Стихия природы и плоти
Андрэй Мiраславiч. Вясна. Лета. Восень. Зiма. Минск, Лiтаратура i мастацтва, 2012.
В этом году рассуждения о погоде чрезвычайно актуальны. Даже мы, живущие в бетонных и кирпичных коробках, привыкшие к городскому снегу, покорному, сметенному в грязные кучи, отравленному солью и песком, вдруг поняли, что есть стихия, неподвластная нашим химикатам и метлам. Что мир природы живет по своему календарю, по своим законам, о которых хорошо знали наши деревенские предки, а мы прочно забыли. Андрей Мирославич, он же Михась Шавыркин, создал серию природоведческих заметок «Поры года». Когда–то этот жанр был любим школьниками, по прочтении они увлеченно наблюдали, как распускаются почки и мерцают созвездия над собственным домом... Нынче реальность заменило фэнтези. А здесь в четырех брошюрках, соответственно называемых «Вясна», «Лета», «Восень», «Зiма» дается подробное описание каждого времени года в привязке к нашим реалиям. Откуда пошло название месяцев, какие народные праздники, традиции, обряды в эту пору появились, как изменяется температура воздуха, зацветают и увядают растения и прочее. Плюс тексты иллюстрируются стихами белорусских поэтов. Особенно поучительно и печально в этом году прочитать о приметах прихода весны и сроках весенних изменений.
Джастин Торрес. Мы, животные. Москва, Издательство Астрель, 2012.
Об этом романе в рунете стали рассуждать сразу после того, как появился небольшой его отрывок в одном из российских литературных журналов. Написано было ярко, в лучших традициях латиноамериканской прозы. Обнаженные инстинкты, плоть, модные мотивы домашнего насилия, расовой дискриминации и нетрадиционной ориентации. Мускулистые, страшновато–простые фразы завораживали. Перед нами семья: белая женщина и пуэрториканец и их трое сыновей. Живут, так сказать, за чертой бедности, причем родителями парочка стала еще в подростковом возрасте. Мать выматывается на заводе, отец, грубый и сильный мачо, пытается вывести семью из нищеты, дети... Ну о том, каковы дети, свидетельствует название. Сам автор так характеризует свой роман: «Здесь все дико, здесь все выходит из–под контроля, но я хотел, чтобы к концу книги читатель понял, что характеры героев по–настоящему человеческие». Да, персонажи любят друг друга — неуклюже, просто, голову ближнему разобьют, потом его к сердцу прижмут. Разговор ведется от имени младшего брата, изгоя в семье: рефлексирующий книгочей, тонкокостный, изящный, к тому же нетрадиционной ориентации. Существование в среде простых и понятных родственничков кончается тем, что «извращенца» из лучших побуждений запирают в психушку. Роман, как говорят, во многом автобиографичен, неудивительно, что автор всячески подчеркивает «животность» окружающих, которая ему самому чужда, причем их сила и уверенность вызывают в нем зависть и тоску. Никакого особого месседжа нет, эпического повествования, как у Маркеса, или социальной полемики, как у Каннингема, с которым Торреса сравнивают, не получилось. Но роман определенно захватывает.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.