Альтернативная нефть пока не нужна

Источник материала:  
Альтернативная нефть пока не нужнаУкраина, Польша, Литва и другие европейские страны вот уже несколько лет приглашают Беларусь присоединиться к проекту по достройке нефтепровода Одесса - Броды в направлении Польши и стран Балтии путем подключения к нему белорусского нефтепровода "Дружба".

Казалось бы, от такого предложения Беларусь не может отказаться: впервые страна получает возможность создать альтернативный коридор для поставок альтернативной нефти. Эта задача в числе приоритетных отмечена в Концепции энергобезопасности Беларуси.

Однако пока белорусская сторона к этому проекту не присоединилась и вряд ли сделает это в ближайшее время.

В случае экономической целесообразности.

Комментируя эту тему, Александр Лукашенко в интервью азербайджанскому информационному агентству Trend News 9 ноября еще раз повторил тезис о том, что для Беларуси очень важно диверсифицировать поставки углеводородного сырья. "Россия - дружественная нам страна, но мы не можем зависеть только от одного поставщика", - сказал он.

Однако решать вопрос с поставками каспийского углеводородного сырья Беларусь будет исходя из экономической целесообразности, подчеркнул А. Лукашенко.

"На сегодняшний день пока экспортная цена азербайджанской нефти высоковата. Не складывается экономика на другом конце этой трубы - на нефтеперерабатывающих заводах, - отметил А. Лукашенко, добавив далее: - Но это пока".

Белорусская сторона просчитывает маршрут поставки нефти через Украину по нефтепроводу Одесса - Броды, по которому нефть пока течет в обратном направлении. Украина давно хочет развернуть трубу в другую сторону, достроить ее до Гданьска, а также проложить маршрут в прибалтийском направлении с включением в него белорусской "Дружбы".

Этот вопрос был вновь актуализирован и во время недавней встречи А. Лукашенко с президентом Украины Виктором Ющенко в Киеве.

"Мне кажется, этот вариант возможен, и абсолютно без проблем мы можем поставить в Мозырь очень качественную каспийскую нефть. Конечно, надо иметь в виду, что это будет вторжение в уже оформившийся рынок. Здесь государства давно торгуют, сложились определенные связи, это процесс непростой", - отметил А. Лукашенко.

По словам президента, Беларусь уже несколько раз подходила к решению вопроса о поставках углеводородного сырья из Азербайджана, в частности нефти, и достаточно серьезно просчитала эти варианты. В связи с этим он отметил, что "если бы была заинтересованность соседних государств в замещении поставок нам нефти, газа, было бы неплохо".

Нестыковки "на конце трубы".

В ближайшей перспективе Беларусь, скорее всего, так и останется сторонним наблюдателем альтернативного нефтяного проекта. Главная причина в том, что любая другая альтернативная нефть будет дороже, чем российская, дефицита в которой белорусские НПЗ сейчас не испытывают.

"В ситуации, когда в нормальном рабочем порядке решается вопрос поставок российской нефти, наверное, нет смысла увеличивать финансовые затраты, покупая каспийскую нефть", - отметил 16 ноября на пресс-конференции заместитель генерального директора ОАО "Мозырский НПЗ" Сергей Солодовников, отвечая на вопрос корр. "БР" о возможности поставок каспийской нефти на белорусские НПЗ.

Поставки каспийской нефти в Беларусь связаны, по его словам, с "очень большой логистической составляющей", поэтому их можно рассматривать лишь "как вариант".

В то же время, отметил он далее, нефть каспийских месторождений - это легкая нефть с высоким потенциалом светлых нефтепродуктов. "Поэтому если заниматься ее поставкой, то нужно учитывать данный фактор", - отметил С. Солодовников.

Тема альтернативных поставок нефти в Беларусь обсуждалась 16 ноября в ходе конференции "Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов в Республике Беларусь - перспективы развития и экономическая эффективность", организатором которой выступили британская компания Confidence Capital Ltd. в сотрудничестве с ЗАО "Белорусская нефтяная компания" и при поддержке Совета министров Беларуси.

Генеральный директор РУП "Гомельтранснефть Дружба" Сергей Сосновский отметил, что нефтепровод Одесса - Броды работает сейчас в реверсном режиме с полной загрузкой и необходимости в его переводе на аверс пока нет.

Через территорию Беларуси в 2008 году по направлению Броды было прокачано 25 млн. т нефти. В этом году труба также работает с максимальной загрузкой. "В октябре, ноябре, декабре "Транснефть" подтверждает самые максимальные режимы в этом направлении. Мы качаем в сутки 86 тыс. т нефти", - подчеркнул С. Сосновский.

В то же время, отметил он далее, технологическая возможность для реализации использования этой трубы в аверсном направлении есть. "Нефтеперекачивающие станции нефтепровода "Дружба" позволяют оперативно и с небольшими затратами обеспечить прокачку нефти в обратном направлении", - сказал С. Сосновский. Для этого при необходимости может быть выделен один из двух трубопроводов коридора Броды - Одесса.

"Аверс трубы возможен. Но зачем, если сейчас реверс позволяет нам хорошо зарабатывать?" - отметил С. Сосновский.

"Дружба" рассчитывает на хорошую перспективу.

Между тем, как отмечают некоторые эксперты, проект Одесса - Броды может быть актуализирован к 2012 году. К этому времени Россия должна ввести в эксплуатацию Балтийскую трубопроводную систему-2 (БТС-2), которая заменит существовавший с 60-х годов трубопровод "Дружба", в результате чего страны Центральной Европы, Венгрия, Словакия, Чехия окажутся под угрозой сокращения и прекращения поставок нефти. Тогда у Украины и стран Европы появится только одна возможность получения нефти с Черного моря - через трубопровод Одесса - Броды.

Строительство БТС-2 представляет реальную угрозу и для Беларуси: она не только может потерять объем транзита российской нефти в направлении Европы, но и возникает риск, связанный с загрузкой отечественных НПЗ российским сырьем.

В ходе конференции С. Сосновский выразил надежду, что, несмотря на строительство БТС-2, гомельская "Дружба" и в перспективе будет работать стабильно.

Если в прошлом году "Гомельтранснефть Дружба" перекачала 75,9 млн. т нефти, то в этом году объем перекачки увеличится до 79 млн. т (проектные мощности предприятия с учетом модернизации составляют сейчас почти 82 млн. т нефти в год).

"Мы постоянно проводим мониторинг ситуации на рынке добычи и поставок в страны Европы. Надеемся, что сможем работать в достигнутых оптимальных объемах загрузки - 70-75 млн. т нефти в год", - сказал С. Сосновский.

Для повышения надежности трубопроводной системы предприятие ежегодно из собственной прибыли вкладывает в ее модернизацию около 40-50 млн. USD. В результате к 2020 году предприятие "фактически получит новую нефтетранспортную систему", отметил С. Сосновский.

"За последние пять лет у нас не было каких-либо серьезных аварий и отказов оборудования, а коэффициент отказности и аварийности значительно лучше, чем у магистральных нефтепроводов в России", - подчеркнул гендиректор "Дружбы".

В расчете на хорошие перспективы "Гомельтранснефть Дружба" также планирует к 2014 году удвоить вместимость своего резервуарного парка - с 275 до 550 тыс. куб. м.

Справка "БР"
17 августа 2009 года Европейская комиссия выделила 178 млн. EUR на развитие нового евроазиатского нефтетранзитного коридора по маршруту Одесса - Броды - Гданьск. В ближайшее время планируется изготовить техническую документацию, составить бизнес-план и начать работы по нефтепроводу Одесса - Броды (Украина) - Гданьск. Предполагается, что основным ресурсом для этой трубы станет нефть из Азербайджана и, возможно, Туркмении. Намечено также ответвление от этой системы с северо-запада Украины в Беларусь.
←Есть идеи, нужны инвесторы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика