Нефть от Чавеса

Источник материала:  
Сенсационные заявления о масштабных поставках венесуэльской нефти в Беларусь пока подкреплены лишь соглашением о поставках экспериментальной партии в объеме 80 тыс. т с воз- можностями увеличения экспорта в течение года до 4 млн. т."Мы прекрасно договорились о поставках венесуэльской нефти в Беларусь. На наши нефтеперерабатывающие заводы придет нефть из Венесуэлы. Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке", - заявил А. Лукашенко во время официального визита в Каракас 15 марта.

В свою очередь Уго Чавес сообщил, что Венесуэла будет поставлять в Беларусь 80 тыс. баррелей нефти в день, которую после переработки планируется продавать в Европе. "Мы подтвердили готовность поддержать Беларусь в энергетической сфере и в ближайшие часы подпишем соглашение о поставках нефти", - сказал У. Чавес.

Если руководствоваться заявлением У. Чавеса о поставках в Беларусь 80 тыс. баррелей нефти в день, то речь идет о приличных объемах: примерно 12 тыс. т в день, то есть около 4 млн. т нефти в год.

Отметим, что Мозырский НПЗ сейчас перерабатывает примерно 22 тыс. т нефти в сутки. В минувшем году оба белорусских НПЗ работали на максимальной загрузке - перерабатывали около 30 тыс. т нефти в сутки (каждый завод в 2009 году переработал примерно по 11 млн. т).

Подарок в размере 80 тыс. баррелей в сутки?

Возникает вопрос: кто обеспечит поставки в Беларусь 80 тыс. баррелей в сутки?

Беларусь занимается добычей нефти в Венесуэле, но пока ее объем очень невелик.

Напомним, Беларусь приняла решение приступить к добыче нефти в Венесуэле после разразившегося в начале 2007 года нефтяного конфликта с Москвой. Тогда состоялся визит в Венесуэлу бывшего госсекретаря Совета безопасности Виктора Шеймана, после которого было заявлено, что уже к августу 2007 года Беларусь планирует создать СП по добыче нефти в Венесуэле и начиная с 2008 года добывать не менее 2 млн. т нефти ежегодно.

СП по добыче нефти "Петролера БелоВенесолана" открылось лишь в декабре 2007 года, а добычу нефти предприятие начало в январе 2008 года. Предполагалось, что СП в перспективе сможет добывать 7 млн. т нефти в год, а ближайшая задача - добыча 1 млн. т. Но специалисты сразу сказали: нереально преодолеть миллионный рубеж, пока СП ведет нефтедобычу на двух месторождениях. Позже Беларуси передали еще 3 месторождения (теперь в активе СП - 5 месторождений).

В августе 2009 года пресс-служба "Белоруснефти" сообщила о заработанных первых дивидендах от добычи нефти за рубежом. О размере дивидендов не говорилось. По данным "БР", за счет их белорусская сторона пока формирует свою долю в уставном фонде СП.

Сейчас СП добывает около 1 млн. т нефти в год - примерно 15 тыс. баррелей в сутки (чуть больше 2 тыс. т). Уго Чавес заявил, что имеются возможности, добавить к этому объему еще 5 тыс. баррелей. "Наша цель - выйти на добычу 20 тыс. баррелей нефти в сутки", - сказал он.

Таким образом, до добычи 80 тыс. баррелей в сутки СП еще очень далеко.

При этом следует учитывать, что в СП 60% принадлежит национальной нефтяной компании Венесуэлы и только 40% - "Белоруснефти". Таким образом, "белорусской" нефти в Венесуэле пока немного: объем ее добычи меньше 1 тыс. т в сутки.

Где взять недостающие 9 тыс. из 10 тыс. т, обещанных Чавесом?

"Наш визит в этот раз особый. Мы переживаем, наверное, самый сложный период... Конечно, мы будем просить вашей поддержки в это сложное для нас время. В чем сложность, я уже публично говорил. Но это не связано с деньгами, есть вещи поважнее. Это касается нашего суверенитета и независимости - дороже ничего быть не может", - заявил А. Лукашенко на встрече с У. Чавесом.

Возможно, У. Чавес проникся словами белорусского президента и одобрил некие эксклюзивные демпинговые схемы поставок нефти для Беларуси (правда, тут же возникает вопрос: в обмен на что?).

Есть еще одна проблема, она связана с техническими характеристики венесуэльской нефти. Добытая СП нефть - тяжелая, она непригодна для переработки на белорусских НПЗ. В Венесуэле добывается также нефть, приближенная по своим свойствам к российской Urals, на которой сейчас работают отечественные НПЗ.

Предположим, что президент Венесуэлы принял решение о поставках в Беларусь именно такой нефти. Опять же, смысл такого "подарка" не совсем понятен. Перевесит ли возможная нефтяная цена предложения белорусов в части оказания услуг "венесуэльским братьям" по газификации венесуэльских городов и поселков, строительству "трех-четырех заводов по производству тракторов, грузовых автомобилей, большегрузных автомобилей и большого кирпичного завода, а также опыт системной обороны государства, которым готова поделиться Беларусь"?

Техническая возможность поставок нефти из Венесуэлы в Беларусь существует, и она неоднократно рассматривалась: танкерами - на нефтяные терминалы Вентспилсского или Клайпедского порта, там она должна быть перевалена в железнодорожные цистерны и затем поставлена на белорусские НПЗ.

По данным "БР", именно по такой схеме белорусская сторона недавно предполагала поставлять венесуэльскую нефть на "Нафтан". Однако когда просчитали все издержки, от этой идеи отказались.

В начале марта посол Венесуэлы Америко Диас Нуньес заявил, что Венесуэла готова направить в Беларусь первый груз сырой нефти объемом около 500 тыс. баррелей (примерно 70 тыс. т). Он отметил, что танкер стоит на приколе и "готов двинуться в сторону Беларуси в любой момент". Но танкер так и не двинулся. Можно предположить, что Минск не принял этот груз по экономическим соображениям.

Экспериментальный груз.

Видимо, по этой причине и декларативные заявления о ежедневных поставках 12 тыс. т венесуэльской нефти в Беларусь на этапе подписания документов сменились куда более осторожными подходами.

Как сообщила пресс-служба белорусского президента, 17 марта в Каракасе достигнуто соглашение о том, что в мае 2010 года в Беларусь будет поставлена пробная партия венесуэльской нефти в объеме до 80 тыс. т, а в течение года объем поставок может быть увеличен до 4 млн. т. Отмечается, что пробная партия нефти будет поставлена в Одесский порт (Украина) и переработана на Мозырском НПЗ.

В течение двух месяцев планируется создать совместное белорусско-венесуэльское предприятие по поставкам нефти, в котором 75% акций будут принадлежать Венесуэле, 25% - Беларуси. Это СП и будет нести все коммерческие риски при поставке пробной партии нефти в Беларусь. Время покажет, что будет дальше: ограничится ли предприятие экспериментальной партией или станет развивать свой бизнес.

Эксперты теряются в догадках, почему для экспериментальной поставки выбрана транспортировка по более длинному маршруту (через прибалтийские порты ближе) и совсем небольшая партия в 80 тыс. т? По мнению специалистов, на такие длинные расстояния нефть выгодно возить только супертанкерами. Пока неясно, будут ли это прямые поставки из Венесуэлы или же нефть будет поставлена по соглашению о встречных ограниченных поставках.

Хотя, возможно, эксперимент имеет другие задачи: продемонстрировать возможности переработки венесуэльской нефти в Беларуси с последующим экспортом нефтепродуктов в Европу.

В этом смысле переработка на Мозырском НПЗ более предпочтительна, чем на "Нафтане", поскольку позволяет получить большой выход светлых нефтепродуктов, имеющих сейчас хорошую конъюнктуру на мировых рынках. Однако, уточняют специалисты, наиболее выгодный для мозырского бензина не европейский, а украинский рынок. В Европе востребовано прежде всего дизтопливо белорусского производства, а бензин через Нидерланды поставляется в основном в Америку и Африку.

Впрочем, для Мозырского НПЗ дополнительные объемы давальческой нефти не делают особой погоды - на процессинге много не заработаешь. Более 90% прибыли Мозырский НПЗ зарабатывает за счет собственной закупки и переработки нефти.

В ходе подписания контракта о поставках нефти А. Лукашенко назвал свой визит в Венесуэлу историческим. "Венесуэла впервые выходит с нефтью в Европу", - сказал он.

Это не так. К примеру, Мажейкяйский НПЗ (сейчас Orlen Lietuva) в 2006 году, после того как Россия прекратила поставки нефти в Литву, закупил танкер венесуэльской нефти в объеме 100 тыс. т. Однако затем от поставок нефти из Венесуэлы отказались ввиду экономической нецелесообразности. Нефть было выгоднее покупать на бирже и завозить танкерами из Приморска. А через Клайпедский порт в течение из Венесуэлы поставлялся оримульсион - нераспадающаяся смесь тяжелого битума и воды, предназначенная для сжигания на тепловых электростанциях. Вот что имело смысл импортировать из Венесуэлы.

Демонстративный ответ Москве.

Заявления об альтернативных поставках нефти из Венесуэлы больше напоминают демонстрацию возможностей, не подкрепленных экономическим смыслом.

Не случайно поездка А. Лукашенко в Венесуэлу состоялась во время визита российского премьера Владимира Путина в Брест на заседание союзного Совмина, в повестке которого значился и нефтяной вопрос - едва ли не самый чувствительный для официального Минска, на уступки по которому Москва идти не хочет.

Беларусь, конечно же, должна прорабатывать альтернативные возможности обеспечения сырьем отечественных НПЗ. Но при этом нужно создать соответствующие условия для нефтепереработчиков, убрать существующее в отрасли перекрестное субсидирование и т. д. И, кроме того, ориентироваться нужно на прозрачные условия и существующие на мировых рынках цены.

Продолжение темы см. на 10-й странице.
←Сегмент возможностей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика