Отряд особого назначения

Источник материала:  
19.02.2012 — Разное

«Славный» пишется золотыми буквами

Летом 1943 года в планшете убитого недалеко от Гомеля в бою с партизанами гитлеровского майора Аммана, одного из командиров большого карательного соединения, был найден прелюбопытный документ. Из него вытекало следующее: фашистские оккупационные власти до смерти напуганы тем, что к ним в тыл заброшена целая дивизия специально обученных советских диверсантов, которая громит укрепленные немецкие гарнизоны, уничтожает склады с боеприпасами и горючим, пускает под откос эшелоны с техникой и солдатами вермахта, захватывает их продовольственные обозы и т.д. В том же документе фигурировало и название диверсионного подразделения — «Славный». За голову его командира Анатолия Шестакова, а также за поимку или убийство «сталинского бандита» Конрада Анри немецкое командование обещало фантастическую сумму в рейхсмарках.

Фашистам, в распоряжении которых были опытные специалисты военной разведки и гестапо, даже в голову не приходило, что против них действует не вооруженная до зубов дивизия, а всего-навсего отряд численностью чуть более 100 человек. Именно столько бойцов в тот момент насчитывал в своих рядах «Славный». Но кто же были эти неуловимые мстители, наводившие такой ужас на гитлеровцев?

Вернемся в 1941 год. Наши войска с тяжелыми потерями отступают на всех фронтах. Немецкие армии берут один город за другим и рвутся к Москве. В этот драматичный момент ас советской разведки Павел Судоплатов, возглавляющий 4-е управление НКВД, предлагает создать особое подразделение, бойцы которого могли бы выполнить любую задачу в тылу противника. Это предложение было поддержано Ставкой, после чего сразу же началось формирование отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. Так был рожден легендарный спецназ Красной армии, прославившийся дерзкими и сокрушительными операциями на территории, занятой врагом. Костяк бригады и ее командный состав состоял из опытнейших сотрудников госбезопасности, выпускников спецшкол НКВД, профессиональных минеров-подрывников. Кроме того, в ряды ОМСБОН добровольцами шли патриоты-антифашисты, иммигрировавшие из-за рубежа, а также сотни советских атлетов, среди которых было много заслуженных мастеров спорта по борьбе, боксу, акробатике, стрельбе из разных видов оружия, плаванию, гребле, гимнастике, легкой и тяжелой атлетике, другим дисциплинам. Бригада состояла из двух полков общей численностью около 10,5 тысячи человек.

Наши военачальники, в том числе командующие армиями, часто просили прислать в их распоряжение спецназовцев, когда дело касалось трудновыполнимой задачи особой важности. А начиная с 1942 года из состава ОМСБОН стали формировать небольшие мобильные отряды для активной борьбы в тылу врага. Только в Беларусь было направлено более десяти таких подразделений. Среди них и отряд «Славный», созданный 15 февраля того же года. Вначале в его составе было всего 49 человек, но все как один — виртуозы своего дела и отчаянные храбрецы. Менее чем через неделю после дня рождения «Славного» его командир капитан Анатолий Шестаков уже был принят в штабе 16-й армии генерала К.Рокоссовского. Выдающийся полководец Великой Отечественной, выслушав план спецназовца, приказал своим разведчикам провести отвлекающие операции, чтобы бойцы «Славного» смогли незаметно пересечь на лыжах линию фронта. Как ни старались шестаковцы скрыть свой опасный маневр, сделать это не удалось. За ними по лыжным следам устремилась погоня. Но гитлеровцы, рассчитывавшие в этой лихой атаке получить железные кресты за быструю ликвидацию группы русских диверсантов, не знали, на кого нарвались. Шестаков приказал срочно минировать лыжню. Вышколенные в родном тылу советские диверсанты проделали это в один миг, чуть ли не на ходу. Только успели они отбежать на некоторое расстояние от места закладки «фейерверка», как услышали позади себя несколько взрывов. Фашистские истребители никак не предполагали, что перед ними за считанные минуты вырастет минное поле. Так что кресты они все же обрели, но другие. А «Славный» благополучно добрался до места первой стоянки.

Отныне для спецназовцев буквально каждый день рейда по вражеским тылам был связан с риском для жизни. Но это их не пугало. Эти бойцы еще на этапе вступления в ряды ОМСБОН были заряжены на то, чтобы в любую минуту быть готовыми пожертвовать собой. Поэтому отряд действовал решительно, неожиданно и дерзко, порой прямо на марше вступал в бой, без предварительной подготовки операции. Показателен такой пример. В июне 1943 года бойцы отряда, пересекая среди ночи шоссе Гомель — Могилев, получили донесение своих разведчиков, что в направлении деревни Белое Болото движется немецкая автоколонна. Отправив обоз глубоко в лес, Шестаков принял решение атаковать противника. Спецназовцы вошли в указанную деревню, попросили жителей для безопасности перебраться на время с одного конца села на другой, а сами заняли позиции за углами домов. Многие залегли прямо на улице, прикрываясь камнями и бревнами. С рассветом появились ничего не подозревавшие гитлеровцы. Попав под перекрестный огонь, они поначалу еще пытались оказать сопротивление. Но когда небольшая группа удалых чекистов отбила у неприятеля пушку и стала прицельно палить по отстреливающимся фашистам, те обратились в паническое бегство. Уйти удалось единицам. Вблизи горевшей техники остались лежать около 60 немецких солдат. Еще пятеро сдались в плен. У врага было захвачено большое количество автоматов, пулеметов, винтовок, пистолетов, минометов, автоматическая пушка, сотни мин и артиллерийских снарядов. Кроме того, добычей смельчаков стали 500 новых комбинезонов и 40 пар обуви, что тоже было немаловажно. Оказались разбитыми шесть автомашин и одно орудие. Потери «Славного» были невелики, но в этом бою погиб семикратный чемпион СССР по академической гребле Александр Долгушин, который был в отряде отменным снайпером.

Вообще, из 49 бойцов, перешедших линию фронта, 18 были отличными спортсменами. Некоторые — с мировым именем. К примеру, штангист Николай Шатов перед войной стал рекордсменом мира. В отряде воевали также бегуны-стайеры, дискоболы, акробаты, борец, велосипедист, пловец — все мастера спорта. Кстати, мастером спорта по плаванию был как раз тот самый «сталинский бандит» Конрад Анри Мадэй. Этот «титул» он получил у гитлеровцев за то, что, будучи заместителем Шестакова, чаще всего являлся не только вдохновителем и разработчиком особо дерзких операций, но и их неизменным участником. Среди товарищей же этот уроженец Астрахани, как непревзойденный выдумщик, шутник и сорвиголова, пользовался любовью и уважением.

Но особенно удавались совершаемые под руководством Мадэя операции по разгрому вражеских гарнизонов. Многие такие акции проводились «Славным» совместно с партизанскими отрядами, с которыми спецназовцы держали тесную связь. Один из наиболее укрепленных немецко-полицейских гарнизонов, который в качестве командира сборных штурмовых групп пришлось громить «французу», находился в Белыничах. В том бою Конрад Анри лично захватил вражескую пушку и открыл из нее огонь по «баррикадам» оборонявшихся фашистов и полицаев. В немалой степени именно находчивость и бесстрашие Мадэя решили исход сражения. В разгромленном гарнизоне сводными отрядами тогда было захвачено много трофеев. Но главный результат операции состоял в том, что партизаны взорвали в городском поселке и его окрестностях все вражеские укрепления, в том числе дзоты. Впоследствии это весьма облегчило наступление советских частей в обход Могилева.

Интересная деталь. Конрад Анри Мадэй, для одного только перечисления подвигов которого необходимо было несколько машинописных страниц, трижды представлялся к званию Героя Советского Союза. Но его так и не удостоили этой заслуженной чести. Более благосклонной к нему оказалась сама судьба. Он был одним из немногих, кто прошел путь «Славного» от начала до конца и при этом остался в живых.

Кстати, немало его погибших товарищей похоронено на бывшей партизанской базе в кличевских лесах, которая довольно продолжительное время служила местом стоянок и для «Славного». Отряд, активно взаимодействуя с нашими партизанами, постоянно пополнял ими свои ряды, подбирая наиболее грамотных, ловких и выносливых. Отметим, что после прихода на белорусскую территорию это мобильное подразделение целиком перешло под руководство НКГБ БССР. От него и получило затем приказ двигаться ближе к западным границам республики.

Время передислокации связано с трагической гибелью командира «Славного» Анатолия Шестакова, который уже был в звании майора (в 1998 году за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно). Отряд возглавил младший лейтенант Конрад Мадэй, который после длительных походов в середине лета 1944 года вместе с обозом, вооружением и захваченными в плен 350 гитлеровцами привел своих бойцов в Минск в распоряжение органов госбезопасности. В этот момент в рядах «Славного» было 315 человек. Так был закончен этот неповторимый рейд, который длился почти 30 месяцев. Спецназовцы прошли по фашистским тылам более полутора тысяч километров. За это время они разгромили 23 укрепленных гарнизона, 10 казарм, 22 эшелона с живой силой и техникой, подорвали и сожгли около 80 автомашин и 30 мотоциклов, несколько танков и бронетранспортеров, взорвали 12 заводов, работавших на нужды оккупантов. В открытых боях чекистский отряд уничтожил около 3,5 тысячи немецких солдат, полицаев и власовцев. Сколько гитлеровцев погибли в подорванных спецназовцами железнодорожных составах, вообще никто не считал. Добавим к этому, что, используя ценные разведданные отряда, советская авиация разбомбила не одну военную базу фашистов.

О доблести и отваге бойцов «Славного», которому 15 февраля исполнилось 70 лет, на белорусской земле не забывают. К юбилею отряда в разных уголках республики, где его бойцы насмерть дрались с захватчиками, организуются торжественные мероприятия. А таких мест немало. Например, в деревне Бакшты Гродненской области находится могила первого командира «Славного» Анатолия Шестакова. В деревне Каменка Рысковская, что на Гомельщине, похоронен Александр Долгушин. Как уже отмечалось выше, многие бойцы отряда навечно упокоились в кличевских лесах. Здесь близ деревни Усакино находится мемориальный комплекс, рассказывающий о героической борьбе народных мстителей с гитлеровскими захватчиками.

Как это ни печально, но немало страниц, повествующих о действиях легендарных спецназовцев на территории Беларуси, и в частности на Могилевщине, могли оказаться безвозвратно утерянными. Если бы не энтузиазм бывшей учительницы математики могилевской школы № 22 Елены Васильевны Киреевой. Так случилось, что спустя 30 лет после окончания войны она познакомилась в санатории с бывшим начальником штаба «Славного» Михаилом Оборотовым. Тот оказался превосходным рассказчиком и смог вдохновить могилевского педагога на поисковую работу. К ней с удовольствием подключились не только коллеги-учителя, ученики школы, но и сотрудники КГБ. В результате в 1984 году в стенах могилевского учебного заведения открылся музей, который сегодня является одним из лучших школьных музеев страны. Главная его экспозиция посвящена героическому пути «Славного» по вражеским тылам. Здесь рассказывается и о судьбе его бойцов, в том числе послевоенной. В музее собраны их фотографии, письма, некоторые вещи.

— Мы и сейчас продолжаем работу, начатую много лет назад, — рассказывает нынешний директор школьного музея Светлана Быструшкина. — С течением времени становятся известными все новые и новые факты о подвигах спецотряда и его бойцах. К нам на экскурсию приезжают ребята из других школ, бывают и делегации взрослых, в том числе иностранные. Особый интерес экскурсанты проявляют к предметам партизанского быта, амуниции, фрагментам оружия и боеприпасов. На базе музея иногда проводятся учительские конференции. То, что представители новых поколений людей вновь и вновь проходят боевыми тропами «Славного», отдавая дань героизму его бойцов, является лучшим подарком к юбилею спецназовского отряда, который золотыми буквами вписал свое имя в историю родной страны.

←Каляндар знамянальных дат 19-26 лютага

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика