На ковер выходят амазонки

Источник материала:  
30.03.2011 20:03 — Новости Спорта
На ковер выходят амазонки

На ковер выходят амазонки

Сегодня на чемпионате Европы по борьбе в Дортмунде на ковер выйдут амазонки в трико. В преддверии старта специальный корреспондент «СП» на континентальном форуме побеседовал с главным тренером белорусской сборной Олегом РАЙХЛИНЫМ.

— Прежде всего позвольте спросить о дороге и условиях размещения…

— Железнодорожный переезд в эту часть Германии, в принципе, нами хорошо освоен. Неоднократно ездим на турнир в Дормаген, поэтому обошлось без приключений. Никаких отрицательных эмоций и запредельной усталости. Что же касается второй части вопроса — размещения, то скажу откровенно: довольны не всем. Нашу команду поселили в самый дальний отель для участников соревнований. А учитывая, что питание — обеды и ужины — хозяева организовали непосредственно в зале, с этим связан ряд неудобств. Во-первых, мы не можем добраться до «Вестфаленхалле» пешком, как, например, живущие в другом отеле мужчины-«вольники». Во-вторых, расселение, на мой взгляд, абсолютно не соответствует заявленным суммам. В номерах нет холодильников. Вкупе с первым пунктом — это проблема. Судите сами: взвешивание проходит полчаса с 18.00. Ужинают девчонки до семи вечера, а потом мы уезжаем в свой далекий отель, и следующий прием пищи — завтрак. А ведь до взвешивания идет сгонка веса, и после прохождения процедуры допуска к состязаниям у девушек банально разгорается аппетит. И дело, естественно, не в продуктах — где их хранить? Может это кому-то покажется капризом, но с таким подходом не соглашусь: у нас нормальные претензии профессионалов, за которых заплатили очень солидные деньги.

— Состав сборной в Дортмунде можно условно разделить на две части: опытные спортсменки — Иванова, Хилько и Марзалюк плюс квартет молодежи.

— Все в этом мире относительно, включая и опыт, и молодость. (Улыбается.) Но в целом вы, безусловно, правы. Придерживались трех основных критериев отбора: состояние здоровья, выступления на Кубке страны и на турнире на призы Александра Медведя. Также, разумеется, учитывалось, как относились спортсменки к тренировочному процессу, насколько они были серьезны. Ибо случись какая-нибудь ситуация — и не стал бы смотреть на регалии, на промежуточные успехи, ибо нынешний сезон — это сезон лицензионного чемпионата мира. А все наши мысли и устремления связаны в первую очередь с отбором на Олимпиаду-2012 в Лондоне.

— Тем более что у нас есть и перспективные спортсменки, и связанные с ними позитивные надежды. Пускай чемпионат мира-2010 в Москве и принес команде сплошные разочарования, но можно допустить, что это произошло весьма вовремя.

— Разделяю ваш взгляд на современную ситуацию в белорусской женской борьбе. Возьмите, например, Ванессу Колодинскую (48 кг). Очень талантлива, боевита, со спортивной харизмой. Проходи она Игры в 2014 году, точно была бы среди основных претенденток на медали. У Колодинской пока есть технические изъяны — это следствие условий, в которых она работала ранее, но эти недостатки устранимы. Сейчас Ванесса занимается у хорошего наставника Артура Зайцева, дающего ей много и ведущего правильной дорогой. Поэтому ее прогресс — вопрос времени. Впрочем, Колодинскую уже сейчас можно причислить к лидерам команды. Вспомните, насколько ярко она боролась на турнире Медведя.

— Призер уже далекого чемпионата мира в Гуанчжоу, Мария Иванова, хозяйка в категории 51 кг?

— Безусловно. После «холодного душа» в Москве у Маши вижу прогресс. Она очень хочет вернуться на прежний высочайший уровень, благо глобальные проблемы со здоровьем, преследовавшие Иванову, похоже, позади. Колоссальной работоспособности человек. Машу необходимо сдерживать, ей постоянно кажется, что она мало работает. Не всегда это хорошо, но мы ее контролируем.

— Тем более это лучший вариант, чем противоположный, особенно в ситуации после московского чемпионата мира.

— Вот именно! Поэтому основной задачей тренерского штаба считал нейтрализацию того негативного психологического фона, накрывшего сборную в прошлом сентябре, когда действительно случился провал. Ведь что произошло в Москве? Мы не проигрывали в техническом отношении, однако в настрое, жесткости мышления на ковре — однозначно уступали. Поэтому в Дортмунде мы получим первые ответы на вопрос: что нам удалось сделать в этом направлении. Но, безусловно, чемпионат Европы — и отличная проверка функциональных возможностей. На турнире Медведя, по общей комплексной оценке наставников и медиков, все и все выдержали. Но, во-первых, там было 2 килограмма допуска, а во-вторых, родные дома и стены помогают. Здесь же будет более объективная картина.

— К слову, Хилько вернулась в 63 кг…

— Да. Но это «родной» вес Ольги. В Москве она боролась в следующей категории, закрывая, по сути дела, дыру в составе. Причем делала это с застарелой травмой. Сгоняй она вес до 63 кг, существовала бы опасность, что здоровье могло и подвести.

— Каково самочувствие Ольги сейчас?

— Рвется в бой. Подвижки заметны. Как и у Марзалюк (72 кг). Ведь у Василисы есть все, а проблемы идут от головы. Ее слабое место — психологическая устойчивость. Она может выдать на-гора превосходную схватку, но вдруг меняется на глазах, ведя себя на ковре чересчур плавно, по-женски. Об этом постоянно с ней говорим. Заставляю бороться Василису жестче. Кстати, для этого на последнем перед Дортмундом сборе привлекли к тренировкам четырех ребят. Один из этих мальчиков работал в спаррингах с Марзалюк.

— И как Василиса?

— Нормально. Она же все понимает. Спрашиваю: «Где ты видела таких вальяжных, «мягких» спортсменок, какой бываешь сама?» Ответ следует отрицательный: дескать, в топ-листе таких нет. Поэтому вывод: хочешь достигнуть результата — обязана перестроиться. Не без труда, но понимания достигли. Впрочем, в команде нет разногласий. В группу молодежи вы отнесли Гончар и Савеню, но им все-таки уже по 22 года. А в борьбе взросление проходит быстро.

— Тем не менее…

— Да, у них все еще впереди. Та же Гончар (55 кг) стала третьей на недавнем минском турнире, выиграла Кубок Беларуси. Но следует помнить, что у нас есть Филиппова, однако Алене никак не удается восстановиться после травм. Вопрос стоял ребром: или мы рискуем здоровьем лидера на чемпионате Европы, или сохраняем ее на лицензионный «мир» в Турции. Разумеется, предпочтение было отдано второму варианту. Гончар же была первой в пресловутом листе ожидания, доказав свою состоятельность на Медведевском турнире. У Кати порядок с техникой, но и у нее основная задача — совладать с психикой. Это для нее главное, основа.

— Седакова?

— На чемпионате мира в Москве Залина боролась в 55 кг и оставила о себе симпатичное впечатление. Но в Дортмунде она закроет 59 кг. Впрочем, Седакова показала себя человеком, жаждущим достичь результата, неплохо выступив и на престижном американском турнире Шульца. Не лентяйка. Напротив, трудоспособная спортсменка, имеющая внутреннюю мотивацию. Второе место в Минске — еще один шаг вперед. Да и рядом — если вывести за скобки Филиппову, выступавшую и в этом весе — увы, никого нет.

— Анна Савеня (67 кг)?

— Она два года назад стала пятой на молодежных «Европе» и «мире», но затем последовал спад. Однако в Москве выступала и она. У лидера этой категории Ирины Цыркевич была серьезная травма колена, а ныне спортсменка находится в процессе реабилитации. И в данной ситуации Савеня лучшая. При этом надо понимать, что Дортмунд для нас — своеобразный полигон перед главным стартом сезона. Жребий ведь может оказаться неблагоприятным. Но если в схватке с очень сильной соперницей та же Савеня проявит бойцовские качества, не скомкает собственную борьбу — это будет здорово.

— О Цыркевич…

— Она уже приходит на ковер проводить тренировки. Мы рассчитываем, что уже на чемпионате страны Ира будет выступать. Ее личный тренер Анатолий Ермак в этом уверен. То же касается и Филипповой.

— По итогам чемпионата мира-2010 «СП» сделала вывод: в Беларуси произошла остановка в качественном развитии женской борьбы после Игр в Пекине (по каким причинам — можно спорить), в то время как на европейском и мировом уровнях, наоборот, произошел огромный скачок…

— Согласен. Эволюция близкая к революции. Сейчас сам термин «женская борьба» становится анахронизмом. Осталось лишь название, тогда как деление нашего вида спорта по полу — уже мало уместно. Тренировки с ребятами — повсеместная практика. В схватках появилась жесткость, динамичность. Для нашей команды очень полезной оказалась поездка в Америку, где довелось работать вместе с хозяйками, канадками, француженками и польками. Там мои подопечные увидели, как надо тренироваться в современных условиях, с какими заданиями и нагрузками справляются конкурентки. Для многих это стало откровением, но зато сейчас у всех наших девчонок есть знания, открыты глаза. Другое дело, что существует разрыв в фармакологическом обеспечении. В этом вопросе мы серьезно отстаем.

— Нельзя не спросить об Анне Беляевой. Ее исчезновение с белорусских радаров — уже свершившийся факт?

— Думаю, что да. Начиная с августа-2010 от нее ни слуху ни духу. Только приходит «побочная» информация. Дескать, Беляева была в Германии, а потом осела в Азербайджане, собираясь работать в этой стране. Последнее уже и не слухи.

— Досадно?

— Не без этого. Но из разговоров с девчонками понял: атмосфера в команде улучшилась. Анна оказалась во многом непредсказуемым человеком. А это риск. Как можно угадать ее поведение, чтобы не остаться опять у разбитого корыта?!

— Как пела группа «Белый орел»: «Потому что нельзя быть красивой такой»…

— Возможно, вы и правы. Анна эффектная девушка. Говорят, что нельзя усидеть на двух стульях, а по моим подсчетам, интересы Беляевой, к которым она относилась трепетно, превышали число «2». Но надо ведь понимать: жизнь есть жизнь, и порой она заставляет людей совершать нетривиальные поступки. Видимо, не просто так Анна решилась на перемены. Да, сегодня в Баку можно заработать, но сделать это непросто. Тем более в ее весе — 63 кг.

— Юлии Радкевич, проследовавшей тем же маршрутом эмиграции, сие удалось…

— Раз на раз не приходится. В 63 кг у азербайджанской сборной есть очень сильная девочка, которая не должна проигрывать Беляевой. И поймите, у меня нет никакого злорадства. Другое дело, что и напутствовать Анну не поворачивается язык. Поведение Беляевой, то, как она все сделала, не укладывается в рамки приличия.

— И, наконец, не бреетесь на удачу?

— Да. (Смеется.) Суеверия мне не чужды.

Руслан ВАСИЛЬЕВ из Дортмунда


←«Динамо» (Минск): старая песня о главном

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика