Прыжок с трамплина
19.04.2010
—
Новости Экономики
Таможенный союз (ТС) существенно повлияет на развитие рынка грузовых перевозок и логистической системы Беларуси.Отрицательным или положительным будет это влияние, говорить пока рано. Но эксперты сходятся в одном: после завершения процесса создания ТС всем игрокам придется приспосабливаться к новым условиям либо уходить с рынка.
С одной стороны, ТС - это огромные перспективы развития. Именно благодаря унификации таможенных процедур, тарифов и других элементов таможенного контроля трех стран территория Беларуси может стать перевалочным пунктом для товаров, которые будут идти из стран Западной Европы в Россию и из Китая - в Западную Европу.
С другой стороны, этого может и не произойти. Учитывая те темпы, которыми развивается логистика в соседних странах, в частности в Литве, не исключено, что товаропотоки пойдут в обход Беларуси. А разработанная недавно программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года может просто не угнаться за временем, и объекты, которые планируется построить, окажутся невостребованными.
Хотя среди отечественных экспертов есть и оптимисты.
"Я думаю, что Таможенный союз - это очень большая перспектива для отечественной логистической системы, если, конечно, все будет идти по плану. Нужно сделать так, чтобы Беларусь использовала ту выгоду, которая появляется у нас в рамках Таможенного союза", - считает генеральный директор ООО "Белинтертранс" Вячеслав Довнар.
Неоднозначные перспективы ждут после вступления в силу Таможенного союза и отечественных перевозчиков. Оценки экспертов относительно их влияния на территории Таможенного союза разнятся.
Так, В. Довнар считает, что благодаря качеству и относительной дешевизне предоставляемых услуг белорусские перевозчики окажутся в довольно хороших условиях и благодаря этому смогут выдержать конкуренцию российских и казахстанских перевозчиков.
Заместитель директора Департамента автомобильных и авиаперевозок AsstrA AG Николай Епихов считает, что после создания Таможенного союза на белорусский рынок может хлынуть поток китайских товаров, которые будут ввозить казахстанские перевозчики.
Уже сейчас казахстанские компании загружают машины товаром в Китае, где в некоторых регионах ослаблен таможенный контроль. Потом китайские товары переупаковываются в Казахстане и выдаются за изделия местного производства. И хотя с 1 июля таможенная граница России и Казахстана не упраздняется, однако рано или поздно она исчезнет. И тогда, по мнению Н. Епихова, пропадет нужда в маскировке китайских грузов. Если, конечно, в рамках Таможенного союза не будут приняты определенные ограничительные меры в отношении китайских товаров.
Эксперт подчеркивает, что белорусским компаниям не под силу создать достаточно сильную конкуренцию казахстанским поставщикам. "Казахстанские перевозчики в радостном ожидании снятия границ", - говорит Н. Епихов.
Участники рынка грузовых перевозок пока остаются в неведении по поводу правил игры в рамках Таможенного союза. Некоторые из них считают: ситуация сложится так, что Таможенный союз разрушит их бизнес, другие пытаются найти в этом объединении положительные для себя моменты. Правильнее было бы воспринимать ТС как трамплин, который либо послужит причиной падения, либо станет началом взлета для каждой конкретной компании.
С одной стороны, ТС - это огромные перспективы развития. Именно благодаря унификации таможенных процедур, тарифов и других элементов таможенного контроля трех стран территория Беларуси может стать перевалочным пунктом для товаров, которые будут идти из стран Западной Европы в Россию и из Китая - в Западную Европу.
С другой стороны, этого может и не произойти. Учитывая те темпы, которыми развивается логистика в соседних странах, в частности в Литве, не исключено, что товаропотоки пойдут в обход Беларуси. А разработанная недавно программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года может просто не угнаться за временем, и объекты, которые планируется построить, окажутся невостребованными.
Хотя среди отечественных экспертов есть и оптимисты.
"Я думаю, что Таможенный союз - это очень большая перспектива для отечественной логистической системы, если, конечно, все будет идти по плану. Нужно сделать так, чтобы Беларусь использовала ту выгоду, которая появляется у нас в рамках Таможенного союза", - считает генеральный директор ООО "Белинтертранс" Вячеслав Довнар.
Неоднозначные перспективы ждут после вступления в силу Таможенного союза и отечественных перевозчиков. Оценки экспертов относительно их влияния на территории Таможенного союза разнятся.
Так, В. Довнар считает, что благодаря качеству и относительной дешевизне предоставляемых услуг белорусские перевозчики окажутся в довольно хороших условиях и благодаря этому смогут выдержать конкуренцию российских и казахстанских перевозчиков.
Заместитель директора Департамента автомобильных и авиаперевозок AsstrA AG Николай Епихов считает, что после создания Таможенного союза на белорусский рынок может хлынуть поток китайских товаров, которые будут ввозить казахстанские перевозчики.
Уже сейчас казахстанские компании загружают машины товаром в Китае, где в некоторых регионах ослаблен таможенный контроль. Потом китайские товары переупаковываются в Казахстане и выдаются за изделия местного производства. И хотя с 1 июля таможенная граница России и Казахстана не упраздняется, однако рано или поздно она исчезнет. И тогда, по мнению Н. Епихова, пропадет нужда в маскировке китайских грузов. Если, конечно, в рамках Таможенного союза не будут приняты определенные ограничительные меры в отношении китайских товаров.
Эксперт подчеркивает, что белорусским компаниям не под силу создать достаточно сильную конкуренцию казахстанским поставщикам. "Казахстанские перевозчики в радостном ожидании снятия границ", - говорит Н. Епихов.
Участники рынка грузовых перевозок пока остаются в неведении по поводу правил игры в рамках Таможенного союза. Некоторые из них считают: ситуация сложится так, что Таможенный союз разрушит их бизнес, другие пытаются найти в этом объединении положительные для себя моменты. Правильнее было бы воспринимать ТС как трамплин, который либо послужит причиной падения, либо станет началом взлета для каждой конкретной компании.