ОБЩЕЖИТИЕ…

Источник материала:  

«Вот уже 15 лет проживаем с семьей в общежитии. И за это время ни разу не было ремонта. Администрация говорит, мол, и сами обои можете поклеить. Но разве мы обязаны это делать? Деньги-то ведь немалые за казенное жилье платим…»
Из письма в редакцию.
Хорошо, когда у человека есть собственная квартира. Общежитие — это все-таки удел студентов. Но судьба порой складывается так, что жить «на общей кухне» годами и десятилетиями доводится не веселой молодежи, а взрослым и даже семейным людям. И чтобы эти годы не были окрашены в чересчур уж мрачные тона, власти внимательно следят за состоянием общежитий. К примеру, в Минске подобные проблемы регулярно обсуждаются на заседаниях как Мингорисполкома, так и районных администраций, куда приглашают представителей вузов, предприятий, заведующих общежитий. И это неудивительно, поскольку только ведомственных общежитий в конце прошлого года в столице насчитывалось две с половиной сотни, а проживало там более 70 тысяч человек. Добавьте сюда студенческие интернаты, и станет ясно, что жить в условиях общей кухни приходится очень многим.
Какие же недостатки выявляются чаще всего в общежитиях? В основном это проблемы содержания зданий: неудовлетворительное санитарное состояние мест общего пользования и санузлов, отсутствие пожарных извещателей и систем диспетчеризации. Многие здания требуют если не капитального ремонта, то, как минимум, тепловой реабилитации фасадов, замены окон. В этот «букет» можно добавить и нарушения правил регистрации, отсутствие детских и спортивных комнат, игровых площадок во дворах для самых маленьких жителей общежитий. А объяснения-оправдания ответственных лиц похожи как две капли воды: нет денег — и точка!
Впрочем, в данной ситуации было бы интересно послушать не только представителей предприятий, но и тех, кто живет в общежитиях, тем более, что никто не скрывает: жилье на льготных условиях сейчас строят те, кто встал на очередь в конце 80-х годов прошлого века, и живущие на общей кухне граждане исключением здесь не являются. Впрочем, эта цифра, пугающая своей откровенностью, никогда и не была тайной за семью печатями. Почему же в таком случае люди, прекрасно сознающие, что общежитие станет для них «родным домом» на десятилетия, не стремятся поддерживать там порядок, а годами живут в ожидании «доброго дяди», обязанного сделать ремонт любой степени сложности, даже косметический?
На совещаниях, посвященных содержанию общежитий, регулярно цитируется фраза бывшего мэра столицы Михаила Павлова. «У вас дома так же?» — спрашивал он у руководителей предприятий во время демонстрации фотографий обшарпанных санузлов и дырявого линолеума на полах. «Когда вы получите квартиру, у вас дома будет так же?» — хочется спросить у жителей общежитий при виде этих же фотографий. Почему именно общежития жалуются на прогнившие донельзя окна? Да потому что никто из обитателей «общаги» ни разу не удосужился их покрасить — все ждут, когда предприятие и районная администрация сделают ремонт и наведут порядок.
Владельцы частного жилья и особенно сельские жители не понимают такого порядка вещей. Помню, несколько лет назад известная трактористка поразилась тому, что ее городская знакомая ждет от ЖЭСа выполнения какой-то незначительной ремонтной работы. Сельчанке, справившей за один год свадьбы четырем детям, было чему удивляться: ведь она за этот год четыре раза сама разбирала и сооружала заново русскую печку и четыре же раза перекрашивала полы. Знаю деревню на юге Гомельской области, где издревле хозяйки каждую субботу белят печки и стены кухни. И пришедшие сюда замуж молодицы поначалу просто страдают от такой, казалось бы, излишней чистоплотности. В одном из сел Гродненщины есть обычай ежедневно чистить закопченные в печи чугунки и вывешивать их на забор на всеобщее обозрение. И пусть какая-то хозяйка пропустит эту выставку — ее рейтинг сразу упадет.
По таким законам можно жить и в городе. В самом деле, неужели так сложно самостоятельно отремонтировать протекающий унитаз, покрасить ржавую трубу, помочь в оборудовании детской площадки? Даже если заменить за свой счет злополучную сантехнику, то нетрудно подсчитать, что за годы ожидания собственного жилья она и окупится, и в негодность от возраста прийти успеет. Зато жить в общежитии будет в разы приятнее. В этом уверен, например, командир авиалайнера Александр Копть. В ближайшей перспективе у него уже видна собственная квартира, а Александр Иосифович не устает благоустраивать свой «блок» в общежитии, мастеря в нем полки и шкафчики. Объясняет все просто: во-первых, вслед за ним в ведомственное общежитие придут не чужаки, а коллеги, а, во-вторых, подросток-сын, воспитанный на таком отношении отца к жилищу, не станет разрисовывать стены в собственном доме.
К слову, сегодня жители домов, где проводится капремонт, за свой счет покупают все сантехническое оборудование, находящееся в квартирах и требующее замены. И подъезды нынче ремонтируются исключительно при финансовом участии проживающих в них граждан. Да, понятно, что жизнь в общежитии по определению не сахар, но, зная, что собственное жилье «не светит» не то что в ближайшие годы, но и в ближайшие десятилетия, нельзя же быть потребителями до такой степени! В этом отношении гражданам, проживающим в ведомственных общежитиях, стоит поучиться у студентов, обязанных в конце учебного года приводить в порядок свои комнаты. Очень, кстати, хорошая мера, удерживающая подрастающее поколение от «наскальных росписей» на подоконниках и стенах — ведь восстанавливать испорченное приходится за свой счет. У студентов проблемы другие — как получить заветные метры в общежитии, ведь стипендия невелика, а родители далеко не всегда могут выступить в качестве спонсоров, пусть даже и родного дитяти. Вот и приходится вузам обращаться к санитарным врачам с просьбой разрешить «уплотнение» проживающих. Самодеятельность здесь недопустима — ведь от зоркого глаза санслужбы невозможно укрыть ни потертый линолеум, ни окрашенные в унылый цвет стены, ни тем более студентов, заселенных в общежития как сельди в бочку. Со свойственной медикам скрупулезностью и педантичностью санитарные врачи оценивают условия проживания, состояние санузлов и пищеблоков, даже качество питания студентов. И получить «добро» на перенаселение у них достаточно сложно.
Однако здесь можно поспорить с гигиенистами: неужели студенты, не попавшие в общежитие из-за возможной тесноты, будут жить в лучших условиях на съемной квартире? Ведь небогатая молодежь снимает в складчину (вот вам и нормативы заселения!) далеко не лучшее жилье — тот же потертый линолеум, те же «добитые» кухни и санузлы. И хорошо, если попадутся добропорядочные хозяева, сдающие комнату-квартиру исключительно из-за собственной небольшой пенсии. А сколько денег остается на питание после оплаты жилья? И кто готовит для студентов? Кто следит за тем, чем они занимаются после занятий? А в результате — пиво, чипсы, прогулки по городу в нетрезвом виде, и вот вам, пожалуйста, — правонарушения и язва желудка. Может, некоторая скученность, но под присмотром опытных воспитателей, в данном случае окажется меньшим злом?
К сожалению, однозначно решить проблемы общежитий, наверное, невозможно. Конечно, не линолеумом единым жив человек! И вместе с тем нельзя принимать как норму то, что кое-где вопросы создания нормальных социально-бытовых условий решаются крайне медленно. Где-то целый этаж занимают арендаторы, где-то известнейшая строительная организация тянет с ремонтом общежития для своих же сотрудников, где-то руководители трех организаций не могут договориться между собой о совместном приобретении и установке оборудования на детской площадке. Иногда проблемы возникают неожиданно, и причиной их может быть тот же мировой кризис. Так пару лет назад в очень неплохом интернате БГАТУ обнаружили, что на кухнях не хватает конфорок для приготовления пищи. Это было неожиданно и удивительно, потому что сельские студенты обычно не тяготели к кулинарии, а наслаждались городскими деликатесами. А в кризис пригодились родительская картошка и сало. Вопрос решили быстро: люди должны жить комфортно.
Общежитиями занимаются не так пристально, как производством или постоянным жильем. Но, тем не менее, есть образцы примера у того же «Атланта». Есть опыт у БГЭУ, где студентам комната предоставляется на все время их учебы и сдать ее после выпуска необходимо в чистом виде. То есть сделать ремонт после пяти лет проживания. Что ж, экономисты народ расчетливый. Только почему их опыт не используется другими?
Но в то же время здание может быть отремонтированным и вычищенным до блеска, а по качеству воспитательной работы плестись в хвосте. И наоборот — бывает, что в неказистом с виду помещении создаются все условия для проживающих, работают кружки по интересам, оборудованы хорошие тренажерные залы, детские площадки, налажена работа воспитателей. Ведь от того, в каких условиях живут люди в ведомственных общежитиях, зависят и производственные показатели, и морально-психологический климат на предприятии. Существует легенда о столбовом русском дворянине, чья родословная уходила к Рюрику. В эмиграции в Париже он был уборщиком. И когда его спрашивали, не стыдно ли ему убирать, князь отвечал: «Убирать не стыдно. Стыдно жить в грязи!». Хороший девиз! Тем более что нет ничего постояннее временного. Об этом стоит помнить всем и всегда. И как пример хочу привести молодую семью, не поленившуюся перед заселением в общежитие сделать в своей будущей комнате косметический ремонт, несмотря на то, что очередь на жилье в организации, где работали молодые супруги, продвигалась достаточно резво. В итоге молодожены прожили в интернате восемь лет, но это были годы, проведенные в «своем», пусть и казенном, жилье. В комнате, где открывалось-закрывалось свежеокрашенное окно, где обои были чистыми, а полы не обшарпанными, где не текла сантехника. И потому после переезда в квартиру в памяти молодой четы общежитие осталось не грустным приютом временщиков, а домом, где проходила молодость. Наверное, об этом стоит помнить каждому.

Екатерина ЦИРКУН
←«Збяднеў бы свет без вашае пяшчоты…»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика