Парламентские выборы в Польше: грядет поворот вправо?
Накануне парламентских выборов в Польше DW объясняет, почему «Гражданская платформа» разочаровала поляков и какой будет внешняя политика страны, если выиграют национал-консерваторы.
В Польше в воскресенье, 25 октября, пройдут парламентские выборы. Лидеры двух крупнейших партий — Ева Копач из либеральной «Гражданской платформы» и Беата Шидло из национал-консервативной «Закон и справедливость» — в ходе предвыборной кампании устроили настоящий автобусный тур. Вместе со своими избирательными штабами они объехали на автобусах почти всю страну, кроме разве что крупных городов, в которые можно добраться из Варшавы на недавно запущенном скоростном поезде.
На удивление разумный кандидат
Зато кандидаты от более мелких партий осознанно отказались от масштабных туров и решили сделать ставку на пешие походы к избирателям. Такую тактику выбрал, например, 36-летний Адриан Зандберг из основанной лишь в мае этого года партии левого толка «Вместе». Покинув студию после теледебатов, состоявшихся несколько дней назад, он вместе со своим избирательным штабом демонстративно воспользовался метро.
Программист и университетский преподаватель, Зандберг в свое время успешно защитил докторскую диссертацию о немецкой и британской социал-демократии. А родился он в Дании, откуда еще ребенком перебрался с родителями в Польшу. Вот и в политике представитель «Вместе» любит приводить в пример Скандинавию, особенно ее опыт в сфере трудовых отношений.
Адриан Зандберг, в отличие от многих польских политиков, не разделяет антимигрантскую риторику и агитирует за толерантность. Еще за пару дней до теледебатов его практически никто не знал, зато на следующий день Зандберга объявили их победителем, в первую очередь «потому что он говорил на удивление разумные вещи».
Не лучшие партнеры для Брюсселя и Берлина
Впрочем, несмотря на похвалу в адрес новичка, его партия едва ли может рассчитывать на много мест в Сейме. Вместо этого наблюдатели ожидают очередную победу национал-консервативной партии «Закон и справедливость». В начале года ее малоизвестный на тот момент представитель Анджей Дуда неожиданно выиграл президентские выборы. Теперь его соратница по партии Беата Шидло, возможно, сформирует ультраконсервативное правительство.
«Закон и справедливость» — партия хорошо известных «ястребов» польской политики братьев Качиньских. После гибели в авиакатастрофе Леха Качиньского в 2010 году партию единолично возглавляет его брат-близнец Ярослав. Ему обязана своей политической карьерой Беата Шидло.
Сам Качиньский считался неподходящим кандидатом для предстоящих выборов, так как мог отпугнуть немалую часть умеренно-консервативных избирателей. И долгое время он воздерживался от участия в предвыборной кампании, пока на прошлой неделе не выступил в роли обеспокоенного гражданина и не обрушился с критикой на политику в отношении беженцев, аргументируя это тем, что они якобы могут занести в Европу холеру и другие опасные болезни.
Согласно последним опросам, «Закон и справедливость» не сумеет получить абсолютное большинство в парламенте. Но если люди Качиньского будут формировать правительство, то стоит ожидать внешнеполитических трудностей, предупреждают наблюдатели. Союзниками Польши в таком случае станут вегнерский премьер Орбан и турецкий президент Эрдоган, в то время как Германия и Европа в ближайшие годы не смогут положиться на Варшаву как на надежного партнера. Против беженцев и всех инакомыслящих, против Москвы и за долгосрочное размещение подразделений НАТО в Польше — таковы озвученные предвыборные цели национал-консерваторов.
Либералы разочаровали поляков
Лучшие времена знавала пока еще находящаяся у власти «Гражданская платформа» (ГП), успешно руководимая до прошлого года нынешним главой Евросовета Дональдом Туском. ГП была ведущей партией в стране с 1989 года, дважды подряд побеждая на выборах.
До этого в течение 18 лет в Польше сменилось 12 разных правительств. На сей раз «Гражданская платформа» способна получить, по данным опросов, около 25 процентов голосов. Многие поляки, уставшие от мер жесткой экономии, считают, что правящая элита из ГП бросила их на произвол судьбы.
Если выехать за пределы переживающих бум крупных городов, таких как Варшава или Краков, то картина будет неутешительной: высокая безработица, низкие зарплаты, растущее социальное неравенство. Принятый закон о повышении пенсионного возраста до 67 лет заставит еще дольше работать поколение людей, переживших тяжелые времена перехода к рыночной экономике в 90-е годы. И многие поляки по горло сыты такими решениями властей.
Молодежь по-прежнему уезжает
Через 25 лет после завершения эпохи коммунизма поляки сталкиваются с удивительным феноменом: в то время как Берлин и Брюссель хвалят экономические показатели Варшавы, рядовые граждане не видят особых изменений. Даже хорошо образованная молодежь продолжает уезжать из страны в поисках лучшей доли. Нередко ее объяснения звучат так: «Без связей на родине работу не получить».
Нынешнее правительство разрешило заключать договоры о трудоустройстве, которые в народе называют «мусорными». Три миллиона поляков работают сейчас по временным контрактам, без медстраховки и гарантии выплат в случае одностороннего расторжения договора, без отпуска и права на вступление в профсоюз. Их доходы — одни из самых низких в Европе. Свыше 80 процентов поляков зарабатывают менее 845 евро, а средняя пенсия составляет 457 евро.
За кого голосовать?
Таким образом, ГП может рассчитывать в первую очередь на тех избирателей, которые относятся к привилегированному классу, и на тех, кто, выбирая из двух зол меньшее, хочет предотвратить приход к власти национал-консерваторов из «Закона и справедливости».
Вероятно, более 40 процентов голосов будет отдано ни за одну из этих двух крупных партий. Согласно последним опросам, каждый десятый избиратель может поддержать правое протестное движение, возглавляемое бывшим актером и рок-музыкантом Павлом Кукизом.
Около 8 процентов может получить коалиция левых партий «Объединенные левые», 6 процентов — выступающая с позиций экономического либерализма партия «Современные». Остальные политические объединения, среди которых есть и радикальные, вероятно, не смогут преодолеть пятипроцентный барьер для прохождения в парламент.