял на себя старший помощник капитана.
К сожалению, кости криво срослись. Надо наверняка заново оперировать левое предплечье. Не знаю еще где -- в Витебске или Минске. Жене не все говорил -- не хотел расстраивать. Были короткие минуты отчаяния, но все-таки верил: вернусь домой.
Из-за необходимости в операции Сергей не думает пока о поездке на родину в Полоцк. Да и родные понимают: нужно срочно идти на операцию, пока хрящи не окостенели, не срослись окончательно. Этому мужественному человеку предстоит выдержать еще одно испытание, правда, на родине. Еще не выздоровев, хорошо не оправившись от пережитого, Харлан в глубине души мечтает о новом плавании.
-- Пойду в очередной рейс обязательно, если жену уговорю отпустить. Этот, трагический, был поначалу рядовым. Мы обычно проводим в плавании по полгода. Акклиматизацию по возвращении с промысла я переношу легко, хотя климат там резко отличается от нашего. Все - таки занимаюсь добычей тунца с 2001 года, а три последних -- в качестве капитана судна.
Наверное, и теперь стоит у него перед глазами картина: спасательный буксир СБ-36 Черноморского флота и сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского сопровождают судно от границ опасного района до территориальных вод Сейшельских островов. Оттуда -- авиарейсами через Катар, Доху и Москву. Сколько усилий было приложено к тому, чтоб это наконец свершилось! О ходе переговоров судовладельца с пиратами моряки ничего не знали. В первый момент они даже не поняли, почему пираты покидают судно. Ситуация осложнялась тем, что почти никто из захватчиков не владел английским языком. Успокоились моряки только тогда, когда на горизонте увидели силуэты военных кораблей. За судьбы пропадающих в пиратских сетях мужей волновались жены. В феврале многие вышли на митинг в центре Калининграда с заявлением, что готовы сами поехать на переговоры к пиратам, лишь бы добиться освобождения мужей. Как не понять избытка эмоций некоторых при встрече с освобожденными рыбаками! Тут были и слезы, и шумная радость, и молчаливые объятья. Многим казалось, что больше не расстанутся никогда. Но морская душа вновь зовет на океанские просторы -- поди удержи!
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»