Сохранились через испытанья
Сохранились через испытанья
На командном чемпионате Европы, который прошел в минувший уик-энд в Стокгольме, все для белорусской сборной завершилось хорошо. Команда, возглавляемая Анатолием Бадуевым, выполнила стоявшую перед ней задачу: заняла девятое место и сохранила прописку в Суперлиге.
В Великобритании в 2013 году континентальная элита королевы спорта вновь включит в себя белорусских атлетов. Однако борьба в шведской столице протекала нервно и напряженно.
И это еще мягко сказано. По сути дела, у КЧЕ в преломлении на наши интересы получились два разных дня. Солнечная суббота вселила немало опасений за судьбу сборной. Дождливое воскресенье, наоборот, выправило ситуацию, хотя интрига в борьбе за выживание сохранялась до последнего вида соревновательной программы — мужской эстафеты 4х400 м. К счастью, все обошлось: и сами белорусы, и соперничавшие с нами чехи заработали дисквалификацию за нарушение правил, хотя занятое конкурентами место в любом случае не спасало их от прощания с Суперлигой.
РОЖДЕНИЕ НОВЫХ ЛИДЕРОВ
Конечно, чувство тревоги, отпустившее только в конце воскресной программы КЧЕ, изрядно потрепало переживаниями нервную систему. Однако, во-первых, хорошо то, что хорошо кончается. Во-вторых, приятно осознавать, что белорусскую сборную в Стокгольме вытащили на девятое место талантливые молодые атлеты, перед которыми, как и хотелось изначально Бадуеву, стали открываться олимпийские перспективы. В первую очередь, речь идет о спринтерах — Алине Талай и Александре Линнике.
На старт барьерной «сотни» белорусская бегунья вышла в ситуации, близкой к угрожающему статусу. Итальянская сборная все дальше и дальше отрывалась от нашей команды, а перспектива конкуренции за девятое место с чехами просматривалась совсем слабо. Дело пахло керосином, что подкреплялось впечатлениями от нескольких предыдущих дисциплин. Например, от мужского бега на 800 м, в котором Ананенко не сумел вырезать финиш у своего итальянца. И вот Талай. С одной стороны, расслабленная Алина и улыбнулась, и передала привет, и состроила занятную «козу». Но с другой — было заметно, что несмотря на неудобоваримую промозглую погоду, она буквально звенит. Натянутая струна, да и только. Бег Алины — уверенный, красивый, агрессивный и техничный — подтвердил эти ощущения. В своем забеге «А» она первенствовала категорически, уступив лишь три сотые секунды россиянке Дектяревой, стартовавшей в слабейшем секстете. О чем можно было горько сожалеть, ибо в очной конкуренции и результат Талай мог быть выше, хотя это в формате КЧЕ и при ненастных погодных условиях — не главное, и, кто знает, — возможно, Алина бы праздновала викторию. Но в любом случае она на славу потрудилась в Стокгольме, достойно пробежав и свой этап в субботней эстафете 4х100 м. Утверждение Талай на международном уровне, считайте, состоялось. Но при этом…
— Недовольна ни временем, ни занятым местом, — сказала сама Алина. — Если бы бежала в одном забеге с россиянкой, то, конечно, боролась бы за победу. Настраивалась на совсем другие секунды, но, наверное, сказались погодные условия.
Теперь о Линнике. Александр в субботу нормально отработал на «сотне», а в профильную эстафету тренеры его мудро не включили. Он вряд ли смог бы вытащить белорусов из «болота», а так сберег силы на коронные 200 м. В забеге «В» Линник блестяще промчался первые 150 метров, чтобы терпеть и чуть-чуть умирать на последнем «полтиннике». Получилось — третье итоговое время. Плюс на одну сотую секунды опередив чешского спринтера, что уже имело глобальное значение.
— Доволен тем, что удалось показать лучший результат сезона на этом чемпионате, — пояснил Александр Линник. — Холодная погода меня не испугала. Мы тренировались, готовились и настраивались на хорошее время. Возможно, показал бы еще лучший результат, будь в Стокгольме в воскресенье теплее.
А окончательно оставил белорусов в Суперлиге прыгун тройным Плотницкий, которого вряд ли накануне соревнований на Олимпийском стадионе многие видели в роли спасителя отечества. Но Дмитрий очень вовремя и к месту сказал свое веское слово. Сектор для «тройного» продувался в Стокгольме сильными порывами попутного ветра, что не могло не сказаться и таки сказалось на разбегах спортсменов и, как следствие, дальности полетов. Приспособиться к такой «помощи» в спину удалось считаным единицам. У Плотницкого все сложилось уже в первой попытке. Прыжком на 16,81 при ветре «+3,8 м/с» он деморализовал большинство соперников, захватив лидерство и получив возможность для риска. Увы, больше зачетных попыток у Дмитрия не случилось, а в последней четвертой серии его лишил победы итальянец Шембри, чьи «паруса» надул порыв «+4,5 м/с». Но, в любом случае, именно 11 очков Плотницкого создали белорусской сборной задел, необходимый в конкуренции с чехами.
Правда, соперник еще рассчитывал выжить, благодаря женской эстафете 4х400 м, в которой на первый этап выставил реактивную Росолову (второе место в личном старте), а на последний — великолепную Хейнову, установившую рекорд страны и выигравшую субботний бег на 400 м с/б. Но и белорусский квартет сражался отчаянно: много чешки не отыграли, а, в принципе, наши бегуньи могли и опередить конкуренток. Однако в те минуты главное заключалось в сохранении прописки в Суперлиге.
НЕ НА МАКСИМУМЕ
Но дело, разумеется, можно было не доводить до такой волнительной развязки. Однако в субботу белорусская сборная ограничилась только одним призовым местом, причем наш лидер Андрей Михневич вряд ли остался доволен как третьей позицией, так и показанным результатом — 20,40. Для него это не метраж, пусть сектор в Стокгольме вообще был неудобен для богатырей, ибо ни поляк Маевски, ни молодой победитель — немец Шторль не покорили 21-метрового рубежа. Но, положа руку на сердце, признаем: от Андрея ожидали большего.
Увы, кое-кто из гипотетических лидеров разочаровал гораздо круче Михневича. Например, метатели молота Матошко и Кривицкий, которым сам Бог велел быть в призерах КЧЕ. Но в общем банке оказались лишь обидные четвертые места при посредственных результатах. Причем такой опытный атлет, как Кривицкий, не может сослаться на сложнейшие погодные условия — они были равными для всех, однако немец Эссер метнул за 79 м, а белорус не достиг 77 м, проиграв несколько жалких сантиметров поляку и украинцу.
Не получились соревнования и у Провалинской-Карольчик — еще одна «деревянная» медаль, при этом проигрыш итальянке Росе, что на тот момент было очень принципиально. Янина сослалась на метеорологию.
— Худшие погодные условия для соревнований и представить сложно, — сказала олимпийская чемпионка-2000. — Проблема даже не в том, что было холодно, а в том, что дождь лил стеной. Вещи, обувь — все мокрое, и пока ждала своей попытки, сильно мерзла. Сектор был очень скользкий. Вытираешь ядро, но пока выходишь в круг, оно уже опять становится мокрым и норовит удрать из рук.
Погода явно сказалась на выступлении лидера мирового сезона в женской длине — Шутковой. После выполнений своих прыжков Вероника незамедлительно прижимала руки к груди, чтобы быстренько бежать утепляться. Но в любом случае от нее требовалось большее, чем пятое место, не предоставившее права на четвертую попытку, которой удостаивался лидерский квартет. Так что пока Шуткова свой прыжок на 6,95 в рамках Кубка страны не подтвердила на международной арене. Однако надо работать и верить в свою звезду.
— Результатом недовольна. Накануне на тренировках показывала совсем другие результаты, — пожаловалась Вероника. — Но в воскресенье было очень холодно, а я плохо переношу такую погоду.
Не вызвал полного удовлетворения и бег Арзамасовой на 800 м. И дело заключается не только в том, что Марине не удалось на сей раз разменять две минуты. Показалось, что она совершила тактические ошибки, поведя бег, но не найдя в этом для себя выгоды, что затем и было признано самой спортсменкой.
— Хотела обязательно выиграть этот забег. Очень расстроена, что не получилось. Начала первые 400 метров слишком быстро, и меня немножко не хватило на финише.
Но, увы, были и более глубинные разочарования, и очень далекие, и даже последние места. И ладно, когда Полуян пробежал 400 м с лучшим для себя результатом в сезоне, а Юрченко (1500 м) вовсе установил «личник», как и Чеберяк (5000 м), и Куделич (3000 м), и Тивончик (шест). Или взять парней из мужской эстафеты 4х100 м, в которой Рябов, Гоман и Трафимович впервые выполнили норматив мастера спорта. Они сделали все, что могли — и никаких претензий, напротив, благодарность. Но случились и откровенные провалы — диск, копье, мужская длина, стипль-чез… И уж вовсе расстроила Шведова, впервые защищавшая честь Беларуси на командных соревнованиях. 4,25 для такого мастера, как Настя, — не результат. Тем более что соперницам покорилась планка на полметра выше. Шведова обязана исправляться, восстанавливая репутацию.
ЕСТЬ ГЛУБИНА СОСТАВА
Но мы выстояли, что хорошо уже само по себе. Кроме того, произвело впечатление то, как практически все белорусские бегуны настраивались на борьбу. Возможно, Арзамасова и погорячилась с темпом на своем первом круге, но то, что и она, и остальные белорусы стремились находиться в голове группы — факт позитивный. Пускай не все выдерживали скорости, но в любом случае это являлось свидетельством настроя. И многие важные очки оказались добыты благодаря такой стратегии.
Понравился на «полуторке» бег Натальи Корейво, чье четвертое место укрепило белорусские позиции в споре с чехами.
— На такое время и настраивалась, хотя все-таки рассчитывала быть в тройке сильнейших, — сказала спортсменка. — Я недавно вернулась со сборов в Кисловодске, где хорошо поработала над повышением выносливости. Но пока не хватило спринтерского финиша. Сезон только начинается, и именно над этим и будем работать.
Заслужила похвалы и наша высотница Богданович, которая в ужасных условиях взяла свои законные 1,85, чего не удалось многим более рейтинговым соперницам. А Тивончик? Из-за дождя соревнования шестовиков оказались перенесены в манеж, но в этой стрессовой ситуации наш парень не дрогнул и повторил «личник» — 5,40. Из этих крупиц и сложился наш результат, за который надо сказать спасибо и тренерскому составу, и всем спортсменам — даже явным неудачникам. В конце концов, «баранка» в Стокгольме была лишь одна, да и то в ситуации, когда накатила волна радости. Легкоатлетическая Суперлига и белорусская сборная — по-прежнему неразделимы.
Руслан ВАСИЛЬЕВ, Сергей СЕРОВ