До Каспия далеко

Источник материала:  
Нефтедобыча и нефтепереработка - основа благосостояния и наиболее непрозрачные отрасли экономики Казахстана.

Раз уж Беларусь решила поставлять нефть из Венесуэлы, то нельзя ли "разбавить" ее нефтью из Казахстана?

Эксперты пока не видят ни технических возможностей для выгодной транспортировки углеводородов в Беларусь, ни перспективы ценовой договоренности.

"Технически из Казахстана сделать это в больших объемах сложно и практически невозможно, так как свободных мощностей на трубопроводах нет, а железнодорожные мощности также перегружены, - прокомментировал специально для "БР" независимый экономический обозреватель из Алматы, президент Центра деловой журналистики Тулеген Аскаров. - Есть вариант с направлением нефти из Новороссийска в Одессу и далее по трубе Одесса - Броды, однако и тут есть технические сложности плюс недавнее осложнение отношений Казахстана с Украиной по транзиту нефти".

Но даже если бы вопрос транспортировки был снят, "есть проблема и с ценами на казахстанскую нефть", - обращает внимание алматинский эксперт. "Ее продают по мировым ценам, тогда как Беларусь традиционно брала нефть из России не по мировым, а по внутрироссийским ценам. И, наконец, Казахстану сейчас не по силам участвовать в приватизации белорусских НПЗ, поскольку своих денег нет, живем на займы Китая, России и других кредиторов".

И все-таки имеет смысл разобраться, что же представляет собой казахстанский рынок нефти.

Раскинулось море широко...

Нефтяные месторождения - один из главных источников благосостояния Казахстана. В сырьевой стране, где более трети бюджета формируется за счет нефтяной отрасли, эпоха независимости ознаменовалась бурной разработкой углеводородных месторождений Каспия. За это время нефтедобыча выросла в три с лишним раза, и уже сейчас на долю нефтедобывающей промышленности приходится более 40% всего промышленного производства и экспорта.

Если в первой половине 90-х в стране добывали 20-25 млн. тонн нефти в год, то сейчас годовые объемы составляют порядка 75 млн. т, а в 2010 году они обещают достигнуть 90-100 млн. т, и Казахстан уже к 2015 году планирует выйти на 150 млн. т. На сколько лет хватит углеводородов и что будет со страной потом - один из самых интригующих вопросов для жителей страны.

По разным оценкам, извлекаемые запасы нефти на территории Казахстана составляют от 4,1 до 5,5 млрд. тонн. Простое деление дает результат лет 30-40. Это число является ориентиром, а возможное отклонение от него связано с отдаленностью нефтегазовых месторождений и труднодоступностью углеводородов. Извлекаемые запасы нефти меньше геологических в 4-5 раз.

Так, например, общие запасы Кашагана, супергигантского нефтегазового месторождения на севере Каспийского моря, колеблются в пределах от 1,5 до 10,5 млрд. тонн нефти. Открытие Кашагана в 2000 году обрисовало Казахстану фантастические перспективы к 2019 году войти в TOP-5 мировых нефтедобытчиков. В том случае, если к указанному времени добыча нефти на месторождении достигнет 75 млн. тонн в год. Однако с тех пор сроки начала промышленной добычи на Кашагане не единожды откладывались, в последний раз - на конец 2013 года.

Этому способствовали удорожание проекта и конфликт казахстанских властей с иностранными инвесторами, которые разрабатывают месторождение на условиях СРП (соглашение о разделе продукции). При этом некоторые эксперты предрекают, что реальная добыча нефти может начаться только в 2015 году, а активная промышленная разработка - лишь в 2017-м. Впрочем, другие утверждают, что дальнейшие задержки маловероятны, так как в этом случае за Казахстаном остается право пересмотреть свою долю в проекте.

Длинные трубы.

Номинально нефтяные месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана, однако 70% всех запасов сконцентрированы на Западе страны, в маловодных и отдаленных от основных транспортных артерий регионах. Поэтому прямо пропорционально интенсивности разработки месторождений перед нефтяниками нарастала проблема транспортировки.

Долгое время проходящий через Россию нефтепровод Атырау - Самара оставался чуть ли не единственным маршрутом транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки. Однако в годы независимости Казахстан значительно диверсифицировал экспортные направления за счет строительства новых нефтепроводов и реконструкции старых.

Судьбоносными стали три проекта. Первый - Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в рамках которого был построен нефтепровод, связавший крупные месторождения Западного Казахстана Тенгиз и Карачаганак с российским побережьем Черного моря. В прошлом году в этом направлении было транспортировано 30 млн. тонн нефти, но, судя по настроениям казахстанских и российских властей, обе стороны заинтересованы в увеличении поставок по этой трубе. Планируется расширение пропускной мощности КТК до 67 млн. тонн нефти к 2014 году. Только в январе со своего морского терминала под Новороссийском КТК отгрузил 3,145 млн. тонн нефти, что на 4,8% выше аналогичного показателя прошлого года.

Второй проект - "Казахстан - Китай" (в 2006 году сдан в эксплуатацию первый этап проекта: нефтепровод Атасу - Алашанькоу), который обещает увеличить годовой объем поставок в Поднебесную с 4 до 40 млн. тонн.

И, наконец, отгрузки через Каспий являются частью проекта "Казахстано-Каспийская система транспортировки" (ККСТ), которая предполагает подачу нефти по трубопроводу Искене - Курык, погрузку в строящемся сейчас нефтеналивном порту поселка Курык южнее Актау и далее транспортировку танкерами до Баку, где нефть попадает в трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Пуск этого маршрута планируется в 2013 году, транспортная мощность составит 25-30 млн. тонн в год.

Пока через порт Актау за рубеж уходит лишь около 1,7 млн. тонн нефти в год. К тому же с начала этого года СП "Тенгизшевройл", занимающееся разработкой Тенгизского месторождения, приостановило поставки нефти по БТД. Как сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев, причина - в повышении тарифов на прокачку по территории Азербайджана.

В экспортном направлении - Россия, Китай, Азербайджан и Иран - уходит порядка 90% всей добываемой в Казахстане нефти. Остальное, а это 10-12 млн. тонн, перерабатывается внутри страны на нефтеперерабатывающих заводах в Шымкенте и Атырау. Третий НПЗ - Павлодарский - работает исключительно на давальческой нефти, поставляемой через Омск с западносибирских месторождений. Качество местного топлива постоянно вызывает нарекания, внутренний рынок страны более чем на 40% зависит от поставок высокооктанового бензина из России, зато казахстанские ГСМ на 15-25% дешевле российских.

Причем на вопрос о структуре цены на казахстанский бензин не могут ответить даже тамошние эксперты. Такой информацией они просто не владеют, но с уверенностью заявляют, что налоговая нагрузка в Казахстане значительно меньше, чем в России, где налоги составляют 44% в структуре цены на бензин.

Все схвачено и поделено.

В целом на казахстанском рынке ГСМ сложилась олигополия, подверженная риску сговора крупнейших игроков, который еще ни разу не удавалось доказать. Принимая по внимание закрытость всего нефтеперерабатывающего сектора и абсолютную непрозрачность ценообразования, изменение цен на ГСМ, как правило, совершенно не соотносится с рыночными законами. Причем как повышение, так и понижение. Будучи не в состоянии контролировать сговоры крупных игроков, руководство страны перешло к административным мерам, введя верхнее ограничение на розничную цену бензина.

Так, например, в декабре 2009 года правительство Казахстана установило предельную цену на АИ-92/93 в размере 82 тенге за литр (0,55 USD по курсу Нацбанка РК). При этом оптовая цена на бензин укрепилась на уровне 77-78 тенге (0,52 USD). Такой расклад еще активнее вытесняет с розничного рынка мелких продавцов и укрепляет монополистов, для которых на базах существуют "специальные" цены.

Такая игра стоит свеч. По подсчетам начальника отдела аналитических исследований инвестиционной группы "Универ" Дмитрия Александрова, рынок ГСМ в Казахстане составляет порядка 4 млн. тонн в год, или 5,3 млрд. литров. Помножив эти литры на средневзвешенную цену на бензин, Д. Александров предполагает, что годовой объем рынка ГСМ в Казахстане составляет порядка 2.855 млрд. USD. Можно только догадываться о доходах участников этого рынка, учитывая, что, по неофициальным данным (проверить их в Казахстане практически невозможно), себестоимость бензина на казахстанских НПЗ в 4 раза меньше его розничной цены.

Также сложно разобраться, в каких направлениях уходят эти деньги и доходы от всей нефтяной отрасли Казахстана. Дело в том, что национальной нефтегазовой компании "Казмунайгаз" вместе с другими казахстанскими компаниями принадлежит чуть меньше трети отечественного рынка. Другой третью - около 29,4% - владеют американцы (Chevron, Exxon Mobil), примерно поровну - 8,5-9% - имеют европейские и российские компании (Eni, Total, "ЛУКОЙЛ", "Роснефть" и др.). И, наконец, более 20% нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего бизнеса Казахстана, а по некоторым оценкам, до 25%, принадлежит китайской корпорации CNPC.

←Сегмент возможностей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика