Ледовое представление
Ледовое представление
Сегодня у хоккейных болельщиков сразу двойной праздник. Во–первых, наконец–то официально открывается очередной сезон в КХЛ (наше «Динамо», правда, стартует завтра). Во–вторых, параллельно начинается двадцатый по счету чемпионат страны. В далекий и полный ухабов путь пустятся десять наших клубов плюс один латвийский (турнир по–прежнему Открытый). Чтобы поближе познакомиться со всеми белорусскими командами и обрисовать предстартовую диспозицию, «СБ» организовала импровизированную административную летучку. Представителям клубов были заданы одинаковые вопросы.
1. Как изменилась команда по сравнению с прошлым сезоном? Какие задачи будет преследовать?
2. Сталкиваетесь ли вы с финансовыми проблемами?
3. Как вы относитесь к введению лимита на игроков старше 28 лет и изменению потолка зарплат?
«Юность» (Минск), генеральный директор Сергей Солонец:
1. Только после завершающей игры сезона можно и нужно будет давать оценку каждому игроку и кадровой политике в целом. Задача — выиграть золотые медали.
2. Бюджет «Юности» сопоставим с прошлогодним, перебоев с финансированием пока нет. О самоокупаемости — тема для отдельного обстоятельного разговора.
3. Наш клуб после принятия регламента чемпионата его не обсуждает, а выполняет.
Комментарий «СБ»
Команда Михаила Захарова лишилась нескольких ведущих игроков. Однако «Юность» — это «Юность». Вечно молодая, горячая и амбициозная. Традиционно — один из фаворитов в чемпионской гонке.
«Неман» (Гродно), начальник команды Анатолий Варивончик:
1. Команда точечно укрепилась. Есть несколько легионеров, еще будем работать в этом направлении. Перед началом прошлого первенства в клубе ставилась задача поскромнее, чем вице–чемпионство. Однако получилось даже лучше, чем мы надеялись, и сейчас вроде как не с руки ставить более скромную задачу, чем борьба за первое место.
2. Амуницию, инвентарь приходится закупать за границей. Получается все едва ли не золотым. По сравнению с прошлым годом цены выросли в несколько раз. Одна клюшка стоит около трех миллионов рублей (было 600 — 700 тысяч), коньки — семь с половиной, восемь миллионов (было что–то около миллиона). Раньше могли себе позволить за раз купить 100 клюшек. Теперь такой возможности нет: возьмешь 10 — 20 клюшек — и все. Коньки приходится старые подшивать, беречь.
3. По возрастному лимиту: я считаю, что это неправильно. Ни одна спортивная держава на такой шаг не идет, а мы, получается, хотим что–то перевернуть в хоккейном мире.
Комментарий «СБ»
В межсезонье «Неман» похорошел. Наиболее громкие приобретения — самые результативные защитники прошлого чемпионата Алексей Баранов и Александр Рядинский, а также латвийский форвард Каспарс Саулиетис. Наверняка среди соискателей «золота» гродненцы окажутся в первых рядах.
«Металлург» (Жлобин), директор Иван Колос:
1. В прошлом году «Металлург» занял третье место, теперь задача выступить лучше. Предпосылки к этому есть. Слабее по сравнению с прошлым сезоном мы не стали. Сохранили 80 процентов состава, усилились. Случались накладки, но в целом трансферной работе могу поставить твердое «хорошо».
2. Перебоев со спонсорской помощью, слава богу, не возникает — зарплату выплачиваем вовремя. Однако экономические трудности не могут не сказываться. Например, планировали провести сборы в Словакии — не получилось. Тренировались дома. Партнеров для спаррингов искали в горячем режиме. Благо найти их было не так сложно: ни один белорусский клуб не смог выехать за границу.
3. По–моему, возрастной лимит — это достаточно спорное решение. О потолке зарплат могу сказать то же самое. Да, можно еще больше понизить эту планку. И к чему мы придем? К тому, что будут играть любители?
Комментарий «СБ»
Выиграв Кубок страны, «Металлург» показал всю серьезность своих намерений. Безусловно, один из претендентов на самые высокие места.
«Шахтер» (Солигорск), директор Леонид Фатиков:
1. В целом трансферную работу могу оценить крепкой «четверкой». Почему не максимум? К сожалению, несколько сильных игроков, от которых у нас было предварительное согласие, подписать не получилось. Причина: финансовые сложности. Наш бюджет на этот календарный год — около 11 миллиардов рублей. А расходы постоянно растут. Но постараемся быть в тройке призеров.
2. У нас своего ничего нет: ни базы, ни дворца. Чтобы заработать на трансферах игроков, нужно иметь нормальный хоккейный рынок. В Беларуси он сейчас очень слабенький. На мой взгляд, без господдержки белорусским клубам не прожить.
3. Сам вхожу в состав исполкома федерации. Когда новшества принимались, голосовал против. Я сторонник здоровой конкуренции. Твердо убежден, что хоккеист может прогрессировать и стать кем–то только рядом с более опытными партнерами.
Комментарий «СБ»
Крепко сколоченная команда, которая по своему потенциалу определенно должна быть на пьедестале. Вопрос — на какой его ступеньке.
«Гомель», директор Виталий Усович:
1. По сравнению с прошлым годом команда стала сильнее. Планка, которую мы будем стараться преодолеть в этом сезоне, однозначно самая высокая. Насколько это будет тяжело? Я считаю, что сейчас пять команд в чемпионате абсолютно равны по силе: «Юность», «Неман», «Гомель», «Шахтер» и «Металлург». Скорее всего, эти клубы и разыграют между собой медали.
2. Приходится корректировать свою работу. Например, этим летом мы не выехали на предсезонные сборы за границу, хотя такие планы были. Насчет выхода на самоокупаемость... Общих концептуальных решений в этом вопросе быть не может.
3. Потолок зарплат и лимит на возрастных игроков оставлю без комментариев. Это — решения федерации, и мы их выполняем.
Комментарий «СБ»
В прошлом сезоне гомельчане не смогли утолить свою жажду побед. Поэтому в этом году будут рвать и метать с еще большим старанием. Козырь клуба — органичный сплав опыта и молодости.
«Брест», генеральный директор Вадим Драчев:
1. В межсезонье команда поменялась на три четверти. Сейчас клуб ориентируется прежде всего на молодежь, воспитанников брестского хоккея. Таково было пожелание губернатора. Ставку на молодежь диктует сама жизнь. Я не раз говорил игрокам, что сначала нужно заработать имя, только потом зарабатывать деньги. Увы, кто–то хочет все и сразу, но мы не можем платить баснословные суммы.
2. Стабильность в плане финансирования, увы, отсутствует. Сейчас оно волнообразное — то деньги есть, то их нет. Это, конечно, негативно сказывается на результатах. До 1 октября перед нами поставлена задача провести реорганизацию клуба в государственное учреждение. Наш бюджет на этот календарный год всего 10 миллиардов рублей. И при этом у нас на балансе ледовый дворец, спортивная школа и две профессиональные команды. Содержать очень сложно: в целом на все уходит около 600 миллионов в месяц. К тому же цены на месте не стоят. Вот возьмем ледовый дворец. Если в прошлом году на все коммунальные услуги тратилось 150 миллионов рублей в месяц, то сейчас только за электроэнергию пришел счет — более 250 миллионов. А еще заработная плата, питание, проживание, проезд, покупка инвентаря... Мы ничего не производим. Зарабатывает только дворец. Магазин, кафе, тренажерный зал, сауна — все работает на пределе возможностей. При этом скажу, что совмещать спорт и заработок очень сложно. Скажем, из–за того, что мы активно отдаем лед под массовое катание, ущемляются интересы детских команд. Одновременно на льду занимаются два–три возраста.
3. Сейчас есть пять клубов, которые финансово стабильны. Туда и идут наиболее мастеровитые игроки. Все остальные комплектуются, можно сказать, по остаточному принципу. Потолок зарплат более–менее уравнивает все команды. Возрастной лимит? Палка о двух концах. С одной стороны, наверное, здорово, когда молодые получают шанс. Ко мне не раз подходили ребята из фарм–клуба и говорили, зачем мы тренируемся, если не можем попасть в экстралигу? Сейчас у них больше возможностей себя проявить. Но, с другой стороны, молодежь не всегда может показать зрелищный, содержательный хоккей. А значит, в проигрыше остаются болельщики.
Комментарий «СБ»
Измученный финансовыми тяжбами «Брест» в новый сезон вступает без долгов перед хоккеистами. Однако коренная прополка состава, затеянная в межсезонье, вряд ли пройдет безболезненно.
«Химик–СКА» (Новополоцк), генеральный директор Сергей Процко:
1. Когда в июне я приступил к своим обязанностям, клуб имел огромный долг — более миллиарда рублей. По кредитам, покупке формы, заработной плате. Пришлось пересмотреть смету, от некоторых приобретений, которые мы ранее хотели сделать, пришлось отказаться. Команда в нынешнем сезоне обновилась практически наполовину, сделали ставку на воспитанников новополоцкого хоккея. Наша хоккейная школа — одна из старейших в стране. Да, сейчас наблюдается некоторый перегиб в сторону молодых, однако и пятерка опытных хоккеистов тоже есть. Задачи на сезон? Все четко осознают, что чемпионат разобьется на две группы. В первую войдут пять клубов с хорошими бюджетами. Все остальные будут бороться за оставшиеся места в восьмерке. Отсюда и вытекает наша задача — попадание в плей–офф.
2. Финансовые проблемы, конечно же, коснулись. Вынуждены были урезать зарплаты хоккеистам. С каждым игроком индивидуально велась кропотливая работа. К сожалению, другого выхода просто нет. Нужно экономить. У нас в уставе оговорено несколько видов деятельности, пытаемся зарабатывать: общественное питание, услуги стоянки, предоставление транспорта, сдача в аренду помещений, массовое катание, прокат спортинвентаря. Недавно открыли лицензию на медицинскую деятельность. Но все равно этого недостаточно. Заработанное пока покрывает всего 10 — 15 процентов того, что расходуется.
3. По поводу потолка зарплат — уверен в правильности таких подходов. Уровень белорусских игроков не всегда настолько высок, чтобы платить большие деньги. На команду у нас уходит немногим более 50 тысяч долларов в месяц в эквиваленте по курсу Нацбанка, и это с учетом налогов и отчислений на зарплату. В фарм–клубе фонд заработной платы около 25 миллионов белорусских рублей. Возрастной лимит? Сложный вопрос. С одной стороны, да — дорога молодым, это хорошо, но с другой — опытным ребятам тоже нужно где–то играть...
Комментарий «СБ»
Один из лидеров белорусского хоккея середины 90–х нынче переживает не лучшие времена. В последние годы текучка кадров в «Химике–СКА» ужасная: меняются тренеры, игроки, руководители. Такая неразбериха никак не способствует достижению высоких результатов.
«Могилев», директор Алексей Минкин:
1. По сравнению с прошлым сезоном команда поменялась наполовину. Одна из причин — финансовые проблемы. Ушли более опытные игроки, мы привлекли молодежь из фарм–клуба. Средний возраст команды сейчас 22 — 23 года. На становление, безусловно, потребуется время. Будем работать. Планы на чемпионат? Скажу так — постараемся показывать хорошую игру. На что нам по силам претендовать, покажет время.
2. Недостаток денег не может не сказываться на закупках амуниции. Работаем в долг, терпим, бережем, ремонтируем и так далее. В прошлом году хоккеисты играли без премиальных выплат. Была только заработная плата. В этом году премиальные тоже пока не просматриваются. А ведь это стимулирование команды. Есть долги перед предприятиями за инвентарь и оборудование. Заработная плата тоже не самая высокая. Самоокупаемость? Чтобы заработать, нужно сначала что–то вложить. А что мы можем? Думаем, будем искать варианты...
3. Насчет зарплат можно долго говорить, сравнивать клубы ближнего, дальнего зарубежья. Скажу одно — каждый игрок должен получать столько, на сколько он действительно нарабатывает, чего достоин.
Комментарий «СБ»
После лихорадочного межсезонья от могилевчан трудно ждать больших свершений. Наиболее вероятный сценарий развития событий: клуб осядет внизу турнирной таблицы.
«Витебск», заместитель генерального директора Михаил Богрунов:
1. В межсезонье «Витебск» обновился примерно на 50 процентов. Мы пошли на омоложение состава. Из–за проблем с финансированием не можем себе позволить приглашать хоккеистов с финансовым аппетитом. Сейчас почти весь клуб — это молодые ребята, много воспитанников витебского хоккея. Опытных игроков только двое: Павел Волчек и Егор Цуриков. Средний возраст команды — всего 22 года. Конечно, придется трудно. Но когда было легко? Несмотря ни на что, все равно ставим задачу — попадание в плей–офф.
2. У нас есть один магазин, сейчас хотим открыть второй. Еще планируем запустить шиномонтаж, возможно, расширим стоянку. Стараемся как–то выжить, но нам очень тяжело. Богатых спонсоров нет. А по сравнению с прошлым сезоном все подорожало в несколько раз.
3. Потолок зарплат? Да, есть клубы, которых это затронуло. А у нас что? Зарплатная ведомость команды ограничивается суммой, эквивалентной 25 тысячам долларов в месяц. Так что нам до потолка в 75 тысяч как до Луны... Насчет возрастного лимита, думаю, число хоккеистов, старше 28 лет, можно было бы ограничить и пятью.
Комментарий «СБ»
Компанию «Могилеву» в решении приземленных задач, скорее всего, составит «Витебск». В межсезонье по клубу словно прогулялся смерч, вырвавший из коллектива большую группу ключевых хоккеистов.
«Лида», директор Александр Крыскин:
1. Ясно, что полностью собрать команду за месяц–полтора — это нереально. Поэтому комплектование будет продолжаться и дальше — до конца заявочного периода. Думаю, что изменения еще произойдут, и заметные. Сейчас нам не хватает опытного защитника, центрального и крайнего нападающих. В Кубке Беларуси сыграли достаточно неплохо, но обольщаться нельзя. Планы на дебютный сезон строить сложно. Но думаю, реально можем побороться за шестое место. Хотя главное — это формирование цельной инфраструктуры, постепенное и планомерное развитие. Вот, скажем, сейчас в Лиде существует отделение хоккея, в будущем хотим создать полноценную детско–юношескую школу. И зарабатывать нужно начинать.
2. Конечно, не жируем, экономим. Но вступаем в новый сезон с высоко поднятой головой. Команда полностью одета, обута... Поставщики инвентаря в чем–то пошли навстречу, рассчитываемся с ними поэтапно. Автобус команде недавно подарили. Да, не все просто. Но интерес к хоккею в Лиде есть. На первый домашний матч мы продали около 700 билетов, во время последнего дворец, вмещающий 1.100 зрителей, был заполнен уже почти до отказа. А билеты, между прочим, — 10.000 рублей. Будем стараться и дальше привлекать людей на трибуны.
3. «Лида» делает ставку на молодых хоккеистов — в основном это 88–й, 89–й, 90–й годы рождения. Поэтому нас, по большому счету, лимит на возрастных игроков не коснулся. Но если хотите мое мнение... Мне кажется, лишать человека работы в 28 лет только из–за возраста — это неправильно.
Комментарий «СБ»
Непростое это дело — собирать клуб буквально по крупицам. В «Лиде» этим занимались на протяжении всего межсезонья. Пожалуй, самая загадочная команда чемпионата.
Справка «СБ»
Открытый чемпионат Беларуси 2011/2012 года проводится в два этапа. С 7 сентября по 1 марта команды играют по круговой системе в пять кругов согласно утвержденному календарю игр. Определяются восемь клубов, которые выходят в плей–офф. Далее в матчах на выбывание определяется чемпион страны. Помимо белорусских клубов, участие в чемпионате принимает «Металургс» из Латвии.
Автор публикации: Юрий БАКЕРЕНКО