Валютный ураган грозит московским рестораторам
МИз-за обвала рубля растерялись бизнесмены. Предприниматели в срочном порядке меняют стратегию. Выживут не все. Под ударом оказалась и сфера общественного питания. По прогнозам, в России в ближайшее время закроется каждое третье заведение. Об антикризисных мерах в ресторанном бизнесе рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Маргарита Гырылова.
У россиян стало меньше денег. Теперь быстрым перекусом себя лишний раз не балуют. Предпочитают потерпеть до дома, нежели тратить честно заработанные в тех же фаст-фудах. Пока особого, значительного спада клиентов перед Новым годом торговые точки не ощущают. Но того, что будет дальше, боятся уже сейчас.
По данным Росстата доходы россиян снизились к ноябрю этого года на 5%. И это не предел. Индексацию заработных плат государство пока не обещает. А если учитывать, что средний заработок в стране - 33 тысячи рублей, на желудке стараются сэкономить.
Российский общепит уже потерял четверть клиентов. Фаст-фуды второй раз за год вынуждены повышать цены. На этой неделе гамбургер стал дороже на 4 рубля. Чтобы заведения не пустовали вовсе, бизнесмены сдерживают цены - в ущерб собственным доходам.
«Потому, что мы не повышаем такими темпами, как поставщики, например, повысили на 20% хлеб, мясо на 25%, на соусы идет реальное повышение, а наши цены повысились на 8% к ноябрю. То есть, повторюсь, компания решила, таким образом, за счет своих доходов стимулировать покупателя», - признается председатель совета директоров сети быстрого питания Сергей Рак.
В кризис крупные сети ресторанов быстрого питания - как некий ковчег. Помогают не утонуть мелкому бизнесу. Под свою франшизу принимают индивидуальных предпринимателей. Решают проблемы с закупками сырья, предоставляют оборудование. Вот и прирастают новыми точками.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россияне отказываются от новогодних корпоративов
Расчет на то, что завсегдатаи кафе понизят планку до фаст-фудов. Как это уже было во время кризиса 2008-ого. Банкротство вряд ли коснется лакшери-ресторанов. Кошельки элиты итальянская паста в три тысячи рублей не разорит. А вот заведения среднего класса рискуют потерять клиентов.
Питерский ресторатор Сергей Мылко уже закрывает два своих паба. Хотя в кризис 2008-го наоборот, расширял сеть. Говорит, сейчас не видит смысла бороться за рентабельность убыточного бизнеса. Его заведение заточено под импорт. Поставщики «ломят цену», аренда дорожает, а желающих веселиться не осталось.
«Основная проблема - это всеобщая паника у людей. Вы видите это на бирже, в магазине. Общепит в этой части никак не оторван от всех остальных, люди сюда не идут. Сейчас пугает всех что? Мы не понимаем, когда это закончится, не видим дна, вот все рубль перестал плясать. Но мы не видим какой-то стабильности», - пояснил генеральный директор сети пабов Сергей Мылко.
По прогнозам, треть заведений ресторанного бизнеса не смогут выстоять и закроются уже к февралю. Многие сегодня арендуют площади за валюту. Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, рестораторы России выступили против повышения арендной платы и подписали меморандум. Своего рода внутренний кодекс чести поведения на рынке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Отдых с аппетитом: почему Россия обречена на гастрономический туризм
«В Европе в кризисные моменты собственники помещения зачастую дают тебе каникулы арендные. У нас некоторые говорят: «да иди ты, собственно, - на твое место придет другой». В принципе, чтобы такого не происходило и нужна такая инициатива. Смысл в том, что если одна сетка уехала, другие даже не будут рассматривать это помещение», - объясняет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Порой аренда съедает до 40% прибыли. К примеру, только десять уличных киосков Москвы пополнили бюджет столицы в прошлом году на 22 млн. рублей.
«Меньше всего городу Москве платит за аренду земли РЖД - 1 рубль за метр, а вот малое предприятие - 250 тысяч в год за метр. РЖД - у него денег, наверное, не так много как у нас. Это к тому, что говорят как бы нам равные условия для малого бизнеса», - иронизирует Сергей Рак.
Бабур работает в новом ресторане Сергея Светлакова. Огонь в печах загорелся здесь ровно неделю назад. В самый пик всеобщего безумства. Паническое настроение пересилил холодный расчет. И компаньоны решили бросить кризису вызов.
«Мы, конечно, этого боялись, но у нас уже все - стройка, у нас уже закуплены материалы. Мы остановить этого не могли, и потом уже логично поняли останавливать не надо. Это все может оказаться нам большим плюсом. У нас все выходные полная посадка, в будний день перекрыли выручка всех конкурентов. Мы выбрали правильное место, работаем с правильной командой», - рассказывает соучредитель ресторана Сергец Светлаков.
Шоумен с образованием экономиста знает, как и на чем экономить. Все продукты, начиная от мяса, заканчивая специями, куплены на рубли. Либо в России, либо у соседей в Казахстане и Узбекистане. Такие закупки позволяют сделать цены демократичными. А хозяева в борьбе за клиента думают еще удешевить и бар.
«Вообще, такая тенденция: народ будет пить отечественную водку, вина крымские. И все рестораторы будут стремиться переходить на отечественные товары», - прогнозирует соучредитель ресторана Александр Орлов.
Для Светлакова это третий по счету ресторан. До него была неудачная попытка открыть аптечный бизнес. Но увеселительные залы оказались выгоднее. На очереди - открытие еще одной точки в Москве.
Символ ресторана осел. Животное выносливое и не прихотливое. Как впрочем, весь российский бизнес. Несет столько, сколько взвалят. Быть может и кредитную ставку в 17 % тоже осилит. Как знать?