Начинаем слышать друг друга
26.10.2009
—
Новости Экономики
Подобная реакция была ожидаемой, ведь многие предложения по корректировке законодательства в этой области исходили именно от них. "Свои" положения в Указе № 510 обнаружили Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР), эксперты МФК и ряд других предпринимательских объединений.
Так, например, по словам председателя МССПиР Владимира Карягина, в новом указе использован ряд предложений из Национальной платформы бизнеса Беларуси, которую готовили независимые экономисты и юристы. Также в союзе отмечают, что подписанию указа "предшествовала длительная и настойчивая работа ОО "МССПиР".
В МФК также называют указ прогрессивным документом, направленным "на существенную либерализацию контрольной деятельности".
Советник по правовым вопросам МФК Валерий Фадеев отметил, что впервые в указе появился контрольный список вопросов (чек-лист) - перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством.
Подобные новации, по мнению эксперта, появились в результате изучения зарубежного опыта, который государственные чиновники смогли получить на организованных МФК семинарах.
Положительную оценку документ получил и в Белорусском союзе предпринимателей (БСП). "Главное, что государство отказывается от тотального контроля и переходит к контролю по так называемым группам риска. Если предприниматель регулярно платит налоги и соблюдает другие критерии для отнесения к низкой группе риска, он подлежит проверке раз в пять лет. А при добровольном аудите он вообще может не проверяться", - отметил в интервью БЕЛТА председатель союза Александр Калинин.
По его мнению, важную роль для оживления деловой активности должен сыграть запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их госрегистрации, а ограничение периода проведения проверок позволит минимизировать вмешательство контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования.
"В целом документ мы считаем очень прогрессивным и надеемся, что его правоприменительная практика не даст каких-то негативных проявлений", - отметил председатель БСП. Как пояснил свои опасения А. Калинин, отнесение предприятий к группам риска вводится впервые и поэтому возможны "элементы субъективных подходов".
В заключение отметим, что, по данным МФК, в 2008 году лишь 20% малых и средних предприятий в Беларуси избежали проверок. В среднем на одном предприятии в 2008 году побывало 3,3 плановой и 1,8 внеплановой проверки. Только штрафов в среднем малое предприятие выплатило за год в эквиваленте 617 USD. Для ИП каждая проверка обошлась в 144 USD. Примерно такие же суммы были затрачены на устранение выявленных нарушений.
При этом 70% частных субъектов малого предпринимательства считают, что действующая система проверок финансово-хозяйственной деятельности носит не предупредительный, а карательный характер.
Изменится ли ситуация после принятия нового указа, с уверенностью можно будет сказать лишь по прошествии нескольких месяцев с момента его вступления в силу (1.01.2010 г.). Тем более что возможностей для контролирующих органов документ предоставляет немало. При этом только один список "контролеров" в документе занимает 20 страниц.
Кроме того, в группу высокого риска, которая будет подвергаться проверкам чаще остальных (не чаще 1 раза в год), попали не только казино, лотереи, алкогольный и табачный бизнес, но также общепит и розничная торговля - те сферы, которыми в большей степени задействованы малый бизнес и ИП.
По словам вице-председателя МССПиР Виктора Маргелова, это означает, что малый бизнес по умолчанию попадает в группу высокого риска для государства.
Как бы то ни было, в пресс-службе Администрации президента заверяют, что поставлена задача "по кардинальному сокращению количества проверок, исключению дублирующих полномочий контролирующих органов, созданию гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране".
При этом проверочные мероприятия, как обещано, будут проводиться не в карательных, а в предупредительных целях.
Так, например, по словам председателя МССПиР Владимира Карягина, в новом указе использован ряд предложений из Национальной платформы бизнеса Беларуси, которую готовили независимые экономисты и юристы. Также в союзе отмечают, что подписанию указа "предшествовала длительная и настойчивая работа ОО "МССПиР".
В МФК также называют указ прогрессивным документом, направленным "на существенную либерализацию контрольной деятельности".
Советник по правовым вопросам МФК Валерий Фадеев отметил, что впервые в указе появился контрольный список вопросов (чек-лист) - перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством.
Подобные новации, по мнению эксперта, появились в результате изучения зарубежного опыта, который государственные чиновники смогли получить на организованных МФК семинарах.
Положительную оценку документ получил и в Белорусском союзе предпринимателей (БСП). "Главное, что государство отказывается от тотального контроля и переходит к контролю по так называемым группам риска. Если предприниматель регулярно платит налоги и соблюдает другие критерии для отнесения к низкой группе риска, он подлежит проверке раз в пять лет. А при добровольном аудите он вообще может не проверяться", - отметил в интервью БЕЛТА председатель союза Александр Калинин.
По его мнению, важную роль для оживления деловой активности должен сыграть запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их госрегистрации, а ограничение периода проведения проверок позволит минимизировать вмешательство контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования.
"В целом документ мы считаем очень прогрессивным и надеемся, что его правоприменительная практика не даст каких-то негативных проявлений", - отметил председатель БСП. Как пояснил свои опасения А. Калинин, отнесение предприятий к группам риска вводится впервые и поэтому возможны "элементы субъективных подходов".
В заключение отметим, что, по данным МФК, в 2008 году лишь 20% малых и средних предприятий в Беларуси избежали проверок. В среднем на одном предприятии в 2008 году побывало 3,3 плановой и 1,8 внеплановой проверки. Только штрафов в среднем малое предприятие выплатило за год в эквиваленте 617 USD. Для ИП каждая проверка обошлась в 144 USD. Примерно такие же суммы были затрачены на устранение выявленных нарушений.
При этом 70% частных субъектов малого предпринимательства считают, что действующая система проверок финансово-хозяйственной деятельности носит не предупредительный, а карательный характер.
Изменится ли ситуация после принятия нового указа, с уверенностью можно будет сказать лишь по прошествии нескольких месяцев с момента его вступления в силу (1.01.2010 г.). Тем более что возможностей для контролирующих органов документ предоставляет немало. При этом только один список "контролеров" в документе занимает 20 страниц.
Кроме того, в группу высокого риска, которая будет подвергаться проверкам чаще остальных (не чаще 1 раза в год), попали не только казино, лотереи, алкогольный и табачный бизнес, но также общепит и розничная торговля - те сферы, которыми в большей степени задействованы малый бизнес и ИП.
По словам вице-председателя МССПиР Виктора Маргелова, это означает, что малый бизнес по умолчанию попадает в группу высокого риска для государства.
Как бы то ни было, в пресс-службе Администрации президента заверяют, что поставлена задача "по кардинальному сокращению количества проверок, исключению дублирующих полномочий контролирующих органов, созданию гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране".
При этом проверочные мероприятия, как обещано, будут проводиться не в карательных, а в предупредительных целях.