Меньше ворчать - больше читать: книги, которые спасут от осенней хандры
Тех, кого осенью ни разу не «накрывало» состоянием неизбывной грусти и вселенской скорби, наверняка не существует в природе. Большинству из нас впору вручать «черный пояс» по осенним депрессиям — с таким завидным постоянством они случаются именно в октябре-ноябре. И это неудивительно: холодно, мокро, солнца нет, люди вокруг переодеваются в серое и натягивают на лица кислое выражение, а до Нового года еще надо как-то дожить.
Есть множество способов минимизировать количество печали осенью: витамины, побольше включенных лампочек вокруг, яркая одежда и богатырский сон (ты спишь — осень идет). И, конечно, увлеченность чем-то, что заставит тебя забыть, какое сейчас время года. Например, увлеченность книгой.
Наши читательницы порекомендовали несколько книг, которые помогут скрасить эту осень.
Рэй Брэдбери, «Лекарство от меланхолии»
Светлана, 23 года: «Этот сборник рассказов любимого многими, неповторимого Брэдбери — некое сосредоточение теплоты, легкости, уюта, доброты и мимолетных улыбок. Чувствуешь себя так, словно зашел почаевничать со старым добрым другом, с которым сели пооткровенничать, помечтать, — и сразу так хорошо на душе.
Непонятно, как Брэдбери это делает, но эффект налицо: плохое настроение, как правило, улетучивается с каждой прочитанной страницей. В каждом рассказе или зарисовке, веселой, романтичной или грустной, обязательно незримо присутствует вера в чудо. В то, что после дождя обязательно появится радуга. Поэтому смело заявляю — название сборника оправдывает себя полностью».
Цитаты:
«Жены, мужья и дети не умеют слушать друг друга. Поэтому люди охотно платят за то, чтобы на них хоть кто-нибудь обратил внимание».
«И дом у нас был славный… По ночам, бывало, я все слушала, он вроде разговаривает, шепчет. Дерево-то сухое — и перила, и веранда, и пороги. Только тронь — и отзовется. Каждая комната на свой лад. А если у тебя весь дом разговаривает, это как семья: собрались ночью вокруг родные и баюкают — спи, мол, усни. Таких домов нынче не строят. Надо, чтобы в доме жило много народу — отцы, деды, внуки, тогда он с годами и обживется, и согреется. А эта наша коробка… Она и не знает, что я тут, ей все едино, жива я или померла».
Габриэль Зевин, «Повседневная логика счастья»
Анна, 25 лет: «Эта книга — о книготорговце, пребывающем в депрессии. И она прямо самое то для осени. Это книга-чай, книга-плед, книга-из-за-которой-можно-проехать-остановку. Книга, которая втягивает тебя с головой и местами утешает: вон какие бывают придурки, так что ты — еще вполне ничего.
О чем книга? Маленький городок в США, расположенный на острове, а в нем всего один книжный — Book Island. Его когда-то открыла семейная пара. Но жена полтора года как погибла, а главный герой, вдовец, образцово косплеит Бернарда Блэка из британского ситкома: пьет, хамит и заказывает на продажу только непопулярные книжки. Ну и, понятно, яростно социопатит. Пока ему в магазин не подкидывают двухлетнюю девочку с запиской: „Пойду утоплюсь, а вы уж воспитайте“.
И он воспитывает как может, при этом возвращая и магазин к жизни — горожане заходят потискать младенца, а заодно и книжки покупают, а тут еще и распространитель книг новый у издательства — 35-летняя блондинка со странным чувством юмора… Сюжет приятно предсказуемый, а пошлости никакой — люди как люди, всех не то что простить легко, но и не злишься даже (что редкость для меня, обычно обязательно кто-нибудь да бесит).
Ну и книги, много книг, причем очевидна любовь к ним, а не к пафосу чтения — достаточно сказать, что открывается роман упоминанием любимого моего рассказа Роальда Даля — „Агнец на заклание“. Так что можно сразу брать блокнот и выписывать оттуда названия и фамилии, чтобы знать, что читать дальше».
Цитаты:
«Из тайной боязни, что нас нельзя полюбить, мы отталкиваем от себя людей, оставляя вокруг себя пустоту, — и из этой пустоты рождается мысль, что полюбить нас невозможно».
«Мы читаем, чтобы видеть, что мы не одиноки. Мы читаем, потому что одиноки. Мы читаем, и мы не одиноки. Мы не одиноки».
«Что же все-таки отличает одну книгу от другой? То и отличает, сказал он себе, что на самом деле они совершенно разные. Но, чтобы понять это, их надо читать. Надо верить в лучшее. Надо быть готовым к разочарованиям, чтобы получить возможность иногда приходить в восторг».
Мэри Энн Шеффер, Энни Бэрроуз, «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков»
Анна, 23 года: «Эта книга чудо как хороша! Я открывала ее как роман о войне и первых послевоенных годах, обещающий и переживания, от которых сожмется сердце, и соприкосновение со светом, живущим в людях даже в самые тяжелые времена. Света, тепла, душевности, добра оказалось больше.
Когда у героини романа завязалась переписка с жителями далекого британского островка, она сама не представляла, что из этого получится. Но люди, отрезанные за годы войны практически от всего мира, завоевали место в ее сердце своими милыми историями, своими письмами и личным обаянием.
Эта книга о книгах, о письмах, о женщине-писательнице, книга с изысканным привкусом английского юмора, верой в людей, полная трогательных историй и разнообразных персонажей. Я перечитала ее дважды за три дня. Потом долго корила себя, что так долго ее откладывала. Может быть, боялась затронутой темы — войны, оккупации и первых послевоенных лет? Думаю, не для меня одной эта тема тяжелая и не я одна с тревогой открываю подобные книги. И все же, эта — не о войне, а о надежде и мире. В ней так много тепла, что вас накрывает — и согревает. На душе становится хорошо, и кажется, что даже в самый пасмурный осенний день может наступить весна».
Цитаты:
«Нельзя же выходить замуж просто ради замужества. Жизнь с тем, с кем нельзя поговорить, а тем более помолчать, — худшее из одиночеств».
«Он так отчаянно нуждался в отдыхе, что судьба оказалась вынуждена сломать ему ногу».
«Вот что мне нравится в чтении: одна-единственная деталька в повествовании заставляет взяться за другую книгу, а крохотная деталька в ней — за третью… Бесконечная геометрическая прогрессия, рожденная погоней за удовольствием».
Этгар Керет, «Семь тучных лет»
Галина, 43 года: «В плохую погоду я люблю вязать или читать. Бывают такие книги — как, например, „Семь тучных лет“, — которые состоят из множества маленьких историй, и тогда в плохую погоду я совмещаю оба любимых занятия: сперва немного почитаю, потом немного повяжу, раздумывая о прочитанном. В этом сборнике есть истории разной длины, но все они охватывают семь лет из жизни самого писателя, Этгара Керета. Признаюсь честно, его рассказики настолько юморные, легкие и непосредственные, что у меня возникло полное ощущение, будто мы с Этгаром — старые добрые друзья, которые проводят приятный вечер на кухне за разговорами и „рюмкой“ чая. Вот он рассказывает, как у него родился сын — долгожданный и заранее любимый, а я в ответ вспоминаю о том, как появилась на свет моя дочка и как все мы были счастливы. Или вот Этгар тревожится о своем отце, я же в этот момент с грустью вспоминаю родителей.
Искренний, участливый разговор всегда может поддержать наши душевные силы, пусть даже говорит в основном собеседник — Этгар, а точнее — его книга. Важнее всего в его рассказах — ощущение прикосновения к личному, сокровенному и напоминание, что можно найти что-то хорошее в чем угодно».
Цитаты:
«Я люблю жизнь. Если она хорошего качества, — отлично. Нет — ну, значит, нет. Я не переборчивый».
«Усы — не просто прекрасный инструмент для отвлечения внимания, усы еще и сближают людей. Поразительно, какая куча народу, завидев свежие усы на знакомом лице, стремится поделиться собственными усатыми историями».
«Восстанавливая в памяти истории, которые папа рассказывал мне на ночь много лет назад, я понимаю, что дело там было не только в захватывающих сюжетах: эти истории должны были стать для меня важным уроком. Уроком о почти отчаянной потребности находить хорошее даже в самых неподходящих местах. Уроком о стремлении не столько приукрашивать реальность, сколько упорно искать ракурс, способный представить уродство в более выгодном свете — и тем самым породить нежность и участие в каждой оспине и каждой морщине на покрытом шрамами лице».
Джонатан Троппер, «Дальше живите сами»
Екатерина, 29 лет: «Осень для меня — не самое любимое время года. Обычно к ее наступлению все надоедает, хочется отвлечься от дел, забот, даже от собственной жизни и погрузиться в чью-нибудь чужую. Например, в роман Джонатана Троппера „Дальше живите сами“. Такие слова мог бы сказать обиженный мальчик — таким и оказался главный герой. Но преподнести историю так, чтобы мы оценили трагикомическую составляющую встречи огромной семьи на поминках отца, мог только он — Джад Фоксман, парень, который швырнул торт с горящими свечками прямо в оттопыренный зад любовника своей жены. То есть в доме кавардак, родственники готовы день и ночь подкалывать друг друга, всё бесит, и нормально скорбеть не получается. Зато нам, читателям, можно посмеяться от души, настолько легко и просто преподносится раздражающий семейный быт. В такой ситуации даже на свою жизнь начинаешь смотреть как-то проще, что тоже плюс.
Фоксманы пытаются быть счастливыми, насколько это возможно, пытаются ужиться друг с другом, оказавшись запертыми на семидневных поминках. Никто в мире не знает, как правильно жить, поэтому каждому человеку приходится как-то выкручиваться самому, сообразно своему сердцу, разуму и совести. В семье же люди связаны кровными узами и не могут уйти друг от друга, когда из-за разницы в представлении о том, как лучше жить, между ними вызревают конфликты.
Может быть, когда вы будете читать роман, вас и не озарит понимание вашей семьи, но вы все равно получите удовольствие и уясните для себя простую мысль — в жизни всякое может случиться, поэтому семья должна оставаться местом, куда вы всегда можете вернуться. И откуда все равно захочется сбежать при первой возможности».
Цитаты:
«Тяжко встречаться с людьми из прошлого, когда в настоящем все так хреново».
«Вот живешь-живешь, и тебе кажется, что впереди — целая вечность. А отец твой возьми да и умри. Ты думаешь, что у тебя счастливый брак, и тут выясняется, что твоя жена спит с твоим боссом. Ты думаешь, что твой брат — г… но, и вдруг обнаруживаешь, что ты сам г… но. Все это как минимум довольно познавательно».
«Спасибо, мамочка, я всегда ценю твои непрошенные советы, какими бы бесполезными они ни были».
Марк Леви, «Странное путешествие мистера Долдри»
Ася, 25 лет: «Алиса, главная героиня романа, услышав странное предсказание, почти против воли (то есть влекомая мистером Долдри, который оправдывает свои поступки еще более нелепыми, чем предсказание, причинами) — отправляется в путешествие. Если вы выглянете в окно и увидите там дождь или даже мокрый снег, ветер, серое небо в унылых тучах — то сможете представить себе день отъезда наших героев. Более того, вы сможете вместе с ними сбежать от непогоды, тоски и сомнений в Стамбул. Увидеть его воочию (пусть даже это будет лишь книжное путешествие) и погрузиться в чарующую атмосферу этого города. Достаточно лишь открыть эту книгу.
Я не хочу сказать, что „Странное путешествие мистера Долдри“ — настоящий шедевр, но если вы хотите почувствовать себя не так одиноко, если хотите увидеть новые места и испытать новые ощущения, однако не можете этого позволить себе сию секунду, то эта книга вас спасет, согреет, порадует и развлечет. Самое удивительное в ней то, что она способна пробудить ваши чувства: описания ароматов (Алиса — парфюмер, профессиональный „нос“) напомнят, что вы умеете чувствовать запахи; описания красивых видов, улиц и перекрестков (мистер Долдри — художник) расцветят яркими деталями и красками рисуемые в воображении картины; интрига с происхождением главной героини способна пробудить нешуточное любопытство, а тонкая, чувственная и нежная история любви согреет даже самую продрогшую душу. Кстати, чувство юмора у этих героев тоже отменное, поэтому обещаю: если вы отправитесь в это путешествие, скучно не будет».
Цитаты:
«Каждое время года, каждый день, каждая минута нашей жизни имеют свой неповторимый аромат».
«Отрицательный ответ вы уже получили, теперь попробуйте добиться положительного».
«Представьте, как нужно любить, чтобы без конца представлять любимого рядом. Эта женщина права. Если кто-то покинул вас, это не значит, что он исчез навсегда. Немного душевной фантазии — и одиночества больше не существует».
А что этой осенью советуете почитать вы?