Небо поделят и проконтролируют
26.04.2010
—
Новости Мира
Многомиллионные потери авиакомпаниям ЕС принесло извержение исландского вулкана Эйяфьядлайокудль. Оно заставило министров транспорта провести внеочередную встречу 19 апреля не вживую, а с помощью Интернета.Отложенные и отмененные рейсы, переполненные поезда и аэропорты, постоянно занятые телефонные линии туристических компаний и офисов продажи авиабилетов - все это лишь краткая характеристика хаоса, который продолжался в Европе почти всю прошлую неделю в связи с непрекращающимся выбросом пепла из ожившего 8 апреля в Исландии вулкана.
Страны, которые открывали свое авиапространство, вынуждены были снова его закрывать при малейшей угрозе повреждения вулканической пылью двигателей пассажирских самолетов. Авиакомпании готовят обращения к национальным правительствам и к Брюсселю с просьбой о финансовой поддержке: потери достигают миллионов евро.
Как отметила Еврокомиссия в специальном заявлении 21 апреля, извержение вулкана показало, что вместо единого воздушного пространства у Евросоюза есть 27 автономных, каждое из которых может принимать самостоятельное решение о запрете полетов над страной. Пионером стала Великобритания, а ее примеру последовали практически все страны, которые так или иначе затронуло облако вулканической пыли.
"В критический для граждан ЕС момент, когда тысячи пассажиров оказались заложниками аэропортов в Европе и за ее пределами, Евросоюз показал свою неповоротливость и неспособность гибко реагировать", - утверждает издание EUobserver.
Только 19 апреля, спустя 4 дня после введения запретов на полеты, министры транспорта по инициативе испанского председательства провели встречу. До того времени ситуацию пыталась контролировать межправительственная организация "Евроконтроль", которая собирала данные об авиамаршрутах от национальных авиадиспетчерских служб 38 европейских стран.
После консультаций с техническими экспертами министры транспорта ЕС предложили: в случае с чрезвычайными ситуациями, подобными нынешней, - разделить небо над Евросоюзом на три зоны: полного запрета полетов, частичного разрешения полетов и полного разрешения полетов.
Это решение вступило в силу с 8.00 20 апреля.
И хотя к концу недели воздушное сообщение Евросоюза восстановилось практически полностью, в Брюсселе не хотят рисковать и оставлять небо над Европой без усиленного контроля. "В этой ситуации было недостаточно влияния Европы", - отметила представитель Еврокомиссии Хелен Кернс 21 апреля.
Нельзя сказать, что Евросоюз не пытался ничего сделать раньше. С 2004 г. разрабатывался специальный пакет мер, который позволил бы улучшить координацию авиапространства Европы. Предполагалось, что его разработка закончится к 2012 г., но теперь очевидно, что меры следует принимать быстрее. Еврокомиссия предлагает создать пост управляющего по вопросам воздушного сообщения, которого наделят полномочиями диктовать авиаполитику отдельным странам.
Кроме того, комиссия опубликовала серию ответов на вопросы, часто задаваемые пассажирами, в которой подчеркнула уже существующие общеевропейские правила перелетов. В частности, в Брюсселе недвусмысленно заявили, что все пострадавшие от отмены или переносов полетов имеют право на компенсацию или перенаправление поездки за счет авиакомпании (в том числе поездом или автобусом), право на информацию и право на обеспечение едой, питьем и проживанием в случае затянувшегося ожидания. Правда, если пассажир выберет денежную компенсацию, авиакомпания больше не несет ответственности за его питание и размещение.
Самим авиакомпаниям тем временем пришлось нелегко. Представитель Международной авиатранспортной ассоциации Джузеппе Бизиньяни заявил, что реакция европейских стран на выброс вулкана была неадекватной, а экономические последствия для авиаиндустрии (которая теряла до 200 млн. USD в день) будут "более серьезными, чем 11 сентября... когда авиапространство США было закрыто в течение трех дней".
Правда, в отличие от ситуации после 11 сентября, эксперты не предрекают потерю доверия путешественников к авиалиниям. Поэтому долгосрочные последствия авиакризиса будут более мягкими, а временные финансовые сложности авиалиний вполне могут быть компенсированы из госбюджета.
Закрытое небо над Европой некоторым принесло и удачу: так, за рейс Шереметьево - Варшава московские таксисты брали по 1.000 EUR, а их лондонские коллеги возили измученных ожиданием бизнесменов в Мадрид за 5.000 GBP.
Страны, которые открывали свое авиапространство, вынуждены были снова его закрывать при малейшей угрозе повреждения вулканической пылью двигателей пассажирских самолетов. Авиакомпании готовят обращения к национальным правительствам и к Брюсселю с просьбой о финансовой поддержке: потери достигают миллионов евро.
Как отметила Еврокомиссия в специальном заявлении 21 апреля, извержение вулкана показало, что вместо единого воздушного пространства у Евросоюза есть 27 автономных, каждое из которых может принимать самостоятельное решение о запрете полетов над страной. Пионером стала Великобритания, а ее примеру последовали практически все страны, которые так или иначе затронуло облако вулканической пыли.
"В критический для граждан ЕС момент, когда тысячи пассажиров оказались заложниками аэропортов в Европе и за ее пределами, Евросоюз показал свою неповоротливость и неспособность гибко реагировать", - утверждает издание EUobserver.
Только 19 апреля, спустя 4 дня после введения запретов на полеты, министры транспорта по инициативе испанского председательства провели встречу. До того времени ситуацию пыталась контролировать межправительственная организация "Евроконтроль", которая собирала данные об авиамаршрутах от национальных авиадиспетчерских служб 38 европейских стран.
После консультаций с техническими экспертами министры транспорта ЕС предложили: в случае с чрезвычайными ситуациями, подобными нынешней, - разделить небо над Евросоюзом на три зоны: полного запрета полетов, частичного разрешения полетов и полного разрешения полетов.
Это решение вступило в силу с 8.00 20 апреля.
И хотя к концу недели воздушное сообщение Евросоюза восстановилось практически полностью, в Брюсселе не хотят рисковать и оставлять небо над Европой без усиленного контроля. "В этой ситуации было недостаточно влияния Европы", - отметила представитель Еврокомиссии Хелен Кернс 21 апреля.
Нельзя сказать, что Евросоюз не пытался ничего сделать раньше. С 2004 г. разрабатывался специальный пакет мер, который позволил бы улучшить координацию авиапространства Европы. Предполагалось, что его разработка закончится к 2012 г., но теперь очевидно, что меры следует принимать быстрее. Еврокомиссия предлагает создать пост управляющего по вопросам воздушного сообщения, которого наделят полномочиями диктовать авиаполитику отдельным странам.
Кроме того, комиссия опубликовала серию ответов на вопросы, часто задаваемые пассажирами, в которой подчеркнула уже существующие общеевропейские правила перелетов. В частности, в Брюсселе недвусмысленно заявили, что все пострадавшие от отмены или переносов полетов имеют право на компенсацию или перенаправление поездки за счет авиакомпании (в том числе поездом или автобусом), право на информацию и право на обеспечение едой, питьем и проживанием в случае затянувшегося ожидания. Правда, если пассажир выберет денежную компенсацию, авиакомпания больше не несет ответственности за его питание и размещение.
Самим авиакомпаниям тем временем пришлось нелегко. Представитель Международной авиатранспортной ассоциации Джузеппе Бизиньяни заявил, что реакция европейских стран на выброс вулкана была неадекватной, а экономические последствия для авиаиндустрии (которая теряла до 200 млн. USD в день) будут "более серьезными, чем 11 сентября... когда авиапространство США было закрыто в течение трех дней".
Правда, в отличие от ситуации после 11 сентября, эксперты не предрекают потерю доверия путешественников к авиалиниям. Поэтому долгосрочные последствия авиакризиса будут более мягкими, а временные финансовые сложности авиалиний вполне могут быть компенсированы из госбюджета.
Закрытое небо над Европой некоторым принесло и удачу: так, за рейс Шереметьево - Варшава московские таксисты брали по 1.000 EUR, а их лондонские коллеги возили измученных ожиданием бизнесменов в Мадрид за 5.000 GBP.