Тревожные ноты российского ЖКХ
Социологические опросы последних лет показывают, что если раньше самыми значимыми проблемами россияне считали инфляцию и алкоголизм, то, по последним опросам, ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве страны (ЖКХ) вышла на первое место.
Сегодня жилищно-коммунальный комплекс России является базовой отраслью экономики. Он обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. Его оборот составляет порядка 7 % ВВП страны. Это огромный рынок в 4,2 трлн рублей в год. Но в его структуре накопилось множество проблем, которые за годы реформ решить так и не удалось.
По экспертным данным, в настоящее время в коммунальной инфраструктуре средний уровень физического износа основных фондов составляет 60 %, достигая в отдельных муниципальных образованиях 70–80 %. Около 30 % основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Наиболее изношены водопроводные и канализационные сети (на 64 и 61 % соответственно).
По словам Президента России Владимира Путина, сказанным на недавнем заседании Государственного Совета, посвященном повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, только на первичное восстановление изношенности фондов сегодня требуется свыше 9 трлн рублей. А если не изменить ситуацию в целом, то эта цифра будет только расти.
Сейчас важно, чтобы в сферу ЖКХ пришли инвесторы. Но их активность сдерживает в основном политика регулирования тарифов. По мнению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, высказанному на заседании Госсовета, существующая сегодня тарифная политика исчерпала себя. Согласно законодательству, с 2016 года планируется отказ от установления предельных тарифов и переход к установлению долгосрочных тарифов. А для защиты людей необходимо ввести новый ограничитель – предельный индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.
Что касается инвестиций в сферу ЖКХ, проблемой является и то, что сегодня большинство управляющих компаний формально уже не являются государственными или муниципальными предприятиями. Они приватизированы, а организационная форма собственности, как правило, – открытое акционерное общество. Однако на деле они аффилированы с местными чиновниками и остаются монополистами, навязывая потребителям завышенные тарифы. При этом имущество у таких предприятий находится на праве хозяйственного ведения, что стимулирует получение государственных дотаций, а не привлечение частных инвестиций.
Решению проблем в сфере ЖКХ способствует активное законотворчество, но, по словам министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, сейчас наблюдается колоссальный разрыв между состоянием нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность отрасли, и принимаемыми управленческими решениями на местах.
Несмотря на сложную ситуацию, по мнению экспертов Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, большинство модернизационных проектов в сфере ЖКХ являются коммерчески выгодными. Нужна лишь здоровая конкуренция. Ее созданию поспособствует вступающий в силу в полном объеме с 1 января 2014 года закон, создающий правовые возможности для широкого применения концессионных соглашений в коммунальном хозяйстве.
А вот для того чтобы ЖКХ стало привлекательным для инвесторов, должны быть приняты, по мнению экспертов, следующие меры. Назрела необходимость в выстраивании системы долгосрочного тарифного регулирования и создании условий для реализации долгосрочных инвестиционных программ. Государству следует предусмотреть и меры налогового стимулирования бизнеса.
Также необходимо радикально усиливать ответственность и повышать прозрачность работы чиновников и управляющих компаний в сфере ЖКХ. Необходимо закрепить в нормативно-правовых актах единообразные требования к управляющим организациям и стандартам их деятельности. Только понятная и прозрачная политика в сфере ЖКХ как для населения, так и для бизнеса позволит избавить этот рынок от нечистых на руку «игроков», создать условия для прихода в отрасль долгосрочных инвестиций и успешно завершить реформы жилищно-коммунального хозяйства.
СПРАВКА «СВ»
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение ряда целевых показателей. Это:
– модернизация к 2020 году коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня износа основных фондов;
– передача к 2016 году частным операторам (в уставных капиталах которых доля участия РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований составляет не более 25 %) на основе концессионных соглашений объектов ЖКХ всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление;
– снижение к 2017 году не менее чем в 1,5 раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов; – снижение к 2018 году до нормативного уровня технологических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.
В срок до 1 октября 2013 года Правительству РФ предстоит представить предложения по установлению и применению долгосрочного тарифа на коммунальные услуги на период, сопоставимый со сроком окупаемости инвестиционных проектов, и определить критерии эффективности управления государственных и муниципальных предприятий ЖКХ.
До 1 декабря 2013 года Правительство РФ должно доложить Президенту РФ об обеспечении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ установленных сроков передачи в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
А до 15 декабря – о ходе выполнения мероприятий по совершенствованию механизмов, обеспечивающих привлечение в жилищно-коммунальный комплекс частных инвестиций в объеме, необходимом для его модернизации. В срок до 15 ноября 2013 года Правительство РФ должно утвердить комплекс мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для обеспечения эффективного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Президент России также дал поручение Генеральной прокуратуре РФ, Министерству внутренних дел РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой принять дополнительные меры, направленные на выявление и пресечение правонарушений в деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание.
Статистика
По данным Министерства регионального развития РФ, изношенность мощностей ЖКХ составляет: физический износ котельных – 55 %, коммунальных сетей водопровода – 65 %, канализации и тепловых сетей – 63 %, электрических сетей – 58 %, водопроводных насосных станций – 65 %, канализационных насосных станций – 57 %, очистных сооружений водопровода – 54 % и канализации – 56 %.
* * *
По мнению специалистов, потенциал энергосбережения в ЖКХ составляет 100 млн тонн условного топлива в год. Это около 50 млрд долларов в денежном эквиваленте, или порядка одной пятой доходов федерального бюджета.
* * *
По оценкам экспертов, в деятельности российских коммунальных предприятий расход сырья на 25–50 % выше, чем в европейских.
* * *
Удельные эксплуатационные затраты российских предприятий ЖКХ в 3–4 раза выше, чем в Европе.
* * *
В системах водоснабжения ежегодно происходит около 195 тыс. аварий, в системах канализации – около 40 тыс.
* * *
Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют около 20 %, в электроэнергетике – 15 %, в системах теплоснабжения – до 40 %.
* * *
По данным Росстата, в необорудованном водоснабжением жилье проживает порядка 30 млн человек. Водоотведение отсутствует в домах 36 млн человек, отопление – у 23 млн.
* * *
Перерасход топлива в стране, по экспертным оценкам, по отношению к 1992 году составляет сегодня 37 млн тонн условного топлива, или более 100 млрд рублей.
* * *
В течение 2013–2020 годов федеральный бюджет по госпрограммам модернизации коммунальной инфраструктуры предусматривает выделение средств в размере более 24 млрд рублей. Еще 15 млрд рублей составит финансирование программ Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
* * *
Коэффициент полезного использования топлива на российских тепловых электростанциях снизился за последние 20 лет с 57 до 53 %, а на теплоэлектростанциях Дании и Финляндии он вырос с 52 до 80 %.
* * *
Сегодня дебиторская задолженность организаций в сфере ЖКХ составляет 700 млрд рублей, кредиторская – 600 млрд.
* * *
В рамках реализации федеральной целевой программы «Чистая вода» в 2011–2012 годах в эксплуатацию введено 46 водохозяйственных объектов при потребности более 20 тыс.
* * *
С 2008 года при участии Фонда содействия реформированию ЖКХ отремонтировано 136 тыс. домов общей площадью 410 млн кв. м. Жилищные условия улучшили 17,7 млн человек.