Музыка, заставляющая думать

Источник материала:  
09.10.2010 — Новости Мира
Музыка, заставляющая думатьКонцерт современной джазовой музыки в исполнении группы "ЦезарийКонрадТрио" с успехом прошел на прошлой неделе в Белорусской государственной филармонии.Выступление известных польских музыкантов было организовано в рамках цикла джазовых концертов филармонии и Польского института в Минске.

В составе трио - Цезарий Конрад (барабаны), Марек Напюрковский (гитара), Роберт Кубишин (бас-гитара).

"Они очень востребованы публикой, и не только в Польше, - сказал корреспонденту "БР" журналист Дмитрий Подберезский, открывавший концерт. - Об этом можно судить по тому, насколько активно они выступают с концертами. Это все-таки характеристика класса, который демонстрируют эти музыканты".

По словам директора Польского института в Минске Петра Козакевича, группа "ЦезарийКонрадТрио" - авторский проект Ц. Конрада, в котором лучший джазовый барабанщик Польши выразил себя особенно эмоционально и наиболее ярко представил современный джаз. "И, может быть, это знаковый пример того, что я хочу показывать в Беларуси, - подчеркнул П. Козакевич. - Меня не очень интересуют традиционные проекты. Мы стремимся показать что-то новое".

По мнению П. Козакевича, у белорусской публики несколько стереотипное представление о джазе. "Джаз уже не только фольклорная музыка негров из Америки, это намного больше, - считает он. - За последние десятилетия джаз переосмыслил себя. Сейчас это очень важный для современной музыки жанр. Современный джаз исполняют музыканты с классическим образованием, для которых больше всего важна импровизация в музыке. И нет границ у джаза. Одни музыканты исполняют произведения из классической музыки, другие идут в направлении фольклора, третьи - по пути исполнения, например, церковной музыки, и это тоже будет джаз. Рамки термина "джаз" значительно расширились, и это надо показывать публике".

Возможно, одной из причин традиционного восприятия джаза в Беларуси является некоторое отставание белорусского джаза от темпов развития этого направления музыки в Европе, что, в свою очередь, стало результатом отсутствия системы подготовки джазовых музыкантов.

В итоге, как считает Д. Подберезский, у нас джазовые музыканты существуют не благодаря, а вопреки сложившейся системе музыкального образования.

"В Беларуси единственное высшее учебное заведение, где готовят исполнителей даже не джаза, а популярной музыки, - это Белорусский университет культуры и искусства, - говорит он. - А в Польше - три вуза, в Литве - два. При этом у нас преподавание налажено собственными силами, а там привлекаются специалисты со всей Европы. Вот в этом и кроется причина, почему мы во многом отстаем. Разговор о необходимости создания структуры подготовки в том числе джазовых музыкантов велся еще в 1986 году на выездном пленуме Союза композиторов в Гомеле, но уже сколько лет прошло с тех пор, и ничего не изменилось по большому счету".

"Организаторы концертов, как правило, привозят то, на что гарантированно придет публика, - продолжает Д. Подберезский. - То есть организаторы идут навстречу публике, но они должны и "тащить" публику за собой, показывать ей что-то новое".

"Я думаю, что публика в Беларуси готова воспринимать авангардные проекты, - считает П. Казакевич. - Мне кажется, что если бы в рамках следующего проекта выступил биг-бенд, это не было бы так интересно, как если бы я, например, пригласил музыкантов для совместного выступления с григорианским хором, и не в филармонии, а в кафедральном соборе. В данном случае очень интересно переходить через какие-то артистические, интеллектуальные границы".

"На мой взгляд, джазовые музыканты - элита среди исполнителей, - продолжает он. - Для того чтобы играть джаз, недостаточно знать музыкальную грамоту и виртуозно владеть техникой исполнения. Музыканту надо ориентироваться на короткую фразу, которую он должен расширить своим творческим воображением. Его экспрессия и импровизация демонстрируют не только музыкальное совершенство, эта музыка идет из души и предназначена не исключительно для отдыха и развлечения - она должна оставлять что-то и в душе, и в голове слушателя".

Следующее мероприятие из цикла джазовых концертов филармонии и Польского института в Минске, возможно, состоится в декабре, поближе к Новому году.

←Идеалы, которые притягивают

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика