Рабочие места заманивают домой
О возвращении рабочих мест |
Нет ничего более постоянного, чем временное. Сегодня Белый дом проводит форум по возвращению американских рабочих мест. Барак Обама будет объяснять американскому бизнесу преимущества инвестирования в национальную экономику. В качестве примера выступят корпорации, уже начавшие переносить свои производства из–за границы назад в США. Они представляют не только IT–сектор, но и традиционную промышленность: химическую индустрию, мебельную и даже производство замков и запоров. Г–н Обама хочет, чтобы их примеру следовали и другие, он намерен «выяснить, как им помочь».
А как хорошо все начиналось! Агентство Рейтер пишет, что «подчеркнутая защита американского рынка труда соответствует общей популистской тенденции в экономической политике Обамы». В ноябре в США президентские выборы, и Обаме, чтобы избраться на второй срок, хорошо бы заручиться поддержкой профсоюзов... Но ситуация любопытна не только с точки зрения политической конъюнктуры. Похоже, новый мощный тренд обозначился в глобальной экономике.
Если последние пару десятилетий в моде был термин «аутсорсинг» (вынос производства, бизнес–процессов за рубеж, в страны с дешевой рабочей силой) и не понимать преимуществ аутсорсинга считалось дурным тоном, то сейчас дело приняло иной оборот. Западный бизнес, как Арнольд Шварценеггер в фильме «Терминатор», заговорил о возвращении: I’ll be back. Белый дом стремится ускорить этот процесс. Возможно, будут созданы дополнительные условия, чтобы американские компании инвестировали в создание производств не в Индии, Китае, Бангладеш, а в США. Но даже без них, как мне кажется, процесс пошел.
Можно выделить как минимум две причины, почему рабочие места возвращаются в США.
Первая — Китай. Недавно я обсуждал феноменальные успехи этой страны с директором администрации Парка высоких технологий Валерием Цепкало. Он обратил внимание: КНР сегодня уже не является страной с дешевой рабочей силой. Средняя зарплата в прошлом году здесь составила 554 доллара, а в Пекине и Шанхае она уже выше 700. Я посмотрел, какова минимальная почасовая оплата в США. В штате Джорджия она, по данным американского департамента труда, составляла в прошлом году 5,15 доллара. В месяц (при 40–часовой рабочей неделе) получается 824 доллара. То есть американская «минималка» уже не так сильно отличается от средней китайской зарплаты, как когда–то.
Это поначалу Китай охотно брался за любую, даже самую неквалифицированную работу, привлекал к себе любые предприятия: по выпуску булавок, зажигалок, расчесок, дешевых игрушек. Главное было — обеспечить занятость, пусть и с мизерными заработками. Но постепенно КНР привлекла сборочные производства машин, компьютеров, телевизоров, станков и оборудования. А затем, во время кризиса 2008 года, встал вопрос: или продолжать размещать у себя западные заводы и фабрики, или самим пытаться вырваться в экономические лидеры. А значит, выпускать собственную высококонкурентную продукцию, получать прибыль от собственных инноваций. И амбиции Китая очевидны. Сегодня страна выпускает не только собственные автомобили, но и приобретает западные автоконцерны (вспомним сделку китайской Geely c Volvo). КНР также много инвестирует в развитие собственных информационных и биотехнологий, фармацевтики и нетрадиционных источников энергии... То есть это уже далеко не та простая и дешевая сборочная площадка, каким помнят Китай западные бизнесмены старшего поколения.
А во–вторых, на Западе приходит понимание, что экономика не может строиться только на банковско–финансовом секторе и интернет–компаниях. Помимо денег и акций, нужно производить еще и реальный продукт. Очень хорошо, на мой взгляд, написал об этом пользователь Фейсбук Vadim Lubivyi:
«В экономике важен баланс. И до тех пор, пока люди не стали трансцендентными сущностями, ни одной здоровой экономике от индустриального сектора — сектора, где производятся физические товары, которыми мы пользуемся каждый день, — отказаться не получится».
Беларусь, кстати, сохранила собственный индустриальный сектор и рабочие места в нем. В процессы производственного аутсорсинга мы были не сильно вовлечены. Хотя можно привести пример: бобруйская «Славянка» шьет спортивные костюмы, куртки, шорты по заказу американской компании Nike. Полагаю, это неплохой опыт для наших производителей. Но, как показывает китайский пример, нужно идти вперед: создавать собственные конкурентные на мировом рынке продукты. Чтобы рабочие места становились хорошо оплачиваемыми местами.
Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК