Россия реализует комплекс мер поддержки авиационного транспорта, наращивая инвестиции
Особенности географических масштабов России отводят воздушному транспорту важную роль в обеспечении связей между регионами страны. Поэтому доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики.
В 2011 году авиапассажирооборот по сравнению с 2010 годом увеличился на 13,4% и достиг значения в 166,7 млрд пасс.-км, превысив наилучший за всю новую историю показатель 1990 года (159,5 млрд пасс.-км). По подсчетам специалистов, пассажирооборот российских авиакомпаний к 2020 году может составить 290–360 млрд пасс.-км, а к 2030 году достигнуть 510–625 млрд пасс.-км.
В целях повышения доступности услуг воздушного транспорта для населения Правительством РФ принят и реализуется обширный комплекс мер государственной поддержки. В частности, это субсидирование федеральных казенных предприятий (ФКП), создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения; аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении; воздушных перевозок пассажиров из Калининградской области в европейскую часть страны и в обратном направлении; региональных воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах; лизинга воздушных судов для осуществления региональных и местных воздушных перевозок.
В соответствии с решениями правительства на базе 50 аэропортов регионального и местного значения создано 6 ФКП: «Аэропорты Севера», «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Красноярья», «Аэропорты Сахалина», «Аэропорт Амдерма», на финансирование которых предусмотрено ежегодно 2466,5 млн рублей.
Создание ФКП позволяет восстановить соответствие аэропортов сертификационным требованиям, обновить парк аэродромной техники, провести работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов, а также стабилизировать финансово-экономическое положение аэропортов.
В настоящее время ведется работа по созданию еще ряда ФКП – «Аэропорт Кызыл», «Аэропорты Приамурья», ФКП на базе северных аэропортов Хабаровского края и филиалов ФКП «Аэропорты Севера» на базе аэропортов Магаданской области и Республики Саха (Якутия).
На субсидирование аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральным бюджетом ежегодно предусматриваются средства в размере 179,5 млн рублей. Это позволяет поддерживать ставки аэропортовых сборов на доступном для авиакомпаний уровне и соответственно сдерживать рост пассажирских тарифов.
Программа по субсидированию воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении действует с 2009 года. Итоги реализации данной программы показали ее востребованность и эффективность. В период действия программы объем перевозок пассажиров по специальному тарифу вырос в целом в 2,3 раза.
Программа по субсидированию воздушных перевозок пассажиров из Калининградской области в европейскую часть страны и в обратном направлении начала реализовываться в 2011 году. Конкуренция между авиаперевозчиками (на воздушной линии Калининград – Москва – 7 авиаперевозчиков, Калининград – Санкт-Петербург – 2 авиаперевозчика) позволила им принять решения по установлению гибких тарифов экономкласса ниже указанных в программе специальных тарифов.
Программа субсидирования региональных воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах начала действовать в 2012 году. Для ее реализации предусмотрены средства в объеме 1 млрд рублей. В перечень маршрутов включены воздушные линии между пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение. Таких воздушных линий по четырем округам – 81.
Программа субсидирования лизинга воздушных судов для осуществления региональных и местных воздушных перевозок введена также в 2012 году. В соответствии с ней единовременная субсидия предоставляется авиакомпании, получающей в лизинг воздушное судно не старше 10 лет с количеством пассажирских мест не более 55 и оснащенное любым типом двигателей, а также воздушное судно с количеством не более 72 пассажирских мест, оснащенное турбовинтовыми двигателями.
На реализацию данной программы в федеральном бюджете в 2012 году предусмотрены средства в объеме 1,9 млрд рублей. Реализация программы направлена на обновление парка воздушных судов авиакомпаний, выполняющих авиационные перевозки на местных и региональных маршрутах.