Предметы не для каждого

Источник материала:  
01.03.2010 — Новости Мира
Предметы не для каждогоЕвропейский суд по правам человека время от времени рассматривает жалобы на содержание программ школьных курсов с точки зрения свободы вероисповедания и моральных норм.В начале февраля 2010 г. стало известно, что Министерство образования Беларуси и Белорусский Экзархат подготовили для рассмотрения и утверждения Национальным институтом образования программу факультативного курса "Основы православной культуры. Святыни белорусского народа". Курс предлагается для изучения во всех классах школы.

Слово "факультативный" в Беларуси должно успокоить родителей учеников иных, нежели православная, конфессий. Однако следует помнить, что религиозное и иное "неконвенциональное" образование часто становится поводом для подачи жалоб в Европейский суд по правам человека, в ведении которого в случае вхождения в Совет Европы будет и наша страна.

Норвегия: без христианства, религии и философии.

В 2007 г. в деле Фолгеро и др. против Норвегии Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу родителей норвежских школьников, которые считали, что уроки по предмету "Христианство, религия, философия" нарушают Европейскую конвенцию по правам человека.

С минимальным перевесом Большая палата Европейского суда (девять судей против восьми) обнаружила нарушение статьи 2 протокола 1 конвенции. Эта статья гласит, что "государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей на то, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям".

Остальные 8 судей в особом мнении выступили в поддержку status quo в отношениях между индивидами, государствами и международными нормами в пользу национального государства.

Европейский суд по правам человека обязал Норвегию сменить характер курса с обязательного на факультативный и выплатить 70 тыс. EUR родителям в счет судебных издержек. В своем решении суд отметил, что среди жителей страны могут быть различные верующие и их отношение к религии различается, а составители курса этого не учли.

В решении суда также указано, что программа не отличается объективным, критическим и разносторонним взглядом на предмет изучения.

Турция: алевиты выиграли спор.

В том же 2007 г. суд вынес постановление по делу Хасана Зэнгина против Турции.

Хасан Зэнгин и его дочь Эйлем, последователи исламского религиозного направления алеви, пожаловались на то, что курсы по религиозной культуре и этике в Турции не носят нейтрального характера и несовместимы с секулярной сиcтемой государства. Программа предмета не включала рассказа об алевитах (которые, по разным оценкам, составляют до 20% населения страны) и повествовала в основном об исламе суннитского толка.

Просьба семьи освободить Эйлем от посещения данных курсов была отвергнута администрацией школы, решение которой поддержали национальные суды Турции. Однако Европейский суд постановил, что отказ государственных органов Турции освободить девочку от посещения курсов нарушил вышеупомянутую статью 2 протокола 1 Конвенции по правам человека.

Единогласное решение судей гласило, что турецкое религиозное преподавание "не соответствует критериям объективности и плюрализма и не обеспечивает должной методики обеспечения уважительного отношения к убеждениям родителей".

Суд обязал Турцию привести образовательную систему и внутреннее законодательство в соответствие со статьей 2 протокола 1.

Италия: запрет на распятие.

Иногда мнения судей по поводу религиозного образования вызывают бурную реакцию общественности. Таковым стало решение по делу Лаутси против Италии в ноябре 2009 г. о том, что нахождение христианских распятий в итальянских школьных классах нарушает права родителей на светское образование для их детей.

В своей жалобе мать двоих детей, итальянская гражданка финского происхождения Сойле Лаутси указала, что посещение школы, в каждой аудитории которой находились распятия, оказывало определенное влияние на ее детей.

Суд постановил, что "обязательная демонстрация символа определенной конфессии в помещениях, используемых властями, ограничила право родителей предоставлять образование своим детям в соответствии со своими убеждениями". В решении также указано, что распятия легко интерпретируются школьниками всех возрастов как религиозный знак, и они в состоянии почувствовать школьную атмосферу, несущую штамп определенной религии.

Европейский суд добавил, что такие символы могут "беспокоить учеников, практикующих другие религии, особенно если они принадлежат к религиозным меньшинствам, или атеистов". Сойле Лаутси была присуждена выплата в размере 5 тыс. EUR в качестве возмещения морального ущерба.

Постановление суда вызвало резкие высказывания итальянских религиозных и политических лидеров, которые окрестили его "абсурдным", "отвратительным", "оскорбительным" и "языческим". Министр образования Мариастелла Джельмини заявила, что постановление оскорбляет итальянские традиции, поскольку распятие знаменует не просто символ католицизма, но и символ итальянской культурной идентичности.

Впрочем, суд не обязал итальянские власти убрать распятия из государственных школ. Поэтому правительство заявило, что подавать апелляцию не намерено.

Дания и Германия: сексуальному просвещению дан зеленый свет.

Европейскому суду приходилось рассматривать и жалобы религиозных родителей, не согласных с содержанием светских курсов.

Так, еще в 1976 г. датские семьи (Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании) обратились в Страсбургский суд, недовольные обязательным курсом сексуального просвещения детей, который противоречил их религиозным убеждениям.

Изучив школьный предмет о сексуальном просвещении, судьи Европейского суда определили, что он направлен на снижение числа рождений внебрачных детей предотвращение абортов и профилактику венерических болезней. Суд не обнаружил в содержании курса внушения школьникам конкретных стереотипов: ни поощрения к раннему началу половой жизни либо к предосудительным сексуальным практикам, ни пропаганды того или иного вида сексуального поведения. В итоге права родителей в данном случае не были нарушены, постановил суд.

В своем решении суд указал, что государствам Совета Европы разрешено включать в образовательный процесс информацию или знания религиозного либо философского характера. Права препятствовать этому родители не имеют, поскольку это может поставить под вопрос существование всей образовательной системы, ведь практически все школьные предметы базируются на определенном моральном либо философском основании.

Вместе с тем, постановил суд, государство обязано обеспечить такую школьную программу, в которой бы при подаче информации соблюдались принципы объективности, критичности и плюрализма во избежание внушения конкретных идей.

Спустя 33 года, в октябре 2009 г., Европейский суд по правам человека вынес решение по делу Аппель-Ирранг против Германии. Родители немецкой школьницы пожаловались на обязательный характер предмета по этике, так как, по их мнению, секулярный характер обучения предмету противоречит их протестантскому верованию.

Европейский суд не обнаружил свидетельств того, что программа курса отдает приоритет какой-либо религии либо верованию. Суд заключил, что введением обязательного курса по этике берлинские власти не вышли за допустимые рамки статьи 2 протокола 1, а значит, права на освобождение от курса школьница не имеет.

Россия: православие изучают, но протестуют.

Провозглашение в Беларуси будущего курса факультативным, безусловно, шаг положительный. Он должен позволить избежать напряженной и порой довольно конфликтной дискуссии, которая имела место, к примеру, в России.

С 2006 г. в ряде регионов Российской Федерации в школах начали преподавать "Основы православной культуры", в некоторых - в виде обязательного предмета. Учителями нередко выступали сами священнослужители.

Введение курса вызвало протест со стороны ряда общественных и правозащитных организаций, религий и конфессий. По поводу введения православия и теологии в школах открытое письмо президенту России подписали 1.700 российских ученых.

Принимались ли к рассмотрению Европейским судом заявки российских родителей, чьим детям курс преподавался как обязательный предмет, пока неизвестно. Из-за большого количества заявок многие дела ждут своего рассмотрения годами. Во всяком случае, о таком намерении российских родителей сообщали прессе правозащитные организации.

Особый резонанс получил случай в одной из школ Воронежской области. Там среди первоклашек провели настоящую религиозную церемонию - молебен и православный обряд освящения. Учительница знала, что в классе учится мальчик из протестантской семьи, но его родителям об обряде не сказала ни до его проведения, ни после.

Как впоследствии рассказал родным школьник, одноклассники подталкивали его к кресту, а на перемене обзывали и били. Хотя фактический акт детского насилия был подтвержден учителем и родителями других учеников, Воронежский областной суд нарушения прав ребенка не обнаружил, открыв дорогу родителям в Европейский суд по правам человека.

Если семья заявку в Европейский суд подавала и ее приняли к рассмотрению, то в ближайшем будущем можно ожидать решения по делу Перов против России.

Между тем российские власти уже идут на то, чтобы предотвратить критику со стороны Совета Европы. Летом 2009 г. российский министр образования сообщил о введении образовательной гуманитарной программы, в рамках которой курс "Основы православной культуры" может быть выбран наряду с курсом изучения другой из четырех основных религий, курсом истории всех мировых религий или курсом светской этики.

Исходя из международного опыта можно предположить, что необязательный характер курса "Основы православной культуры" в Беларуси стандартам Совета Европы соответствует. Правда, под вопросом может быть обоснованность существования факультативных курсов лишь по православной культуре и отсутствие предметов по культуре католической, мусульманской и иных, поскольку белорусское общество многоконфессиональное.
←Правоохранительные органы Москвы расследуют загадочное убийство российского миллионера

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика