Напрасные слова
Напрасные слова
Концовка марта стала одним большим разочарованием для всех белорусских болельщиков. Практически все надежды, которые грели душу с осени благодаря небывало удачному по очковому набору старту отборочного турнира, были жестоко растоптаны албанскими бутсами.
Контрольным выстрелом в сердце поклонников белорусской национальной команды стало вторничное поражение в товарищеском матче от Канады. Еще до начала подготовки к матчу в Албании Штанге, видимо, просто скрывая свои нехорошие предчувствия за привычной улыбкой оптимиста, постелил себе целый сноп соломы на случай вероятного падения. Журналисты не услышали толковых объяснений, как тренер собирается выходить из сложной кадровой ситуации, как планирует остудить пыл сверхмотивированного соперника. Он сразу начал генерировать оправдания возможной неудаче, которая 26 марта стала явью. Основой щита, которым Штанге собирался прикрыться от огня критики, стали кадровые потери и календарь: мол, в марте большинство белорусских игроков еще не набрало форму.
Цифра «семь» (количество отсутствовавших игроков), за которой прятался Штанге, действительно выглядела внушительно. Да и фамилии игроков, не приехавших в Тирану, оказались звучные — Жевнов, Юревич, Александр Глеб, Калачев, Кутузов, Корниленко, Родионов. При этом немец почему-то не упоминал в своих высказываниях, что в октябре в матче с тем же соперником он прекрасно обошелся без трех игроков из этого списка: Глеба, Кутузова и Корниленко. Можем отнять также Юревича, сыгравшего тогда всего три минуты в самой концовке. Да и Жевнова, которого в Тиране прекрасно заменил Веремко и мог продолжить сухую серию наших вратарей в отборочном турнире, если бы не…
Вот так пугающая цифра «семь» сокращается до вполне приемлемых двух, в остатке имеем Калачева и Родионова. Значит, это из-за их отсутствия сборная продемонстрировала тот ужас, что мы видели в субботу; да, герр Штанге? Вот только, судя по кошмару, увиденному на «Камель Стафа», Родионов, скорее всего, как и Глеб-младший, оказался бы в нападении отрезанным ломтем. Разве что проявил бы наверняка большее рвение в попытках зацепиться за мяч и напрячь защитников. Калачев? Да, наверное, человек такого склада характера мог как-то завести партнеров. Либо разнервничавшись от всеобщего бессилия и ступора, заработал бы красную карточку.
При этом Штанге, жалуясь на нехватку игроков, оставил без внимания большой резерв, который можно было заметить, пойдя наперекор своим привычкам. Наставник поехал в Албанию с двумя нападающими, но разве в нашем чемпионате, кроме Глеба, Ковеля, травмированного Родионова и набравшего лишний вес Юрченко, больше нет форвардов? Да тот же Комаровский мог оказаться совсем нелишним. Другие позиции тоже можно было укрепить. Например, бойцом Володько. Пускай бы ребята доказывали на сборе свое право находиться в составе.
Теперь о якобы неудобном для сборной Беларуси времени года. Тяжело было БАТЭ противостоять «Пари Сен-Жермену» в феврале, и то борисовчане показали очень достойную игру. А в конце марта играть можно.
Журналист «СП» на пресс-конференции, состоявшейся перед отъездом сборной в Анталью, неспроста напомнил Штанге, что мы уже более 10 лет не проигрываем в марте-апреле. Немецкий специалист и сам мог убедиться, что в это время года наша команда способна показывать хороший футбол, когда она боевой ничьей 2:2 завершила товарищеский матч с Турцией, а через год разгромила в гостях Казахстан — 5:1. При других наставниках она в эту пору тоже показывала приличную игру и результаты. Были памятные 1:1 в Италии при Вергеенко, эпическая победа над норвежцами и стратегически важная ничья с украинцами Лобановского при Малофееве, а команда Байдачного осталась непобежденной в Словении, сохранив хорошие шансы на продолжение борьбы за путевку на чемпионат мира. К этому времени года футболисты, выступающие в России, уже получают соревновательную практику. При этом большинство из них играют за команды-середняки, которые тренеры выводят к началу сезона на пик формы, потому что на старте стараются обеспечить себе хороший очковый багаж, бодаясь на равных с раскачивающимися фаворитами. На нехватку игровой практики могли пожаловаться футболисты белорусского чемпионата, коих в Тиране в основном составе вышло только двое — Глеб да Шитов. Хватало, конечно, тех, кто в своих командах выходит только на замену, но в таком случае почему не были задействованы Сосновский и Жавнерчик, играющие постоянно?
Ссылка на потери и отсутствие игровой практики у некоторых футболистов могла бы сработать, если бы наш соперник находился в лучшей ситуации, но это не так. Албанцы, как известно, недосчитались двух защитников. Кроме того, капитан «красно-черных» Лала в своем «Ганновере-96» выходил на поле всего шесть раз за весь сезон и самое большее на 20 минут. Скела успел только два раза сыграть за польскую «Арку». Булку в хорватском «Хайдуке» играет в среднем через матч. И эти люди вчистую переиграли нас в центре поля!
Вспоминаются слова Анатолия Капского на заседании исполкома, когда было решено пролонгировать контракт с немцем на еще один отборочный цикл. Руководитель БАТЭ заметил, что Штанге постоянно пеняет на внешние факторы. Действительно, внятных объяснений по игре, о том, какие тактические просчеты были допущены, о чем, например, не боялись говорить Байдачный или Пунтус, от него не дождешься. Вот и сейчас даже после матча так и не стало понятно, каким был план на игру у сборной Беларуси.
Недонастрой футболистов был слишком очевиден, чтобы отрицать его наличие. Может, все же стоило тренироваться в наших суровых белорусских условиях, а не под расслабляющими турецкими солнечными лучами вдали от требовательных взглядов журналистов и болельщиков? Но ведь и тактически команда была совершенно не готова противостоять албанцам. За весь матч ей удалось провести одну-две внятные контратаки. Между защитниками, опорниками и атакующими полузащитниками существовал какой-то вакуум, который заполняли слаженно прессингующие албанцы. Едва белорусским защитникам удавалось отобрать мяч, как Кривец, Кисляк, Путило сразу убегали вперед за спины соперников. Оборона, упрямо стараясь использовать короткий и средний пас, не могла доставить мяч в атаку. Пускай бы уже сборная перешла на откровенный примитивизм, играя длинными забросами, возможно, действуя в такой манере, удалось бы создать хотя бы несколько голевых моментов у чужих ворот. В таком «бей-беги» особенно появился смысл, когда на поле вышел быстроногий Ковель. Ведь получилось же у Омельянчука однажды запустить Леонида в отрыв, в результате чего по воротам албанцев был нанесен самый опасный удар за всю игру.
Увы, тренерский штаб не смог изменить ситуацию на поле. Возможно, даже не пытался, приняв решение, что и 0:0 будет приемлемым исходом. Замены ведь тоже производились по понятной одному только Штанге логике. Нехайчик, побывавший с БАТЭ в разных серьезных переделках и столько раз выручавший борисовчан в решающие моменты матчей, слетал в Тирану туристом, хотя Георгий Кондартьев рад был бы видеть его и у себя в составе в товарищеском матче «молодежки» с чехами. А в кульминационный момент, когда нужно было спасать игру, на поле вышли Быченок и Ситко. Может, в роковой ошибке Мартыновича, приведшей к убийственному выстрелу Салихи, стоит увидеть и положительный момент, — она не позволила делать хорошую мину при плохой игре, как было после домашнего матча с Румынией.
Только турнирные перспективы теперь совсем безрадостные. Сборная Беларуси перед решающими матчами отборочного турнира лишила себя права на ошибку, а боснийцы уже опережают нас по потерянным очкам. Вся ценность победы в сентябре над французами исчезла из-за потери пяти очков с люксембуржцами и албанцами, где был необходим максимум. Но все к этому и шло. Раньше бессистемную невнятную игру удавалось маскировать статистикой, турнирным положением и ростом рейтинга. Кстати, он вдруг почему-то стал не важен для главного тренера. Подозреваю, Штанге понимал, что в реестре ФИФА Беларусь достигла своего пика, а следовательно, в дальнейшем ее ждет только падение. Но на поверку король оказался голым. Реалисты ждали подобного фиаско, теперь и оптимисты почувствовали неладное.
За неимением никого лучшего на сию пору из свободных тренеров, Штанге, конечно, продолжит работу до июньских матчей. Тем более и федерации, в которой вот-вот должна произойти смена власти, наверное, сейчас не до того. В июне после молодежного чемпионата Европы освободится Кондратьев, да и новое руководство БФФ сможет, наверное, подготовить еще несколько вариантов. Поэтому шанс на чудо у Бернда есть. Но при прежнем отсутствии прогресса в тренерской мысли встреча с тупиком все равно неизбежна.
Петр ЗАЯЦ