Шило на мыло
26.10.2009
—
Новости Экономики
Который уже день участники автомобильного рынка Беларуси, представители автомобильной общественности и просто потенциальные покупатели легковых авто (прежде всего б/у) пребывают в состоянии смятения по поводу возможного повышения до российского уровня ввозных таможенных пошлин на эти транспортные средства.
Поводом сталозапланированое на 27 ноября 2009 г. в Минске подписание главного документа будущего Таможенного союза между Беларусью, Россией и Казахстаном - Таможенного кодекса, предусматривающего введение единого таможенного тарифа для трех стран.
О том, что эти переживания не лишены оснований, свидетельствовали высказывания официальных лиц, представляющих страны - участницы Таможенного союза, а также другие интеграционные образования. Так, 14 октября на пресс-конференции в Минске председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по агропромышленной политике, природопользованию и экологии Анатолий Васьков прямым текстом заявил, что Россия настаивает на унификации импортных пошлин в рамках Таможенного союза, дабы защитить своего производителя легковых автомобилей (читай: "АвтоВаз").
Однако подлинный переполох случился несколькими днями позже, когда целый ряд печатных и электронных СМИ опубликовал сообщение заместителя руководителя департамента внешней торговой политики министерства индустрии и торговли Казахстана Алии Алимбетовой о том, что России после долгих и упорных переговоров удалось-таки продавить выгодные для себя ввозные таможенные пошлины на легковые автомобили.
То, что такое решение принято, подтвердил 23 октября в Москве журналистам и директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев. По его словам, единый таможенный тариф сохранит действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, направленные на поддержку отечественных производителей самолетов и автомашин, хотя Казахстан и Беларусь не производят ни того, ни другого.
Это три большие разницы.
Для того чтобы понять, чем это чревато для партнеров РФ по Таможенному союзу, очевидно, необходимо привести ныне действующие во всех трех странах ставки таможенных платежей.
Сегодня таможенная пошлина на ввоз в Беларусь автомобиля возрастом не старше 3 лет установлена в размере от 0,6 до 0,75 EUR/куб. см в зависимости от объема двигателя. За транспортное средство возрастом от 3 до 10 лет придется приплатить 0,35-0,6 EUR/куб. см. За ввоз машин, с момента выпуска которых прошло от 10 до 14 лет, взимается пошлина 0,75 EUR/куб. см. Старше 14 лет - 2 EUR/куб. см.
В Казахстане таможенная пошлина на новые авто не старше трех лет составляет от 1 до 2,35 EUR/куб. см. в зависимости от объема двигателя. За ввоз машин возрастом от 3 до 7 лет необходимо выложить 0,45-1 EUR/куб. см. Старше 7 лет - около 1,4 EUR/куб. см.
В России нынешние ставки ввозных таможенных пошлин на подержанные и новые легковые автомобили, импортируемые как физическими, так и юридическими лицами, вступили в силу 12 января 2009 г. Срок их действия был установлен в 9 месяцев и продлен постановлением правительства РФ с 12 октября 2009 г. до июня 2010 г.
Размер таможенных пошлины на новые автомобили, каковыми считаются транспортные средства возрастом до 3 лет, колеблется от 1,2 до 2,8 EUR/куб. см в зависимости от объема двигателя. На бывшие в эксплуатации машины в возрасте от 3 до 5 лет размер ставок составляет также не менее 1,2-2,8 EUR/куб. см. А на автомобили старше 5 лет фактически установлены запретительные пошлины: от 2,5 до 5,8 EUR/куб. см.
По подсчетам экспертов, принятие Беларусью таких ставок приведет к увеличению импортных пошлин на легковые авто в среднем на 30-35%, не говоря уже о том, что ввозить иномарки старше 7 лет станет абсолютно невыгодно.
Пациент скорее мертв.
Характерно, что и рядовые российские граждане, и авторитетные специалисты весьма неоднозначно оценивают эффективность, а следовательно, и необходимость принятия подобных мер. Несмотря на то, что, по данным Федеральной таможенной службы, за первые 6 месяцев текущего года импорт легковых машин в Россию упал на 73%, их производство за семь месяцев сократилось на 60%.
Как показывают социологические опросы (в частности, проведенные исследовательским центром портала Superjob), несмотря на титанические усилия российских властей оградить свой автопром от конкуренции с иностранными автопроизводителями, большинство россиян как считали ранее, так и сейчас считают, что подержанная иномарка лучше нового отечественного автомобиля.
Новый отечественный автомобиль планируют купить лишь 9% респондентов (из них лишь 5% владеют поддержанным авто). При этом, когда перед владельцами с опытом эксплуатации новых автомобилей снова встает вопрос о покупке автомобиля, 78% отдают предпочтение новой заграничной машины. Даже среди тех, у кого сейчас нет машины, доля желающих приобрести отечественный автомобиль составила лишь 6%.
Еще больше, чем простые автовладельцы, категоричен президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев, в прошлом министр экономики РФ. По его мнению, "АвтоВАЗ" уже мертв, "просто пока стесняются зафиксировать факт смерти - кислородные подушки все носят... Не уверен, что надо тратить деньги налогоплательщиков на поддержку неэффективного производства".
Согласно опубликованной в прессе информации, к октябрю 2009 г. общий долг предприятия составил более 40 млрд. RUB (порядка 1,38 млрд. USD). Российское правительство уже выделило на спасение "АвтоВАЗа" 25 млрд. RUB и готово предоставить еще 12 млрд. RUB.
Заметим, что Минпромторг уже направлял в Кабинет министров письмо о бесполезности господдержки "АвтоВАЗа". Однако, как заявил 15 октября пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, после заседания правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова и совещания на межведомственном уровне министерство изменило свою позицию.
Куда податься бедному белорусу?
Понятны горечь и раздражение, с которыми белорусы, вне зависимости от социального слоя и положения, воспринимают навязываемую им извне необходимость поддерживать фактически из своего кармана российский автопром, расставшись при этом с голубой мечтой о старенькой, но добротной иномарке.
Правда, у рядовых граждан, мечтающих пригнать машину из-за границы, еще теплится надежда, что грядущая унификация таможенных платежей их не коснется или коснется не очень скоро. Во всяком случае, именно в этом плане они истолковывают недавние высказывания председателя Государственного таможенного комитета РБ Александра Шпилевского.
Из них следует, что единый таможенный тариф Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана касается только пошлин, взимаемых с юридических лиц. Порядок же ввоза товаров будет регулироваться другими документами. При этом Александр Шпилевский сказал, что вопрос, касающийся взимания пошлин на ввозимые физическими лицами автомобили в рамках Таможенного союза, до конца не решен.
Но в то же время, отвечая на вопрос о том, будут ли пошлины на ввоз автомобилей в пределы РБ для юридических лиц подняты до уровня российских, председатель ГТК ответил: "Наверное, да". По прогнозам экспертов, результатом подобного решения может стать практически полное прекращение импорта машин в Беларусь из-за пределов Таможенного союза на срок от года и более.
Это равнозначно, без преувеличения, полному разрушению сложившейся в стране структуры автомобильного рынка и прекращению существования многих его агентов. Характерно, что высокопоставленные таможенники даже не рассматривают развитие событий в подобной плоскости. Их беспокоят лишь возможные потери бюджета, которые, по мнению А. Шпилевского, могут составить около 200 млн. USD. Поэтому есть о чем поторговаться в рамках Таможенного союза, чтобы их компенсировать.
А вот намерены ли уполномоченные на то органы побороться за интересы рядовых белорусских граждан, это вопрос.
Выступая 23 октября на заседании республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Гошин сообщил, что Беларусь, Россия и Казахстан намерены согласовать единые нормы и единый порядок ввоза товаров физическими лицами на территорию Таможенного союза до 1 мая 2010 г.
При этом, по его словам, ставки пошлин на автомобили, ввозимые физическими лицами, "возможно, не самый принципиальный на сегодняшний день вопрос, поскольку затрагивает только часть граждан".
Подобного рода высказывания дают основания предположить, что ввозные пошлины на автомобили для физических лиц могли бы стать своего рода "разменной монетой" в торге белорусских властей с российскими по поводу отмены вывозной пошлины на нефть.
Причем государство тем самым могло бы убить двух зайцев. Дело в том, что оно давно вынашивает идею создания собственного полноценного производства легковых авто. Разумеется, с помощью ведущих мировых производителей. Но они доселе не шли в страну из-за недостаточной емкости местного рынка, а на российский было не попасть из-за разного размера пошлин. И вот теперь все может измениться в благоприятную для "варягов" сторону. К тому же правительство давно высказывало намерение повернуть в госбюджет поток валюты, отдаваемой населением на покупку зарубежных авто.
Вот и выходит, что за интересы рядового автолюбителя во власти воевать некому.
Остается только уповать на политическую целесообразность. Как полагают некоторые аналитики, в преддверие старта выборной компании руководство страны вряд ли захочет обострять отношения со значительной частью доселе лояльного электората.
Поводом сталозапланированое на 27 ноября 2009 г. в Минске подписание главного документа будущего Таможенного союза между Беларусью, Россией и Казахстаном - Таможенного кодекса, предусматривающего введение единого таможенного тарифа для трех стран.
О том, что эти переживания не лишены оснований, свидетельствовали высказывания официальных лиц, представляющих страны - участницы Таможенного союза, а также другие интеграционные образования. Так, 14 октября на пресс-конференции в Минске председатель Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по агропромышленной политике, природопользованию и экологии Анатолий Васьков прямым текстом заявил, что Россия настаивает на унификации импортных пошлин в рамках Таможенного союза, дабы защитить своего производителя легковых автомобилей (читай: "АвтоВаз").
Однако подлинный переполох случился несколькими днями позже, когда целый ряд печатных и электронных СМИ опубликовал сообщение заместителя руководителя департамента внешней торговой политики министерства индустрии и торговли Казахстана Алии Алимбетовой о том, что России после долгих и упорных переговоров удалось-таки продавить выгодные для себя ввозные таможенные пошлины на легковые автомобили.
То, что такое решение принято, подтвердил 23 октября в Москве журналистам и директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев. По его словам, единый таможенный тариф сохранит действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, направленные на поддержку отечественных производителей самолетов и автомашин, хотя Казахстан и Беларусь не производят ни того, ни другого.
Это три большие разницы.
Для того чтобы понять, чем это чревато для партнеров РФ по Таможенному союзу, очевидно, необходимо привести ныне действующие во всех трех странах ставки таможенных платежей.
Сегодня таможенная пошлина на ввоз в Беларусь автомобиля возрастом не старше 3 лет установлена в размере от 0,6 до 0,75 EUR/куб. см в зависимости от объема двигателя. За транспортное средство возрастом от 3 до 10 лет придется приплатить 0,35-0,6 EUR/куб. см. За ввоз машин, с момента выпуска которых прошло от 10 до 14 лет, взимается пошлина 0,75 EUR/куб. см. Старше 14 лет - 2 EUR/куб. см.
В Казахстане таможенная пошлина на новые авто не старше трех лет составляет от 1 до 2,35 EUR/куб. см. в зависимости от объема двигателя. За ввоз машин возрастом от 3 до 7 лет необходимо выложить 0,45-1 EUR/куб. см. Старше 7 лет - около 1,4 EUR/куб. см.
В России нынешние ставки ввозных таможенных пошлин на подержанные и новые легковые автомобили, импортируемые как физическими, так и юридическими лицами, вступили в силу 12 января 2009 г. Срок их действия был установлен в 9 месяцев и продлен постановлением правительства РФ с 12 октября 2009 г. до июня 2010 г.
Размер таможенных пошлины на новые автомобили, каковыми считаются транспортные средства возрастом до 3 лет, колеблется от 1,2 до 2,8 EUR/куб. см в зависимости от объема двигателя. На бывшие в эксплуатации машины в возрасте от 3 до 5 лет размер ставок составляет также не менее 1,2-2,8 EUR/куб. см. А на автомобили старше 5 лет фактически установлены запретительные пошлины: от 2,5 до 5,8 EUR/куб. см.
По подсчетам экспертов, принятие Беларусью таких ставок приведет к увеличению импортных пошлин на легковые авто в среднем на 30-35%, не говоря уже о том, что ввозить иномарки старше 7 лет станет абсолютно невыгодно.
Пациент скорее мертв.
Характерно, что и рядовые российские граждане, и авторитетные специалисты весьма неоднозначно оценивают эффективность, а следовательно, и необходимость принятия подобных мер. Несмотря на то, что, по данным Федеральной таможенной службы, за первые 6 месяцев текущего года импорт легковых машин в Россию упал на 73%, их производство за семь месяцев сократилось на 60%.
Как показывают социологические опросы (в частности, проведенные исследовательским центром портала Superjob), несмотря на титанические усилия российских властей оградить свой автопром от конкуренции с иностранными автопроизводителями, большинство россиян как считали ранее, так и сейчас считают, что подержанная иномарка лучше нового отечественного автомобиля.
Новый отечественный автомобиль планируют купить лишь 9% респондентов (из них лишь 5% владеют поддержанным авто). При этом, когда перед владельцами с опытом эксплуатации новых автомобилей снова встает вопрос о покупке автомобиля, 78% отдают предпочтение новой заграничной машины. Даже среди тех, у кого сейчас нет машины, доля желающих приобрести отечественный автомобиль составила лишь 6%.
Еще больше, чем простые автовладельцы, категоричен президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев, в прошлом министр экономики РФ. По его мнению, "АвтоВАЗ" уже мертв, "просто пока стесняются зафиксировать факт смерти - кислородные подушки все носят... Не уверен, что надо тратить деньги налогоплательщиков на поддержку неэффективного производства".
Согласно опубликованной в прессе информации, к октябрю 2009 г. общий долг предприятия составил более 40 млрд. RUB (порядка 1,38 млрд. USD). Российское правительство уже выделило на спасение "АвтоВАЗа" 25 млрд. RUB и готово предоставить еще 12 млрд. RUB.
Заметим, что Минпромторг уже направлял в Кабинет министров письмо о бесполезности господдержки "АвтоВАЗа". Однако, как заявил 15 октября пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, после заседания правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова и совещания на межведомственном уровне министерство изменило свою позицию.
Куда податься бедному белорусу?
Понятны горечь и раздражение, с которыми белорусы, вне зависимости от социального слоя и положения, воспринимают навязываемую им извне необходимость поддерживать фактически из своего кармана российский автопром, расставшись при этом с голубой мечтой о старенькой, но добротной иномарке.
Правда, у рядовых граждан, мечтающих пригнать машину из-за границы, еще теплится надежда, что грядущая унификация таможенных платежей их не коснется или коснется не очень скоро. Во всяком случае, именно в этом плане они истолковывают недавние высказывания председателя Государственного таможенного комитета РБ Александра Шпилевского.
Из них следует, что единый таможенный тариф Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана касается только пошлин, взимаемых с юридических лиц. Порядок же ввоза товаров будет регулироваться другими документами. При этом Александр Шпилевский сказал, что вопрос, касающийся взимания пошлин на ввозимые физическими лицами автомобили в рамках Таможенного союза, до конца не решен.
Но в то же время, отвечая на вопрос о том, будут ли пошлины на ввоз автомобилей в пределы РБ для юридических лиц подняты до уровня российских, председатель ГТК ответил: "Наверное, да". По прогнозам экспертов, результатом подобного решения может стать практически полное прекращение импорта машин в Беларусь из-за пределов Таможенного союза на срок от года и более.
Это равнозначно, без преувеличения, полному разрушению сложившейся в стране структуры автомобильного рынка и прекращению существования многих его агентов. Характерно, что высокопоставленные таможенники даже не рассматривают развитие событий в подобной плоскости. Их беспокоят лишь возможные потери бюджета, которые, по мнению А. Шпилевского, могут составить около 200 млн. USD. Поэтому есть о чем поторговаться в рамках Таможенного союза, чтобы их компенсировать.
А вот намерены ли уполномоченные на то органы побороться за интересы рядовых белорусских граждан, это вопрос.
Выступая 23 октября на заседании республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Гошин сообщил, что Беларусь, Россия и Казахстан намерены согласовать единые нормы и единый порядок ввоза товаров физическими лицами на территорию Таможенного союза до 1 мая 2010 г.
При этом, по его словам, ставки пошлин на автомобили, ввозимые физическими лицами, "возможно, не самый принципиальный на сегодняшний день вопрос, поскольку затрагивает только часть граждан".
Подобного рода высказывания дают основания предположить, что ввозные пошлины на автомобили для физических лиц могли бы стать своего рода "разменной монетой" в торге белорусских властей с российскими по поводу отмены вывозной пошлины на нефть.
Причем государство тем самым могло бы убить двух зайцев. Дело в том, что оно давно вынашивает идею создания собственного полноценного производства легковых авто. Разумеется, с помощью ведущих мировых производителей. Но они доселе не шли в страну из-за недостаточной емкости местного рынка, а на российский было не попасть из-за разного размера пошлин. И вот теперь все может измениться в благоприятную для "варягов" сторону. К тому же правительство давно высказывало намерение повернуть в госбюджет поток валюты, отдаваемой населением на покупку зарубежных авто.
Вот и выходит, что за интересы рядового автолюбителя во власти воевать некому.
Остается только уповать на политическую целесообразность. Как полагают некоторые аналитики, в преддверие старта выборной компании руководство страны вряд ли захочет обострять отношения со значительной частью доселе лояльного электората.