...А в скромном партере – место для Захария Чернышева
— Все верно, — подтвердила она. — Театр был создан в октябре 2011 года, а 17 мая 2012-го в рамках международной акции «Ночь музеев» состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Сумарокова, соотечественника графа Захария Чернышева, «Рогоносец по воображению».
— И как же была воспринята постановка?
— На ура! Премьера состоялась в одном из залов ратуши (памятник архитектуры XVIII столетия, тоже наследие Захария Чернышева). Присутствовало 60 зрителей. Больше, к сожалению, зал не вмещает. Несмотря на то, что действия на сцене относились к далекому прошлому, всем все было очень близко и понятно.
— А почему вы не решились поставить спектакль, скажем, на сцене районного кинотеатра, где в зрительном зале полно места?
— Дело в том, что декорации, используемые при постановке, — это экспонаты музея, их сложно перемещать, а отдельные и вовсе не желательно трогать, иначе придут в негодность. Поэтому мы сразу решили, что театр будет иметь статус камерного, то есть не для больших залов, но познакомиться с его творчеством сможет любой житель района, двери театра открыты для всех.
— И сколько стоит билет?
— Пока нисколько. В дальнейшем мы если и введем плату, то, вероятно, не дороже стоимости входного билета в музей. Сегодня это 5 тысяч рублей. Но окончательно это еще не оговорено.
— Чтобы создать театр, нужно иметь не только помещение и произведение гениального автора, но и режиссера, актеров…
— У нас все это есть. Первым режиссером нашего театра был профессиональный режиссер Николай Макарцов. К сожалению, он внезапно ушел из жизни. Теперь коллективом руководит Михаил Гулаков, он тоже по профессии режиссер. Правда, не местный, приезжает к нам из Гомеля. Но очень ответственно относится к делу.
Что касается артистов, то мы сразу решили: это будут люди, профессионально не связанные со сферой культуры. По нашему мнению, это должно чем-то напоминать тот крепостной театр, в котором играли простые крестьяне. Сходство, конечно, условное, тем не менее мы не стали пренебрегать им.
В составе труппы — первый секретарь райкома БРСМ Тимофей Черненков, председатель райкома профсоюза работников АПК Ольга Игнатенко, заместитель председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних Юрий Свеженцев, геодезист ПМК-118 Виктор Опарин, директор центра реабилитации детей-инвалидов Татьяна Дворецкая.
— Всего пять человек?
— Да, всего пять… А что вас смущает? Обратите внимание на тумбы с афишами: к нам в Беларусь давать спектакли приезжают из Москвы и других городов два-три артиста, иногда и пяти не наберется.
— Коль вы избрали своей сценической площадкой музей, то, вероятно, и репертуар должен быть соответствующий?
— Так оно и есть. Следующим спектаклем, который представит зрителям коллектив нашего театра, будет постановка по комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Да, это школьное произведение, оно всем известно, но одно дело просто знакомиться с содержанием комедии по книге и совсем другое — видеть все на сцене. Это совершенно разные вещи. И потом, это классика. Как бы к ней кто ни относился, но это лучшее. Она учит зрителя ценностям жизни. Не стремится разрушить и извратить их, в чем немало преуспели некоторые современные драматурги и постановщики.
— Какие отзывы приходилось слышать о вашем театре от людей?
— Еще никто не сказал, что это плохо и не нужно. Всем интересно. Может, со временем этот интерес поубавится, люди свыкнутся и с такой новинкой. Но для истинных почитателей искусства театр всегда останется театром, каким бы он ни был, столичным или провинциальным.
— И все же, как мне кажется, ваш театр не для широкого зрителя. Как, скажем, с его творчеством может познакомиться житель отдаленной от Чечерска деревни?
— Приехать в Чечерск и стать одним из зрителей, — мы заранее извещаем о дне и времени премьеры. А что касается «не для широкого зрителя», то небольшая площадь зрительного зала вовсе не означает какой-то оторванности от общества. На наших спектаклях за неимением кресел зрители стоят или приносят с собой стульчики.
Артисты выступают также перед специальной аудиторией. К примеру, зрителями одного из спектаклей были участники районного клуба высоких надоев.
— Репертуар осовременить не собираетесь?
— Нет. Во всяком случае, пока. Ведь мы не хотим быть похожими на другие любительские театры. Это как бы театр из прошлого, но с современным звучанием.
— Каким вам видится будущее вашего театра?
— Сейчас мы работаем над тем, чтобы получить статус «народного». Два-три годика надо хорошо себя зарекомендовать. Конечно, дело не только в статусе, хотя и в нем тоже.
— А кому пришла идея создать в Чечерске театр?
— Задумка заместителя председателя райисполкома Петра Нестеровича. Петр Васильевич большой почитатель истории искусства. Профессиональный работник культуры, очень внимательный к тому, что составляет гордость Чечерщины. Он-то нас и надоумил…
— Насколько мне известно, у графа Захария Чернышева было еще одно имение, где-то в Подмосковье. Там он тоже создавал театр?
— Это село Ярополец нынешнего Волоколамского района Московской области. Мне приходилось в тех местах бывать. Но такого театра, который когда-то существовал у нас в Чечерске, там никогда не было.
— А о дальнейшей судьбе Чечерского крепостного театра в Санкт-Петербурге вам ничего не известно?
— Мы пытались что-то узнать, но пока, увы, все безрезультатно…
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Фото автора и из архива БЕЛТА
СПРАВКА «БН»
Граф Захарий Григорьевич Чернышев (1722—1784) — русский генерал-фельдмаршал. Первый генерал-губернатор Беларуси (1772—1782), владел городом Чечерском. В 1982 году назначен генерал-губернатором Москвы.
В Чечерске построил православную церковь, ратушу, стекольный и винодельческий заводы. Создал любительский театр из крепостных крестьян. Меценат и просветитель, один из приближенных Екатерины II. Скончался в Москве 29 августа 1784 года, на 63-м году от рождения.
В райцентре Захарию Чернышеву от благодарных потомков установлен бюст.