Главный кардиолог Беларуси - Александр Геннадьевич Мрочек
Пройти в жизни максимум дорог — мечта многих, но удел избранных. Ставить перед собой цели, добиться их, не останавливаясь, дальше прокладывать интереснейшие пути... Человек, у которого это, кажется, легко, получается, — лидер бесспорный. Сложно представить, как в наше время можно быть врачом, ученым, директором, заведующим лабораторией в одном лице. Иметь перечень должностей и наград, которые не уместить и в пару высоких абзацев, профессиональный багаж с колоссальным опытом, а впереди — планов на десятилетия вперед. Откуда этот талант? Когда звучит фамилия Мрочек, в медицинском мире все знают: речь о директоре РНПЦ «Кардиология», профессоре, академике НАН Беларуси, главном кардиологе Минздрава. У Александра Геннадьевича недавно был юбилей — 60 лет. Повод для разговора особый.
Романтика практики
Решение стать доктором ученик 35–й минской средней школы Саша Мрочек принял еще в 8–м классе. Его увлекали химия, физика и биология — профилирующие предметы для поступления в медицинский вуз. «К тому же это было время глобальных открытий в биологии и медицине. Огромный резонанс получила теория стресса Ганса Селье, открытие двойной спирали ДНК Дж.Уотсоном и Ф.Криком. Нас, тогда еще школьников, это очень притягивало», — вспоминает Александр Геннадьевич.
Учился он всегда хорошо, потому легко поступил на лечебный факультет мединститута. Любимыми стали лекции профессора Георгия Сидоренко, возглавлявшего тогда прогрессивную кафедру терапии, научным направлением которой стала кардиология (позже Георгий Иванович встанет у истоков советской кардиологической службы и будет первым директором предтечи РНПЦ «Кардиология» — НИИ кардиологии). Говорят, врач знает больных изнутри, кардиолог — знает изнутри их сердца. Наверняка в выборе пути будущего профессора звучала и нота романтики. Как же без этого? Доктор, спасающий сердца и жизни, — мужественно, красиво, всегда достойно. Вдохновляла и работа «звезд» кардиологии. Ведь еще до момента поступления Александра Геннадьевича в вуз произошло революционное событие: фантастическая по тем временам работа Кристиана Барнарда — первая в мире трансплантация сердца. Сложно даже поверить — Кейптаун, Южная Африка, 1967 год... Но то, что случилось в этой стране, никогда не являвшейся лидером в оказании медицинской помощи, восхитило врачей всего земного шара. У многих тогда возникло желание заниматься тем же. Кто в то время знал, что спустя годы дебют пересадки сердца в Беларуси произойдет на базе клинического учреждения, которым будет руководить Александр Мрочек...
А ход событий таков, что на смену романтике к студенту медицинского вуза быстро приходит практика — работа уже на 5–м курсе. Свою первую операцию Александр Геннадьевич помнит прекрасно: «Да, признаюсь, тогда волновался. Во время ночного дежурства в отделение общей хирургии 3–й минской клинической больницы доставили 24–летнего парня с проникающим ножевым ранением в живот после футбольного матча. Лицо его до сих пор в моей памяти. Оперировали его два с половиной часа, тщательно проверяя петли кишечника. Ведь если что–то пропустишь — перитонит и неминуемая смерть человека. К счастью, все прошло без осложнений».
Знаки отличия
Когда спрашиваю у юбиляра, как ему удалось стать профессором в 38 лет, говорит, что в общем–то для врача–преподавателя «это... ничего особенного», вроде обычное дело. Прошу рассказать Александра Геннадьевича об одном из более чем 30 его научных изобретений — и после краткой паузы слышу лишь пару скупых фраз. И только...
Беседуем примерно полчаса, и я понимаю: не дождусь от своего собеседника красочного рассказа и ярких слов о его заслугах и достижениях. Не тот человек! Написал 11 научных трудов по кардиологии, но и об этом говорит лишь вскользь, будто на его книгах не учатся ныне все кардиологи Беларуси, да и за пределами страны. Зато, упоминая о научных исследованиях, профессор Мрочек много и охотно говорит о коллегах, которые участвовали в совместных проектах. А ведь именно ему принадлежит изобретение генератора ультразвука, который разрушает тромбы, что формируются в артериях, становясь причиной сосудистых катастроф — инсульта и инфаркта. На основе именно его идеи предприятие «Металит–М» создало оборудование, вошедшее в клиническую практику.
Одна из ярких инициатив Александра Геннадьевича, врачей РНПЦ «Кардиология» совместно со специалистами БНТУ — серия исследовательских работ и создание устройств, без которых медикам сейчас не обойтись. Это стент–графты, системы их доставки, ультразвуковые зонды, искусственные клапаны сердца и др. Вскоре будет создано предприятие, где начнется их серийное производство. Насколько это важно? Взять хотя бы работу стент–графтов. Без этих медицинских «трубочек» человек с диагнозом расслаивающаяся аневризма аорты всегда ходит под дамокловым мечом. Из–за высокого давления крупный сосуд вмиг разрывается, и спасти жизнь уже невозможно. Если же заранее установить стент в аорту, то он, как каркас, будет фиксировать его стенки и беды не случится...
Медик — понятие собирательное
Говорят, хороший кардиохирург — это светлая голова и крепкие нервы. Интересно, а что еще, кроме этого, по мнению академика Мрочека?
«Принятие решений в неординарных ситуациях — оперативность, быстрота мышления и реакции. Готовность к риску, профессиональной импровизации. Важен еще и стиль общения с пациентом, даже правильная для каждого случая интонация. Ну и, конечно, талант рукодельца — способность тонко работать руками. У многих почему–то сложилось неверное мнение, будто врач — человек, постоянно находящийся в стрессе. Если это так, то лучше поискать другое место работы. Представьте себе милиционера, который до дрожи боится преступников! Какая–то неординарная ситуация не должна вводить врача в оцепенение или вызывать приступ паники. Он обязан работать и в сложнейших условиях. Должен уметь мобилизоваться. А вот переживать за качество проведенного вмешательства, за верность выбранного метода лечения — совсем иное дело... В нашей работе важно не только грамотно провести операцию, но и выходить пациента. В этом врачи между собой отличаются. Здесь сразу видно, кто и как относится к людям».
Чем дальше, тем интереснее
Любопытно, есть ли нечто удивляющее в человеческом сердце профессионала с таким опытом, как у Александра Геннадьевича? Он только улыбается: «Это вас удивляет — не меня». Но, чуть задумавшись, продолжает: «Знаете, чем больше узнаешь, тем более понимаешь, насколько мало мы о нем знаем. Вот, например, вечная интрига и тайна — постоянная работа сердечной мышцы. И хоть идет она размеренно, с определенными паузами, но ведь не прекращается в течение жизни! Это вызывает большой интерес: за счет чего, какими силами и средствами поддерживается биение сердца? А его электрические свойства? Как они меняются, когда настигает болезнь? Откуда появляются аритмии? Здесь пока немало загадок».
Вообще, академика Мрочека радует и вдохновляет то, насколько революционные направления появляются ныне в кардиохирургии. Например, создано уже множество вариаций имплантируемых устройств, таких, допустим, как водители ритма. Некогда примитивные устройства ныне работают, как умные мини–компьютеры, имплантируемые в грудную клетку и гарантирующие работу нашего главного «мотора».
Всегда на связи
При поверхностном знакомстве Александр Геннадьевич производит впечатление человека очень строгого. Близкие друзья иного мнения, утверждая — перед вами человек очень добрый и великодушный. «Сколько лет мы знакомы, и я на сто процентов уверен — в помощи он никому не откажет. В общем, это один из немногих, с кем я точно пошел бы в разведку, — рекомендует близкого друга его сокурсник, заведующий кафедрой урологии БГМУ, профессор Александр Строцкий. — Еще одна его черта со студенческих лет — большая целеустремленность. Если Мрочек поставил перед собой задачу, решение найдет непременно».
Кстати, со многими из коллег Александр Геннадьевич дружит более 40 лет! И еще один примечательный факт из разряда, видимо, уникальных: за долгую карьеру руководителя он только единожды уволил сотрудника, когда человек стал полностью безнадежен из–за алкогольной зависимости. А так всегда давал шанс исправиться, проявить себя.
В числе любимых занятий юбиляр называет два главных — охоту и рыбалку. И первая, кстати, не ради трофея, которым можно похвастаться, а из–за возможности побыть на природе, почувствовать себя свободно, раскрепощенно. Александр Геннадьевич очень любит свой дом и семью, соседей и близких по духу людей. «Вечные ценности всегда в цене», — улыбается ведущий специалист по сердцам. К слову, мобильный телефон главного кардиолога страны всегда включен не только по долгу службы. Вдруг кому–то срочно понадобится его помощь, профессиональная и не только...
Советская Белоруссия №90 (24227). Вторник, 21 мая 2013 года.
Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ
Фото: Артур ПРУПАС