Украина уходит в розницу… к Китаю?
Китай подписал с Украиной контракт на аренду трех миллионов гектаров (то есть 30 тысяч кв. км, что примерно равно площади Бельгии или Армении) сельскохозяйственных земель за 3 миллиарда долларов.
Три миллиона гектаров – это 5 процентов общей площади Украины или 9 процентов ее пахотных земель. Арендованные территории получат статус экстерриториальности, то есть будут находиться под юрисдикцией КНР, а не Украины. Контракт будет действовать на протяжении 99 лет с правом любой из сторон при желании его расторгнуть, но не ранее истечения первых 50 лет. За продление через 50 лет Украина получит еще 3 миллиарда долларов. Об этом сообщили китайские СМИ.
Данная информация, правда, была быстро опровергнута украинской стороной, агрохолдингом KSG Agro. Якобы речь не идет о продаже земли и не об аренде, а лишь о «совместной деятельности». Однако данная формулировка представляется несколько расплывчатой. Министр сельского хозяйства Украины Николай Присяжнюк сказал по данному поводу: «Мы заинтересованы в любых инвестициях из любой страны». Еще более конкретно высказался сам президент Виктор Янукович, заявивший, что земля является товаром. В 2012 году Киев и Пекин создали китайско-украинский фонд инвестирования, который намерен аккумулировать 6 миллиардов долларов для вложений в украинское сельское хозяйство. Таким образом, есть все основания все же отнестись к данной сделке серьезно.
Ранее Китай уже заключил контракты на аренду земель сельхозназначения в Бразилии, Аргентине и нескольких африканских странах. Но нигде речь не шла об экстерриториальности, а суммарная площадь всех арендованных земель в Африке и Латинской Америке составила 2 миллиона гектаров, то есть меньше, чем в одной Украине.
После распада СССР эксперты оценивали положение Украины как лучшее с экономической точки зрения среди всех 15 бывших республик. Однако, несмотря на отличный начальный потенциал, Украина сейчас имеет по многим экономическим параметрам худшие показатели среди бывших республик СССР. У Украины очень большой собственный долг, только проценты по которому больше расходов на образование и медицину. Внешние и внутренние долги уже почти в 5,5 раза превышают размер золотовалютных запасов страны.
В стране огромные проблемы с собираемостью налогов. Малый и средний бизнес очень сильно сократился после изменения налогового кодекса, многим его представителям стало невыгодно работать. Значительная доля населения Украины вынуждена трудиться за границей, соответственно в стране они налогов не платят. Крупный бизнес в Украине очень сильно переплетен с властью, что дает ему огромные привилегии, в частности налоговые льготы.
Единственное, что осталось у Украины, – это земля. Земля – это украинская гордость и ее самый важный ресурс. Благодаря своим плодородным почвам Украина занимает 6-е место в мире по производству продовольственного зерна. С другой стороны, Китай испытывает острейший дефицит пахотных земель. Поэтому интерес Киева и Пекина оказывается взаимным.
Сделка становится вдвойне уникальной, если посмотреть, какая организация арендует землю с китайской стороны (причем в данном случае украинская сторона не отрицает того, кто является ее китайским контр-
агентом).
В Африке и Латинской Америке земли арендуют китайские агрохолдинги, единственное занятие которых – сельское хозяйство. Владельцем же 5% территории Украины станет Синьцзянский производственно-строительный корпус – особая структура НОАК (Народно-освободительная армия Китая), то есть китайских вооруженных сил. Он дополняет НОАК и Народную вооруженную полицию (китайские внутренние войска) при выполнении оккупационных функций в Синьцзян-Уйгурском автономном районе
(СУАР) и занимается строительством и сельским хозяйством. Бойцы СПСК проходят пехотную подготовку, их предназначение – подавление внутренних выступлений, а не война с внешним противником. СПСК обеспечивает более 10 процентов ВВП СУАР, причем три четверти его производства приходится именно на сельское хозяйство.
Как известно, острейшими проблемами современной КНР являются нехватка сельхозземель, безработица и «дефицит невест», то есть значительное превышение мужского населения над женским в младших возрастных группах. Аренда 5 процентов Украины поспособствует решению данных проблем. Естественно, что на арендованных землях будут работать исключительно китайцы (молодые мужчины, бойцы СПСК), их количество заведомо будет исчисляться сотнями тысяч.
Как известно, Украина уже много лет не может сделать выбор между Россией и Европой. Возможно, нынешнему украинскому руководству оптимальным показался выбор между двумя в пользу третьего – Пекина. Тот не предъявляет никаких экономических и политических условий, а просто платит деньги. Сможет ли Украина через 50 лет разорвать контракт с Китаем или это будет уже не в ее власти, нынешнюю власть, по-видимому, не волнует. Свои сиюминутные проблемы она решит.