Простые сложности
19.04.2010
—
Новости Экономики
Проблемы, возникающие у автоперевозчиков, можно решить, но для этого нужно знать национальное и международное законодательство.В своей деятельности автоперевозчики часто сталкиваются с проблемами, которые порой кажутся трудноразрешимыми. Вместе с тем их решение находится на поверхности, так как многие ситуации оговорены в законодательных актах тех стран, с которыми приходится работать перевозчикам, а также в международных договорах и конвенциях. С помощью ИП "Асстра Вайсрусланд" "БР" выделил наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются перевозчики.
Часто перевозчики задаются вопросом, как поступать, если таможенные платежи на грузы превышают размер, гарантированный книжкой МДП, - сейчас это 60 тыс. EUR. При экспорте грузов из СНГ стоит оформлять процедуру Т1.
Если же груз экспортируется в страны СНГ, то лучше воспользоваться услугами таможенного перевозчика, обеспечить таможенное сопровождение грузов. Кроме того, при доставке груза в Беларусь достаточно эффективным является использование статуса добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Как альтернативный вариант может рассматриваться возможность предварительного таможенного декларирования с уплатой таможенных платежей, что не очень выгодно для грузополучателя, так как он несет чрезмерные затраты.
При оформлении книжки МДП следует иметь в виду, что грузовой манифест необходимо переводить на язык страны транзита или назначения. Впрочем, при доставке груза в Россию вполне может подойти и англоязычный вариант оформления грузового манифеста.
Некоторые вопросы возникают у перевозчиков и по применению Конвенции СМР. Чаще всего они связаны с проставлением штампа перевозчика и отправителя в накладной. Нужно помнить, что накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
При возникновении вопросов, связанных с расхождением веса, указанного в СМР, с реально находящимся на транспортном средстве грузом, нужно помнить, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Если у перевозчика нет возможности произвести такую проверку, то он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Необходимо помнить, что отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, а также проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Отправитель должен знать, что все расходы, связанные с неправильным указанием сведений относительно веса груза со стороны таможни, дорожных служб и других органов, необходимо предъявлять отправителю.
Часто у перевозчиков возникают проблемы, связанные с грузами, подлежащими фитосанитарному или ветеринарному контролю. Им нужно помнить, что у них обязательно должны быть сертификаты фитосанитарных и ветеринарных служб страны отправителя. В этих сертификатах должны быть указаны номера транспортных средств, а также заполнены все поля реквизитов, поставлены дата, подпись, печать и т. д.
Часто автоперевозчики беспокоятся из-за неточностей, допущенных ими в товаросопроводительных документах на грузы, которые перемещаются через таможенную границу Беларуси. Но важно знать, что белорусская таможня на коллегии в конце 2008 года приняла решение о действиях, которые могут считаться неумышленными.
Так, таковыми могут считаться ошибки в документах, исправление которых не несет изменения смысла документа, а также изменений в различных расчетах, договорах, контрактах и т. д. К неумышленным относятся также и те ошибки, которые были анонсированы отправителем, перевозчиком или другим ответственным за товар лицом.
ГТК не считает несоответствие заявленных сведений о товарах и фактической информации о них, допущенное из-за неумышленных ошибок, нарушением порядка таможенного регулирования. Все остальное относится к этой категории правонарушений и преследуется в соответствии с законом Беларуси.
Отдельный вопрос вызывает у перевозчиков работа с алкогольной и табачной продукцией. Компаниям нужно помнить, что перемещаемые транзитом через белорусскую территорию алкогольные и табачные изделия должны в обязательном порядке сопровождаться подразделениями Департамента охраны МВД Беларуси. При этом важно помнить, что на границе с Российской Федерацией у Беларуси нет таможенного контроля. Однако это не освобождает перевозчика от необходимости сопровождения груза, если товар движется из России в третьи страны. Зная, что маршрут перевозчика будет пролегать через территорию Беларуси, он должен самостоятельно и заблаговременно обратиться для заключения договора и организации сопровождения в Департамент охраны.
Часто перевозчики задаются вопросом, как поступать, если таможенные платежи на грузы превышают размер, гарантированный книжкой МДП, - сейчас это 60 тыс. EUR. При экспорте грузов из СНГ стоит оформлять процедуру Т1.
Если же груз экспортируется в страны СНГ, то лучше воспользоваться услугами таможенного перевозчика, обеспечить таможенное сопровождение грузов. Кроме того, при доставке груза в Беларусь достаточно эффективным является использование статуса добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Как альтернативный вариант может рассматриваться возможность предварительного таможенного декларирования с уплатой таможенных платежей, что не очень выгодно для грузополучателя, так как он несет чрезмерные затраты.
При оформлении книжки МДП следует иметь в виду, что грузовой манифест необходимо переводить на язык страны транзита или назначения. Впрочем, при доставке груза в Россию вполне может подойти и англоязычный вариант оформления грузового манифеста.
Некоторые вопросы возникают у перевозчиков и по применению Конвенции СМР. Чаще всего они связаны с проставлением штампа перевозчика и отправителя в накладной. Нужно помнить, что накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
При возникновении вопросов, связанных с расхождением веса, указанного в СМР, с реально находящимся на транспортном средстве грузом, нужно помнить, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Если у перевозчика нет возможности произвести такую проверку, то он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Необходимо помнить, что отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, а также проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Отправитель должен знать, что все расходы, связанные с неправильным указанием сведений относительно веса груза со стороны таможни, дорожных служб и других органов, необходимо предъявлять отправителю.
Часто у перевозчиков возникают проблемы, связанные с грузами, подлежащими фитосанитарному или ветеринарному контролю. Им нужно помнить, что у них обязательно должны быть сертификаты фитосанитарных и ветеринарных служб страны отправителя. В этих сертификатах должны быть указаны номера транспортных средств, а также заполнены все поля реквизитов, поставлены дата, подпись, печать и т. д.
Часто автоперевозчики беспокоятся из-за неточностей, допущенных ими в товаросопроводительных документах на грузы, которые перемещаются через таможенную границу Беларуси. Но важно знать, что белорусская таможня на коллегии в конце 2008 года приняла решение о действиях, которые могут считаться неумышленными.
Так, таковыми могут считаться ошибки в документах, исправление которых не несет изменения смысла документа, а также изменений в различных расчетах, договорах, контрактах и т. д. К неумышленным относятся также и те ошибки, которые были анонсированы отправителем, перевозчиком или другим ответственным за товар лицом.
ГТК не считает несоответствие заявленных сведений о товарах и фактической информации о них, допущенное из-за неумышленных ошибок, нарушением порядка таможенного регулирования. Все остальное относится к этой категории правонарушений и преследуется в соответствии с законом Беларуси.
Отдельный вопрос вызывает у перевозчиков работа с алкогольной и табачной продукцией. Компаниям нужно помнить, что перемещаемые транзитом через белорусскую территорию алкогольные и табачные изделия должны в обязательном порядке сопровождаться подразделениями Департамента охраны МВД Беларуси. При этом важно помнить, что на границе с Российской Федерацией у Беларуси нет таможенного контроля. Однако это не освобождает перевозчика от необходимости сопровождения груза, если товар движется из России в третьи страны. Зная, что маршрут перевозчика будет пролегать через территорию Беларуси, он должен самостоятельно и заблаговременно обратиться для заключения договора и организации сопровождения в Департамент охраны.
Справка "БР"
Грузовая накладная СМР (TIR) - контрактное соглашение между отправителем, автомобильным перевозчиком и грузополучателем, которое обеспечивает стандартные условия перевозки для международных автотранспортных операций, особенно в области необходимых документов и ответственности перевозчика, с целью упростить автоперевозки и международную торговлю. Использование грузовой накладной СМР предполагает, что, по крайней мере, одна из стран, вовлеченных в международную транспортную операцию (страна отправления или назначения) является договаривающейся стороной Конвенции СМР.
Книжка МДП (Carnet TIR) - международный таможенный документ, который представляет собой краеугольный камень всей транзитной системы и подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия.
Грузовая накладная СМР (TIR) - контрактное соглашение между отправителем, автомобильным перевозчиком и грузополучателем, которое обеспечивает стандартные условия перевозки для международных автотранспортных операций, особенно в области необходимых документов и ответственности перевозчика, с целью упростить автоперевозки и международную торговлю. Использование грузовой накладной СМР предполагает, что, по крайней мере, одна из стран, вовлеченных в международную транспортную операцию (страна отправления или назначения) является договаривающейся стороной Конвенции СМР.
Книжка МДП (Carnet TIR) - международный таможенный документ, который представляет собой краеугольный камень всей транзитной системы и подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия.