До Каспия далеко
Раз уж Беларусь решила поставлять нефть из Венесуэлы, то нельзя ли "разбавить" ее нефтью из Казахстана?
Эксперты пока не видят ни технических возможностей для выгодной транспортировки углеводородов в Беларусь, ни перспективы ценовой договоренности.
"Технически из Казахстана сделать это в больших объемах сложно и практически невозможно, так как свободных мощностей на трубопроводах нет, а железнодорожные мощности также перегружены, - прокомментировал специально для "БР" независимый экономический обозреватель из Алматы, президент Центра деловой журналистики Тулеген Аскаров. - Есть вариант с направлением нефти из Новороссийска в Одессу и далее по трубе Одесса - Броды, однако и тут есть технические сложности плюс недавнее осложнение отношений Казахстана с Украиной по транзиту нефти".
Но даже если бы вопрос транспортировки был снят, "есть проблема и с ценами на казахстанскую нефть", - обращает внимание алматинский эксперт. "Ее продают по мировым ценам, тогда как Беларусь традиционно брала нефть из России не по мировым, а по внутрироссийским ценам. И, наконец, Казахстану сейчас не по силам участвовать в приватизации белорусских НПЗ, поскольку своих денег нет, живем на займы Китая, России и других кредиторов".
И все-таки имеет смысл разобраться, что же представляет собой казахстанский рынок нефти.
Раскинулось море широко...
Нефтяные месторождения - один из главных источников благосостояния Казахстана. В сырьевой стране, где более трети бюджета формируется за счет нефтяной отрасли, эпоха независимости ознаменовалась бурной разработкой углеводородных месторождений Каспия. За это время нефтедобыча выросла в три с лишним раза, и уже сейчас на долю нефтедобывающей промышленности приходится более 40% всего промышленного производства и экспорта.
Если в первой половине 90-х в стране добывали 20-25 млн. тонн нефти в год, то сейчас годовые объемы составляют порядка 75 млн. т, а в 2010 году они обещают достигнуть 90-100 млн. т, и Казахстан уже к 2015 году планирует выйти на 150 млн. т. На сколько лет хватит углеводородов и что будет со страной потом - один из самых интригующих вопросов для жителей страны.
По разным оценкам, извлекаемые запасы нефти на территории Казахстана составляют от 4,1 до 5,5 млрд. тонн. Простое деление дает результат лет 30-40. Это число является ориентиром, а возможное отклонение от него связано с отдаленностью нефтегазовых месторождений и труднодоступностью углеводородов. Извлекаемые запасы нефти меньше геологических в 4-5 раз.
Так, например, общие запасы Кашагана, супергигантского нефтегазового месторождения на севере Каспийского моря, колеблются в пределах от 1,5 до 10,5 млрд. тонн нефти. Открытие Кашагана в 2000 году обрисовало Казахстану фантастические перспективы к 2019 году войти в TOP-5 мировых нефтедобытчиков. В том случае, если к указанному времени добыча нефти на месторождении достигнет 75 млн. тонн в год. Однако с тех пор сроки начала промышленной добычи на Кашагане не единожды откладывались, в последний раз - на конец 2013 года.
Этому способствовали удорожание проекта и конфликт казахстанских властей с иностранными инвесторами, которые разрабатывают месторождение на условиях СРП (соглашение о разделе продукции). При этом некоторые эксперты предрекают, что реальная добыча нефти может начаться только в 2015 году, а активная промышленная разработка - лишь в 2017-м. Впрочем, другие утверждают, что дальнейшие задержки маловероятны, так как в этом случае за Казахстаном остается право пересмотреть свою долю в проекте.
Длинные трубы.
Номинально нефтяные месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана, однако 70% всех запасов сконцентрированы на Западе страны, в маловодных и отдаленных от основных транспортных артерий регионах. Поэтому прямо пропорционально интенсивности разработки месторождений перед нефтяниками нарастала проблема транспортировки.
Долгое время проходящий через Россию нефтепровод Атырау - Самара оставался чуть ли не единственным маршрутом транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки. Однако в годы независимости Казахстан значительно диверсифицировал экспортные направления за счет строительства новых нефтепроводов и реконструкции старых.
Судьбоносными стали три проекта. Первый - Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в рамках которого был построен нефтепровод, связавший крупные месторождения Западного Казахстана Тенгиз и Карачаганак с российским побережьем Черного моря. В прошлом году в этом направлении было транспортировано 30 млн. тонн нефти, но, судя по настроениям казахстанских и российских властей, обе стороны заинтересованы в увеличении поставок по этой трубе. Планируется расширение пропускной мощности КТК до 67 млн. тонн нефти к 2014 году. Только в январе со своего морского терминала под Новороссийском КТК отгрузил 3,145 млн. тонн нефти, что на 4,8% выше аналогичного показателя прошлого года.
Второй проект - "Казахстан - Китай" (в 2006 году сдан в эксплуатацию первый этап проекта: нефтепровод Атасу - Алашанькоу), который обещает увеличить годовой объем поставок в Поднебесную с 4 до 40 млн. тонн.
И, наконец, отгрузки через Каспий являются частью проекта "Казахстано-Каспийская система транспортировки" (ККСТ), которая предполагает подачу нефти по трубопроводу Искене - Курык, погрузку в строящемся сейчас нефтеналивном порту поселка Курык южнее Актау и далее транспортировку танкерами до Баку, где нефть попадает в трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Пуск этого маршрута планируется в 2013 году, транспортная мощность составит 25-30 млн. тонн в год.
Пока через порт Актау за рубеж уходит лишь около 1,7 млн. тонн нефти в год. К тому же с начала этого года СП "Тенгизшевройл", занимающееся разработкой Тенгизского месторождения, приостановило поставки нефти по БТД. Как сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев, причина - в повышении тарифов на прокачку по территории Азербайджана.
В экспортном направлении - Россия, Китай, Азербайджан и Иран - уходит порядка 90% всей добываемой в Казахстане нефти. Остальное, а это 10-12 млн. тонн, перерабатывается внутри страны на нефтеперерабатывающих заводах в Шымкенте и Атырау. Третий НПЗ - Павлодарский - работает исключительно на давальческой нефти, поставляемой через Омск с западносибирских месторождений. Качество местного топлива постоянно вызывает нарекания, внутренний рынок страны более чем на 40% зависит от поставок высокооктанового бензина из России, зато казахстанские ГСМ на 15-25% дешевле российских.
Причем на вопрос о структуре цены на казахстанский бензин не могут ответить даже тамошние эксперты. Такой информацией они просто не владеют, но с уверенностью заявляют, что налоговая нагрузка в Казахстане значительно меньше, чем в России, где налоги составляют 44% в структуре цены на бензин.
Все схвачено и поделено.
В целом на казахстанском рынке ГСМ сложилась олигополия, подверженная риску сговора крупнейших игроков, который еще ни разу не удавалось доказать. Принимая по внимание закрытость всего нефтеперерабатывающего сектора и абсолютную непрозрачность ценообразования, изменение цен на ГСМ, как правило, совершенно не соотносится с рыночными законами. Причем как повышение, так и понижение. Будучи не в состоянии контролировать сговоры крупных игроков, руководство страны перешло к административным мерам, введя верхнее ограничение на розничную цену бензина.
Так, например, в декабре 2009 года правительство Казахстана установило предельную цену на АИ-92/93 в размере 82 тенге за литр (0,55 USD по курсу Нацбанка РК). При этом оптовая цена на бензин укрепилась на уровне 77-78 тенге (0,52 USD). Такой расклад еще активнее вытесняет с розничного рынка мелких продавцов и укрепляет монополистов, для которых на базах существуют "специальные" цены.
Такая игра стоит свеч. По подсчетам начальника отдела аналитических исследований инвестиционной группы "Универ" Дмитрия Александрова, рынок ГСМ в Казахстане составляет порядка 4 млн. тонн в год, или 5,3 млрд. литров. Помножив эти литры на средневзвешенную цену на бензин, Д. Александров предполагает, что годовой объем рынка ГСМ в Казахстане составляет порядка 2.855 млрд. USD. Можно только догадываться о доходах участников этого рынка, учитывая, что, по неофициальным данным (проверить их в Казахстане практически невозможно), себестоимость бензина на казахстанских НПЗ в 4 раза меньше его розничной цены.
Также сложно разобраться, в каких направлениях уходят эти деньги и доходы от всей нефтяной отрасли Казахстана. Дело в том, что национальной нефтегазовой компании "Казмунайгаз" вместе с другими казахстанскими компаниями принадлежит чуть меньше трети отечественного рынка. Другой третью - около 29,4% - владеют американцы (Chevron, Exxon Mobil), примерно поровну - 8,5-9% - имеют европейские и российские компании (Eni, Total, "ЛУКОЙЛ", "Роснефть" и др.). И, наконец, более 20% нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего бизнеса Казахстана, а по некоторым оценкам, до 25%, принадлежит китайской корпорации CNPC.