Конкуренция обострится

Источник материала:  
Возможной переориентацией значительной части импортных потоков с российских территорий на Казахстан и Беларусь грозит для РФ переход на общую таможенную границу с 1 июля 2010 года в рамках создания Таможенного союза (ТС).Об этом было заявлено в конце марта на заседании правительства РФ, где глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представила проект направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку.

В ходе заседания отмечалось, что в условиях отлаживания Россией, Беларусью и Казахстаном механизмов работы единого таможенного пространства таможенно-тарифная политика приобретает особое значение.

Российские эксперты в связи с этим не исключают, что между таможенными службами трех государств - участниц ТС может развернуться настоящая конкурентная война за перераспределение импортных потоков.

Они обращают внимание, что начавший работать с 1 января 2010 года ТС уже создал принципиально новую конфигурацию внешнеторговых связей России с партнерами в ЕС и Юго-Восточной Азии.

В принципе, Беларусь и Казахстан не скрывают, что стремятся переориентировать потоки грузов, идущие в Россию из Китая и Европы, на свои пункты пропуска. Поэтому переход на общую таможенную границу с 1 июля 2010 года может означать, что импортерам станет выгоднее использовать новые маршруты ввоза товаров в Россию.

К примеру, сейчас около 20% физического объема китайского экспорта в РФ идет через порт Санкт-Петербурга, еще 5-6% импортных потоков приходит через Финляндию автомобильным транспортом, большие объемы идут через порты Прибалтики.

В новых условиях Россия может столкнуться с изменением этих потоков. По мнению экспертов, таможенное администрирование в Казахстане и Беларуси качественнее российского, что может ускорить переориентацию торговых маршрутов из Европы на Беларусь и из Китая на Казахстан.

К примеру, уже сейчас в Беларуси оформление экспорта товаров, которые не облагаются таможенной пошлиной, занимает около 2 часов, в то время как в России аналогичные процедуры могут затягиваться до полугода.

Если же Беларусь предоставит более понятные и прозрачные процедуры таможенного оформления импортных грузов, то грузопоток, идущий в РФ через Прибалтику и Украину, может переориентироваться на коридор Беларусь - Россия.

Если это на самом деле произойдет, то на границу Беларуси и Казахстана перейдет сначала околотаможенный бизнес, а затем логистика, таможенные склады, предприятия по первичной переработке и т. д.

Не только российские эксперты, но и чиновники считают, что Беларусь способна привлечь западный бизнес уже в качестве размещения логистических и перерабатывающих предприятий для товаров, импортируемых из ЕС в Россию. Причем это будет сделано в ущерб социально-экономическому развитию западных российских регионов, устойчивость экономики которых в немалой степени зависит от состояния внешнеторговой деятельности. Аналогичная ситуация может сложиться и на восточном направлении - на границе с Казахстаном.

Что касается Беларуси, то страна в последнее время действительно стремится активнее привлечь альтернативные грузопотоки, поскольку стала нести потери из-за переориентации Россией грузов с прибалтийского направления в сторону своих портов.

Также не секрет, что белорусские транспортники ставят перед собой задачу переключить на себя значительную часть грузов, идущих транзитом из Китая в Европу и обратно. Поэтому белорусская сторона охотно подключилась к проекту создания нового сухопутного транзитного коридора Восток - Запад, который в октябре прошлого года инициировала Литва.

И в этой ситуации фактор создания ТС играет белорусам на руку, поскольку теперь появился шанс унифицировать тарифную политику в рамках "тройки" - России, Казахстана и Беларуси, что будет стимулировать увеличение транзита через территорию страны. В частности, Казахстан, прежде чем подписывать учредительные документы о создании ТС, поставил перед Правительством РФ вопрос об унификации тарифов на железнодорожные перевозки.

Однако и Россия не собирается сдавать свои позиции в области транзитных перевозок.

Заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов в конце марта на транспортно-логистической выставке "SITL Европа-2010" в Париже заявил, что общий стоимостный объем российского рынка транспортно-логистических услуг может увеличиться до 2015 года примерно в 3 раза - с 48,5 млрд. USD до 151 млрд. USD.

Так что между странами - участницами ТС следует ожидать в ближайшее время обострения конкуренции за привлечение грузопотоков.
←Сорос предостерегает

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика