Рискованная градация
26.10.2009
—
Новости Экономики
Указ от 16.10.2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" по объему, назначению и конструкции существенно отличается от своего предшественника (Указа № 673 от 15.11.1999 г.) и больше напоминает кодифицированный акт.
Нормы нового порядка проведения проверок, касающиеся непосредственно проверяемых субъектов, вступают в силу с 1 января 2010 г. Остановимся на некоторых наиболее значимых его аспектах.
Перечни на все случаи.
Одна из наиболее важных новаций - определение полного и закрытого перечня всех контролирующих органов. При этом разграничена сфера вопросов каждого из органов, по которым они вправе проводить проверки.
Помимо этого, в отдельном пункте перечислены органы, осуществляющие ведомственный контроль. Однако их перечисление нельзя назвать полностью исчерпывающим. К тому же сфера вопросов проведения проверок ведомственного контроля сформулирована крайне обще.
В ограниченном виде в документе сохраняется временный запрет на проведение проверок, установленный Указом от 19.12.2008 г. № 689. Такой запрет действует в течение 2 лет с момента регистрации предприятий. В течение этого периода допускается проведение лишь внеплановых проверок, причем только в 14 случаях. При этом перечень исключений отличается от содержащихся в Указе № 689. Среди них, например, проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.
Бонусы за безупречность.
Весьма значимым и принципиальным изменением является построение всех плановых проверок на основе категорий проверяемых лиц. Все проверяемые субъекты делятся на три группы риска: высокую, среднюю и низкую. В зависимости от этого определена частота плановых проверок: высокая - не чаще 1 раза в течение календарного года, средняя - трех, низкая - пяти лет.
Отсутствие выявленных нарушений для субъектов высокой и средней групп дает им гарантии, что следующая плановая проверка будет назначена не ранее чем через 2 года и 5 лет соответственно. Для субъектов средней и низкой групп риска предусмотрены и иные "бонусы", позволяющие избежать назначения проверки при определенных условиях (например, при наличии положительного аудиторского заключения).
Между тем возникает вполне закономерный вопрос: как определить, к какой из групп риска будет относиться конкретный субъект?
Указ приводит критерии отнесения субъектов к высокой и средней группам. При этом критерии расположены в зависимости от сферы контроля (надзора). Это означает, что по разным вопросам разными контролирующими органами один и тот же субъект может быть отнесен к разным группам риска.
В качестве критериев могут быть такие, как выявленные нарушения определенного характера, так и сам характер деятельности субъекта.
Следует отметить, что исходя из самой деятельности субъекта хозяйствования очень большое количество предприятий и предпринимателей будет автоматически относиться именно к высокой и средней группам риска.
Например, критериями, относящимися к высокой группе риска, помимо прочего, являются реализация алкогольных, табачных и иных подакцизных товаров, деятельность в сфере международных автомобильных грузоперевозок, ряд видов оптовой и розничной торговли, в том числе и торговля по образцам, и другие. К средней же группе, в частности, отнесена оптовая и розничная торговля, не отнесенная к высокой группе, общественное питание, риэлтерская, туристическая и некоторые иные виды деятельности.
Естественно, такое положение дел не может являться стимулирующим фактором для субъектов, постоянно осуществляющих такие виды деятельности.
Возникает также ряд вопросов по поводу правомерности принятия решения о наличии тех или иных критериев в деятельности субъекта хозяйствования исходя из его видов деятельности. Ведь даже если в учредительных документах значатся конкретные виды деятельности, это не означает, что они осуществляются организацией или вообще когда-либо осуществлялись.
Анонимам не беспокоиться.
В отношении внеплановых проверок имеется четкий перечень случаев, когда возможно их проведение. Так, например, внеплановая проверка на основании имеющейся информации о нарушениях либо угрозе их совершения может быть назначена лишь республиканскими контрольными (надзорными) органами.
При этом поводом для проведения внеплановой проверки не может служить анонимная информация.
Также проверка не будет проведена, если заявитель не сможет представить документального подтверждения фактов, на которые он указывает или, по крайней мере, не обязуется предоставить свидетельские показания, подтверждающие информацию о нарушениях.
Если же в ходе проверки информация о нарушениях не подтвердится, с заявителя в судебном порядке может быть взыскан ущерб, причиненный субъекту хозяйствования распространением о нем недостоверных сведений.
И все-таки рейдеры.
Вместе с тем данная картина во многом нивелируется возможностью проведения внеплановых тематических оперативных (рейдерских) проверок, которые проводятся в целях оперативного выявления и пресечения нарушений в момент их совершения.
Дело в том, что указ не устанавливает, каким образом может появиться в соответствующих органах информация о таких нарушениях, в том числе анонимная. Хотя следует отметить, что количество органов, назначающих такие проверки, с их подразделениями снижено до восьми. Круг же проверяемых вопросов, хоть и ограничен, но остается достаточно широким.
Положительным моментом для проверяемых лиц являются ограничения по количеству проверок в плановом порядке разными органами в течение года, периоду и срокам их проведения. Так, в рамках утвержденных планов в течение года деятельность субъекта может быть проверена несколькими органами только в форме совместной проверки.
По общему правилу проверки одних и тех же вопросов разными контролирующими органами не допускаются. Период проведения проверок ограничен тремя годами, предшествующими началу проверки. Исключения из этого правила есть, но перечислены они исчерпывающим образом.
Максимальный срок проверки организаций составляет 30 рабочих дней, а в отношении индивидуальных предпринимателей он снижен до 15. При этом следует иметь в виду, что сроки проверки могут приостанавливаться и продлеваться в установленных пределах. Сроки же внеплановых тематических оперативных, контрольных и дополнительных проверок ограничены соответственно 3, 5 и 10 рабочими днями.
Неопасные мелочи.
Среди прочего можно отметить, что при неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решение принимается в пользу проверяемого субъекта.
Кроме того, в указе появились более четкие положения об изъятии оригиналов документов при проверке, возможность заявления отвода заинтересованному в результатах проверки должностному лицу и ряд других.
Некоторые мелкие правонарушения теперь не будут признаваться административными при условии уплаты недоплаченных сумм и (или) возмещении причиненного ими вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки. Такими нарушениями считаются неуплата налогов, сборов (пошлин), причинение нарушением вреда в пределах 1% от неуплаченной суммы или подлежащих исполнению обязательств, а также неправомерное использование денежных средств и ТМЦ на сумму не более 10 базовых величин.
При этом нельзя сказать, что такой подход является принципиально новым в свете положений КоАП об освобождении от ответственности при малозначительности правонарушения. Вместе с тем такая их конкретизация позволит чаще применять данную норму.
В заключение отметим, что на ряд проверок документ все же не распространяется, несмотря на то, что указ презентовался как комплексный и всеобъемлющий нормативный акт в данной сфере.
В число таких проверок, в частности, попали проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и ИП; проверки, проводимые в рамках оперативно-розыскной деятельности; контроля, проводимого на границе (в том числе санитарно-карантинного, ветеринарного), а также таможенного контроля (за исключением проведения таможенных проверок).
Также вне сферы действия указа оказались проверки по выявлению имущества плательщиков и их дебиторов, проводимые в целях взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет, камеральные проверки и много других.
Нормы нового порядка проведения проверок, касающиеся непосредственно проверяемых субъектов, вступают в силу с 1 января 2010 г. Остановимся на некоторых наиболее значимых его аспектах.
Перечни на все случаи.
Одна из наиболее важных новаций - определение полного и закрытого перечня всех контролирующих органов. При этом разграничена сфера вопросов каждого из органов, по которым они вправе проводить проверки.
Помимо этого, в отдельном пункте перечислены органы, осуществляющие ведомственный контроль. Однако их перечисление нельзя назвать полностью исчерпывающим. К тому же сфера вопросов проведения проверок ведомственного контроля сформулирована крайне обще.
В ограниченном виде в документе сохраняется временный запрет на проведение проверок, установленный Указом от 19.12.2008 г. № 689. Такой запрет действует в течение 2 лет с момента регистрации предприятий. В течение этого периода допускается проведение лишь внеплановых проверок, причем только в 14 случаях. При этом перечень исключений отличается от содержащихся в Указе № 689. Среди них, например, проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.
Бонусы за безупречность.
Весьма значимым и принципиальным изменением является построение всех плановых проверок на основе категорий проверяемых лиц. Все проверяемые субъекты делятся на три группы риска: высокую, среднюю и низкую. В зависимости от этого определена частота плановых проверок: высокая - не чаще 1 раза в течение календарного года, средняя - трех, низкая - пяти лет.
Отсутствие выявленных нарушений для субъектов высокой и средней групп дает им гарантии, что следующая плановая проверка будет назначена не ранее чем через 2 года и 5 лет соответственно. Для субъектов средней и низкой групп риска предусмотрены и иные "бонусы", позволяющие избежать назначения проверки при определенных условиях (например, при наличии положительного аудиторского заключения).
Между тем возникает вполне закономерный вопрос: как определить, к какой из групп риска будет относиться конкретный субъект?
Указ приводит критерии отнесения субъектов к высокой и средней группам. При этом критерии расположены в зависимости от сферы контроля (надзора). Это означает, что по разным вопросам разными контролирующими органами один и тот же субъект может быть отнесен к разным группам риска.
В качестве критериев могут быть такие, как выявленные нарушения определенного характера, так и сам характер деятельности субъекта.
Следует отметить, что исходя из самой деятельности субъекта хозяйствования очень большое количество предприятий и предпринимателей будет автоматически относиться именно к высокой и средней группам риска.
Например, критериями, относящимися к высокой группе риска, помимо прочего, являются реализация алкогольных, табачных и иных подакцизных товаров, деятельность в сфере международных автомобильных грузоперевозок, ряд видов оптовой и розничной торговли, в том числе и торговля по образцам, и другие. К средней же группе, в частности, отнесена оптовая и розничная торговля, не отнесенная к высокой группе, общественное питание, риэлтерская, туристическая и некоторые иные виды деятельности.
Естественно, такое положение дел не может являться стимулирующим фактором для субъектов, постоянно осуществляющих такие виды деятельности.
Возникает также ряд вопросов по поводу правомерности принятия решения о наличии тех или иных критериев в деятельности субъекта хозяйствования исходя из его видов деятельности. Ведь даже если в учредительных документах значатся конкретные виды деятельности, это не означает, что они осуществляются организацией или вообще когда-либо осуществлялись.
Анонимам не беспокоиться.
В отношении внеплановых проверок имеется четкий перечень случаев, когда возможно их проведение. Так, например, внеплановая проверка на основании имеющейся информации о нарушениях либо угрозе их совершения может быть назначена лишь республиканскими контрольными (надзорными) органами.
При этом поводом для проведения внеплановой проверки не может служить анонимная информация.
Также проверка не будет проведена, если заявитель не сможет представить документального подтверждения фактов, на которые он указывает или, по крайней мере, не обязуется предоставить свидетельские показания, подтверждающие информацию о нарушениях.
Если же в ходе проверки информация о нарушениях не подтвердится, с заявителя в судебном порядке может быть взыскан ущерб, причиненный субъекту хозяйствования распространением о нем недостоверных сведений.
И все-таки рейдеры.
Вместе с тем данная картина во многом нивелируется возможностью проведения внеплановых тематических оперативных (рейдерских) проверок, которые проводятся в целях оперативного выявления и пресечения нарушений в момент их совершения.
Дело в том, что указ не устанавливает, каким образом может появиться в соответствующих органах информация о таких нарушениях, в том числе анонимная. Хотя следует отметить, что количество органов, назначающих такие проверки, с их подразделениями снижено до восьми. Круг же проверяемых вопросов, хоть и ограничен, но остается достаточно широким.
Положительным моментом для проверяемых лиц являются ограничения по количеству проверок в плановом порядке разными органами в течение года, периоду и срокам их проведения. Так, в рамках утвержденных планов в течение года деятельность субъекта может быть проверена несколькими органами только в форме совместной проверки.
По общему правилу проверки одних и тех же вопросов разными контролирующими органами не допускаются. Период проведения проверок ограничен тремя годами, предшествующими началу проверки. Исключения из этого правила есть, но перечислены они исчерпывающим образом.
Максимальный срок проверки организаций составляет 30 рабочих дней, а в отношении индивидуальных предпринимателей он снижен до 15. При этом следует иметь в виду, что сроки проверки могут приостанавливаться и продлеваться в установленных пределах. Сроки же внеплановых тематических оперативных, контрольных и дополнительных проверок ограничены соответственно 3, 5 и 10 рабочими днями.
Неопасные мелочи.
Среди прочего можно отметить, что при неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решение принимается в пользу проверяемого субъекта.
Кроме того, в указе появились более четкие положения об изъятии оригиналов документов при проверке, возможность заявления отвода заинтересованному в результатах проверки должностному лицу и ряд других.
Некоторые мелкие правонарушения теперь не будут признаваться административными при условии уплаты недоплаченных сумм и (или) возмещении причиненного ими вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки. Такими нарушениями считаются неуплата налогов, сборов (пошлин), причинение нарушением вреда в пределах 1% от неуплаченной суммы или подлежащих исполнению обязательств, а также неправомерное использование денежных средств и ТМЦ на сумму не более 10 базовых величин.
При этом нельзя сказать, что такой подход является принципиально новым в свете положений КоАП об освобождении от ответственности при малозначительности правонарушения. Вместе с тем такая их конкретизация позволит чаще применять данную норму.
В заключение отметим, что на ряд проверок документ все же не распространяется, несмотря на то, что указ презентовался как комплексный и всеобъемлющий нормативный акт в данной сфере.
В число таких проверок, в частности, попали проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и ИП; проверки, проводимые в рамках оперативно-розыскной деятельности; контроля, проводимого на границе (в том числе санитарно-карантинного, ветеринарного), а также таможенного контроля (за исключением проведения таможенных проверок).
Также вне сферы действия указа оказались проверки по выявлению имущества плательщиков и их дебиторов, проводимые в целях взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет, камеральные проверки и много других.