Третья сила
Французы устали от двух традиционных партий: голлистского Союза в поддержку народного движения (СПНД) и социалистов. А еще больше они устали от нерешенных миграционных проблем.
К такому выводу приходят эксперты после кантональных выборов в городке Бриньоль на юге страны. Неожиданно для многих его жители поддержали кандидата от ультраправого «Национального фронта». Победа националиста примечательна тем, что впервые в истории страны представитель ультраправых получил такой высокий пост.
Успех правых не на шутку встревожил непримиримых противников. Голлисты и социалисты начали поиск путей сближения своих платформ, чтобы сообща противостоять НФ. Тем более что последние опросы общественного мнения во Франции свидетельствуют – некогда считавшийся маргинальным, популистским и националистическим НФ пользуется сегодня поддержкой почти четверти избирателей страны. Это больше, чем и у СПНД, и у левых. Правда, пока лишь по отдельности. Тем не менее успех в Бриньоле дал повод лидеру НФ Марин Ле Пен, всего лишь два с небольшим года назад вставшей у руля партии, говорить о том, что «Фронт» – политическая сила номер один во Франции. Союз социалистов с голлистами она назвала доказательством того, что победить ее партию по отдельности им больше не по зубам.
Удивительно, но слова Ле Пен сегодня не выглядят пустой бравадой. В политической жизни страны действительно стало заметно тяготение электората к правым. Французы недовольны ростом числа нелегальных мигрантов, исламизацией, безработицей и социальной нестабильностью – проблемами, которые президент-социалист Франсуа Олланд обещал решить, придя к власти. Спустя полтора года после его победы ситуация ничуть не улучшилась. Источником своих бед французы называют прежних и нынешних руководителей страны. В таких условиях программа «Национального фронта» им кажется более привлекательной.
Весной следующего года в стране должны пройти муниципальные выборы – в марте, выборы в Европарламент – в мае. На них ультраправым предрекают успех. Социологи фиксируют постоянный рост поддержки НФ.
Новая стратегия партии – уход от культа личности, очищение от пожилых националистов и ставка на молодых функционеров. Сегодня четверть членов НФ – люди моложе 25 лет. За ними нет скандального шлейфа прошлого, они удачно вписываются в новую европейскую политику, где после очевидного краха левых идей существует острый запрос на правых. На днях знаменитый французский актер Ален Делон в интервью швейцарскому изданию признался в своих симпатиях к НФ. Несколько лет назад подобное признание вызвало бы скандал в СМИ и шквал критики. Сегодня Нацфронт пытается предстать перед избирателем в образе респектабельной партии, находящейся на правом фланге политического спектра страны. Некогда занимавшие эту нишу голлисты смещены в центр и, как и социалисты, стремительно теряют сторонников.
Кризис в ЕС сильно ударил и по населению Франции. Оно теперь все меньше верит политикам как слева, так и справа. Ультраправые предлагают избирателям рецепты решения их проблем, причем без откровенной ксенофобии, как было ранее. Как отмечают специалисты, в нынешней программе НФ много и из того, что 30 лет назад Франции предлагали коммунисты. Например, возвращение протекционизма. Во внешней политике – уменьшение контактов с ЕС и Вашингтоном и усиление сотрудничества с Москвой и т. п. В общем, партия ратует за возвращение французам их национальной идентичности, которая, по словам Марин Ле Пен, размывается.
Сегодня уже ясно: традиционная двухпартийная система Пятой республики разрушена. Во Франции появилась третья сила, которая намерена всерьез побороться за власть.