Что потеряют Россия и Украина, оставшись без авиасообщения
C 25 октября Россия и Украина, как сообщалось ранее, прекратят авиационное сообщение между странами. Однако за день до вступления ограничений в силу в министерстве транспорта России заявили, что 24 октября авиационные власти двух стран проведут переговоры, на которых обсудят возможность сохранения воздушного сообщения.
Если стороны не смогут найти компромисс, добраться из Москвы в Киев или другие украинские города воздухом можно будет лишь с пересадками или воспользовавшись автотранспортом и поездом, поскольку железнодорожное сообщение обоюдные санкции пока не затрагивают.
По данным госавиаслужбы Украины на 1 октября 2015 года, за первое полугодие российские авиакомпании перевезли примерно 469 тысяч пассажиров, а украинские — более 187 тысяч человек. Ожидается, что транзитные полеты переориентируются на авиахабы других стран, среди которых чаще всего называют Минск, Ригу, Варшаву и Стамбул.
Поскольку рынок авиаперевозок очень большой, удовлетворить все потребности в краткосрочной перспективе, по мнению экспертов, будет невозможно. Кроме того, запрет прямых рейсов приведет к существенному росту цен на билеты и увеличит время, которое людям придется тратить на дорогу.
«Вопрос дня» bbcrussian.com российским и украинским экспертам: Кто потеряет больше от прекращения авиационного сообщения между Россией и Украиной?
Илья Вайсберг, главный редактор российского журнала «АвиаСоюз», в прошлом — сотрудник министерства гражданской авиации СССР:
Понятно, что это бьет и по Украине, и по России, поэтому потеряют все. Авиатранспортная инфраструктура Украины намного меньше российской, поэтому пропорционально, наверное, они больше потеряют с коммерческой точки зрения. В современном симпатичном аэропорту Жуляны, который находится в черте города, почти половина рейсов из России, а аэропорты зарабатывают на каждой посадке. Однако у российских компаний намного больше рейсов в украинские города — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» до последних событий. Поэтому на весах трудно сравнивать — каждый потеряет свой кусочек. Учитывая общий спад перевозок, будут и другие потери, в том числе сезонные.
Пассажиропоток на российско-украинском направлении довольно давно стабилизировался. Если брать последние два года из-за известных всем событий, конечно, было какое-то падение. Но и до этого между Россией и Украиной в авиационной сфере сократилось число контактов, стало меньше сотрудничества не только с Киевом, но и с такими центрами как Запорожье, где расположен мощнейший моторостроительный завод.
Я уже много лет в гражданской авиации, и моя интуиция подсказывает, что не статусные компании, такие как «Аэрофлот» или МАУ, а компании условного второго ряда вскоре возобновят полеты. Сейчас уже надо говорить о том, когда это произойдет. Насколько я знаю, неофициально ищутся решения, чтобы, с одной стороны, не потерять лицо украинским и российским властям, а с другой стороны, чтобы договориться. Бизнес должен также какое-то влияние на власти оказать. Целый комплекс служб осуществляет работу в авиационной сфере, и когда спад в бизнесе наблюдается, либо сокращают людей, либо уменьшают зарплаты.
Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических и политических консультаций (Украина):
На сегодняшний день, хотим мы того или нет, отношения между Украиной и Россией определяются, с одной стороны, аннексией Крыма, а, с другой стороны, поддержкой сепаратистских организаций в восточной части Украины. В этом плане очень тяжело делить политику от экономики, как и делать бизнес между странами в формате «как обычно». Другое дело, что Украина достаточно поздно начала вводить какие-то санкции, в то время, когда фактически весь мир заклеймил Россию как агрессора и ввел достаточно жесткие санкции не только против отдельных личностей, но и целых секторов экономики.
Понятно, что любые санкции — это всегда определенное самоограничение и определенные проблемы. Если внимательно посмотреть, большая часть авиационного трафика, большая часть перелетов обслуживалась все же российскими компаниями и рейсы между Киевом и Москвой, прежде всего, осуществлялись ими. И тот факт, что российские компании первыми предложили Украине провести обсуждение этого вопроса, наверное, они тут заинтересованы больше. Пока можно только прогнозировать, как закончится эта встреча и как будут строиться отношения дальше, но надо понимать, что нормальное экономическое взаимодействие возможно только тогда, когда будут решены политические и военные вопросы. В противном случае всё это рано или поздно приведет к формированию гибридного экономического режима между странами.
Крупнейшим российским компаниям интересен украинский рынок авиаперевозок, где они бы хотели не только присутствовать, но и развиваться. Во-вторых, есть информация, что российские перевозчики каким-то образом обслуживали перелеты, связанные с Крымом. Такой режим полетов является запретительным с точки зрения Украины, и этим компаниям выставлялись достаточно большие штрафы. Этими факторами и объясняется принятое Киевом решение. Искать экономическую логику нельзя, все определяется логикой военно-политического противостояния. Нельзя экономическую часть положить в одну коробочку, а политическую — в другую коробочку. Жить дружно экономически и при этом стрелять друг в друга — аморально, и может быть направлено на легализацию того своеобразного режима между Россией и Украиной, который существует на сегодняшний день.
Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии:
Плюсов в этом я никаких не вижу, кроме того, что при какой-то активизации военных действий желательно, чтобы маршруты не проходили над этой территорией. Сейчас на востоке Украины ситуация достаточно спокойная, поэтому, думаю, это уже не актуально. А потеряют от этого, конечно, пассажиры — и украинские, и российские, и транзитные. Думаю, потери будут больше с украинской стороны, но несладко будет всем.
С точки зрения туризма Россия, конечно, переживет это, так как он уже восстановился после первого шока. Сейчас очень хорошая динамика по внутреннему туризму, а европейская география восстанавливается. В этом смысле Украине, конечно, будет тяжелее. Но вообще, когда между соседними странами, останавливается воздушное сообщение, это в любом случае большая проблема, прежде всего для тех людей, у которых в обеих странах родственники и друзья.
Если не говорить про Крым, который всегда был популярным местом среди российских туристов, то перед этими событиями Украина начала очень успешно продвигаться на российском рынке. Стали хорошо продаваться и путевки в карпатские здравницы, и в Киев, равно как и российское направление среди украинцев, хоть и в меньшей степени. События 2014 года застали наши страны на волне подъема взаимного туризма, который сейчас, по сути, парализован.
Железнодорожные потоки не могут заменить авиационные. Логистика должна строиться на базе нескольких видов транспорта. Если один полностью исчезает, другой заменить его точно не в состоянии. Если помимо железнодорожного сообщения, есть еще и авиационное, и автобусное, ничего случайно не происходит. Сейчас все зависит от политической ситуации, а не рыночной. Уверен, что достаточно скоро возобновятся все виды транспортного сообщения и постепенно начнет возрождаться туризм.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Конечно, больше проиграет Украина. Как всегда, в случае симметричных решений страна, которая имеет намного больший ресурсный потенциал, в процентном соотношении теряет меньше. И среди 800 тысяч пассажиров, которые с начала года пользовались перелетом Украина-Россия и Россия-Украина, около 70% - граждане Украины. Большая часть этих людей будет все равно ездить, но теперь им придется летать через Минск, Кишинев и другие города, потратив больше денег, времени и сил.
Однако в этом случае следует разделять символическое и материальное. Наша власть действует сейчас по принципу, при котором важнее символические победы, а материально как-то обойдется — Международный валютный фонд денег даст или еще кто-нибудь. Нам надо как-то уесть Россию, создать ей какие-то проблемы там, где мы можем. Типичный пример — блокада Крыма, которая создает на порядок больше проблем для Украины, чем для Крыма, но символически демонстрирует, что мы создаем проблему. Сообщение между Россией и Украиной не прекращается ведь целиком — остаются железнодорожные и автомобильные дороги. Кроме того, никто же не перекрывает газовые поставки, поставки нефти и угля, поэтому для серьезных людей это не выглядит убедительным.
Не знаю, какими будут имиджевые последствия, но, скорее, страдает репутация украинской власти в глазах европейцев, а не наоборот, как утверждали руководители, предпринимая такие шаги. Мол, Европа санкции ввела, а мы — нет, и это неправильно, но европейцы принимают санкции, которые ударяют больше по России, а не по Европе, хотя и по Европе они уже исчисляются миллиардом евро. С практической точки зрения, конечно, потеряют некоторые российские авиакомпании, которые лишатся маршрута, на котором они хорошо зарабатывали.