Спасибо, дед, что я живу
Что знают о войне внуки и правнуки солдат Победы?
Поводом для этих размышлений стала встреча с учащимися СШ № 16 Минска, которые в преддверии 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков собирают материал о детях войны. Наша беседа вышла далеко за рамки предварительной темы. Что знают юные граждане о минувшей войне? Как относятся к ветеранам? Чтобы узнать об этом, прошу школьников написать небольшие сочинения и изложить свое восприятие героического и трагического в истории нашей Родины.
«Меня волнуют судьбы тех мальчишек, которые в столь юном возрасте впервые взяли в руки настоящее оружие. Это ведь было очень опасно?»— спрашивает Дарья Парамон.
Ответить на этот вопрос мне поможет Василий Князев, юный участник войны, сын полка. Нынче он командир Батальона белорусских орлят.
— В годы Великой Отечественной на территории Беларуси с гитлеровскими захватчиками сражалось около 25 тысяч детей и подростков от 10 до 16 лет, — рассказывает Василий Алексеевич. — Родители многих из них погибли от рук карателей или в борьбе с гитлеровскими захватчиками. Эти мальчишки и девчонки оказались в подполье, партизанских отрядах, стали сынами и дочерьми полков, выполняли далеко не детские задания. Рискуя жизнью, они расклеивали листовки, участвовали в засадах, ходили в разведку, ухаживали за ранеными, добывали оружие. Многие из ребят были ранены, контужены. Некоторые героически погибли. Среди них — Марат Казей, Зинаида Портнова, Борис Цариков, которым посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 1971 года по инициативе главного редактора газеты «Зорька» А.Ф. Мазуровой создан символический Батальон белорусских орлят. Для зачисления в него пионеры отыскали более 500 юных участников войны. Командиром батальона долгое время был легендарный партизанский ком-бриг Герой Советского Союза Виктор Ливенцев.
За 40 с лишним лет белорусские орлята провели множество интересных мероприятий: организовывали республиканские слеты, открывали музеи в школах, создавали телефильмы, издавали книги. Об этом я рассказал школьникам. И слушали они с таким вниманием, что подумалось: оказывается, наши юные граждане неравнодушны к волнующему и святому.
Анастасия Шерстобитова пишет в своем сочинении, что ее больше всего интересует в истории минувшей войны партизанское движение в Беларуси. Как именно проходили операции и как удавалось партизанам скрываться. Или как люди выживали в тяжелейших условиях, например в концлагерях, откуда у простых крестьян бралось столько мужества и сил, чтобы противостоять фашистским извергам.
А та же Дарья Парамон, как о чем-то трогательном и сокровенном, отмечает: «Меня, как девушку, больше всего волнует тема любви в военное время. Как за любимых отдавали свою жизнь».
Очень важный вопрос — откуда и какую информацию о войне получают школьники? Гордятся ли они своим народом? Ведь кое-кто старается посеять у молодежи сомнения в беспримерном подвиге и самопожертвовании советских людей в борьбе с фашизмом, исказить правду о минувшей войне. А ведь юные души очень чутко воспринимают все новое и не могут самостоятельно распознать искусную фальшь.
— О Великой Отечественной войне мы узнаем в школе, — рассказывают учащиеся СШ № 16-й г. Минска. — В школьном музее и на уроках истории. Также из СМИ, фильмов и книг.
Заметьте: на первое место дети поставили школьный музей. Он посвящен легендарной 100-й дивизии, которая в далеком июне 1941 года в боях на подступах к Минску впервые в истории Великой Отечественной использовала против вражеских танков бутылки с бензином.
А как другие школьные музеи выполняют столь важную миссию? Этот вопрос серьезно обсуждался на заседании президиума Республиканского совета Белорусского общественного объединения ветеранов. Была названа такая цифра: в учебных заведениях столицы всего лишь 42 музея боевой славы. Этого недостаточно, сказали ветераны.
Приобщение юных граждан к героическому историческому прошлому, славным традициям нашего народа — главная суть нравственно-патриотического воспитания. Сейчас каждое воспоминание ветерана войны особенно дорого. Потому что мало уже среди нас тех, кто с лихвой хватил солдатской соли, кто хоронил своих боевых друзей, достойно вынес неимоверные тяжести страшной войны и с победой вернулся домой. «Спасибо, дед, что я живу», — услышал я однажды от мальчика, пришедшего на встречу с ветераном. Старый человек, весь в сединах, расплакался…