Общность задач
Таков главный вывод авторов доклада «Единая торговая политика и решение модернизационных задач ЕЭП», подготовленного Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) при участии ведущих российских, казахстанских и белорусских экспертов. ЦИИ – это специализированный аналитический центр, созданный ЕАБР в 2011 году, на который возложена организация исследовательской работы, подготовка докладов и рекомендаций по проблематике региональной экономической интеграции.
В исследовании отмечается, что в государственных программах развития Беларуси, России и Казахстана, входящих в Единое экономическое пространство, стоят схожие задачи. Это, в частности, повышение производительности предприятий и увеличение доли наукоемких и высокотехнологичных отраслей в ВВП, привлечение инвестиций в обрабатывающие производства, инфраструктуру, энергоснабжение, эффективное использование ресурсов, поддержка экспорта в отраслях с высокой добавленной стоимостью, а также развитие малого бизнеса.
«Перед Россией, Казахстаном и Беларусью стоят схожие задачи модернизации экономик. Модернизация тесно связана с состоянием внешней торговли, и поэтому одним из приоритетов их интеграционного взаимодействия является согласование внешнеторговой политики в рамках Таможенного союза, – считает председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов. – Надо использовать его возможности для улучшения структуры экспортной корзины. ЕЭП должно стать единой экономикой, конкурентоспособной на мировых рынках».
В частности, торговая политика ЕЭП должна быть направлена на облегчение доступа предприятий к международным рынкам, стимулирование роста производительности и содействие интеграции этих стран в мировую экономику.
При формировании принципов торговой политики, нацеленной на развитие инноваций, необходимо принимать во внимание возрастающую роль нетарифных барьеров, включая санитарные и фитосанитарные стандарты и техническое регулирование (особенно при выходе на рынки развитых стран). В связи с этим одним из ключевых факторов упрощения выхода предприятий стран ТС на внешние рынки и развития торговли внутри ТС является гармонизация технических требований к продукции.
В качестве основных приоритетов единой торговой политики авторы доклада рассматривают согласование интересов производителей и потребителей товаров и услуг, обеспечение конкуренции на рынках, учет интересов всех стран – участниц ТС, учет возможного расширения Таможенного союза и Единого экономического пространства и недопущение искажений конкурентного поля.
Предложенные в докладе инструменты единой торговой политики ТС подразделяются на три группы: краткосрочные (упрощение системы возврата НДС и таможенных процедур), среднесрочные (согласование структуры таможенных пошлин, техническое регулирование и разработка системы сбора статистических данных о торговле внутри ТС) и долгосрочные (поддержка экспорта, антидемпинговая политика и привлечение прямых иностранных инвестиций).
Также в докладе проанализированы основные экономические риски, возникающие при согласовании участниками ЕЭП внешнеторговой политики, сформулированы предложения по направлениям единой торговой политики ЕЭП, названы меры ее согласованной реализации.