Беларусь и Россия планируют создать мощные совместные производства
В ближайшее время в Беларуси планируется утвердить проект программы развития промышленного комплекса страны до 2020 года. Главные цели – формирование инновационной конкурентоспособной промышленности, создание высокопроизводительных рабочих мест, рост производительности труда.
В прошлом кризисном году правительство предприняло ряд жестких, возможно, в чем-то непопулярных мер, благодаря которым удалось выровнять ситуацию. Суть антикризисной программы заключается в проведении жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В переводе на доступный язык это подразумевает отказ от эмиссионного кредитования госпрограмм. Темпы роста зарплат при такой политике не должны быть выше темпов роста производительности труда, а ставка рефинансирования должна быть выше уровня инфляции.
Такая политика принесла свои плоды. К примеру, валовой внутренний продукт в Беларуси за пять месяцев этого года вырос на 3,1%, а промышленное производство – на 7,2%. Производительность труда увеличилась на 10,4% и пока опережает рост реальной заработной платы (4,8%).
Для минимизации внешних рисков необходимо объединение усилий национальных и зарубежных производителей через создание транснациональных компаний и совместных предприятий, отметил первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко.
Сейчас Беларусь и Россия ведут переговоры об объединении активов МАЗа и КамАЗа со штаб-квартирой в Москве. Слияние компаний позволит снизить издержки, увеличить объемы производства и повысить качество сервисного обслуживания.
Позиция белорусской власти четкая: создание совместного предприятия возможно только на паритетной основе, чтобы никто из участников холдинговой структуры не чувствовал себя ущемленным. Удалось прийти к согласованному мнению: рыночная стоимость активов КамАЗа оценена в 1,6 миллиарда долларов, МАЗа – в 1,1 миллиарда долларов.
Владимир Семашко напомнил, что российское государство в лице компании «Ростехнологии» владеет 49,9% акций КамАЗа. МАЗом же полностью владеет государство. «Здесь мы вольны распоряжаться 100% акций», – подчеркнул первый вице-премьер. – В этих условиях расчеты показывают: если КамАЗ внесет в совместную управляющую компанию холдинга 49% акций, принадлежащих государству, то МАЗу нужно будет вносить где-то 75% акций».
Об общих условиях работы уже надо думать и таким предприятиям, как «Гомсельмаш» и «Ростсельмаш», Минский завод колесных тягачей и ГАЗ. Крупным компаниям будет легче конкурировать, привлекать кредиты, выходить на рынок под единым брендом.
В июле Беларусь и Россия планируют подписать генеральный контракт на строительство первой белорусской АЭС. Еще одно совместное предприятие – «Союзкалий» – может начать работу меньше чем через год.
Одной из угроз для Беларуси является тенденция роста открытия сборочных производств мировыми компаниями в странах, в которые поставляется сегодня белорусская продукция. Залогом успешного сохранения и наращивания белорусских позиций в этой ситуации является упреждающее открытие собственных сборочных производств за рубежом. Сегодня функционирует 114 сборочных производств в 18 странах, из них 22 – с белорусскими инвестициями. «В этом году планируется создать 14 сборочных производств за рубежом. Во время недавнего визита главы белорусского государства в Венесуэлу открыто сборочное производство белорусских тракторов и сборочное производство МАЗов.
На недавней встрече глав правительств стран Таможенного союза в Санкт-Петербурге Беларусь предложила своим партнерам по ЕЭП выстраивать единую промышленную политику. В ходе экономического развития неизбежно возникают индивидуальные проблемы сторон, которые крайне чувствительны. Например, в белорусском правительстве российские квоты на белорусское сухое молоко считают нонсенсом. Ведь если Россия вступает в ВТО, значит, в страну без всякого ограничения может поступить и новозеландское, и австралийское молоко. Зачем же закрывать дорогу для белорусского молока?
По словам Владимира Семашко, ряд общих правил в промышленной политике уже обозначен в заключенных странами Таможенного союза соглашениях, в том числе о единых правилах предоставления промышленных субсидий, о единых правилах конкуренции, о развитии общих рынков нефти и нефтепродуктов. В рамках проведения согласованной промышленной политики страны ЕЭП будут выделять приоритетные отрасли, обеспечивающие прорывные инновационные результаты. И здесь важен не столько обмен опытом, сколько согласованные дей-ствия по поддержке отраслей.