Сью Берд: думать, как тренер, играть, как ребенок!
24.02.2011 21:02
—
Новости Спорта
Сью Берд: думать, как тренер, играть, как ребенок!
Интересно, на какую птицу она похожа? Говорят, вороны и совы умные, но вряд ли одной из лучших баскетболисток мира, играющей на ключевой позиции разыгрывающей, понравится подобное сравнение. Другое дело — сказочная Жар-птица. Завладеть ею ой как непросто…
Пару раз во время интервью Сью БЕРД (с английского «bird» переводится не иначе как птица) поправляет свой хвостик, словно какой-нибудь Иван — то ли Дурак, то ли Царевич — норовит ее поймать. Сейчас она выступает в Видном в местной «Спарте энд К», хотя, думается, от такого сокровища не отказался бы ни один тренер мира.
Сью (она, кстати, не родственница Ларри Берда) родилась, чтобы побеждать. Уроженка Лонг-Айленда, выпускница знаменитого университета Коннектикут, является двукратной чемпионкой NCAA, двукратной чемпионкой Олимпийских игр, двукратной чемпионкой мира, двукратной чемпионкой WNBA, четырехкратной победительницей Евролиги и обладательницей еще сонмища наград, перечисление которых заняло бы добрую страницу. Золотая птичка!
— Мужскую сборную США в свое время назвали Dream Team, и болельщики по-прежнему награждают команду этой лестной характеристикой. Но вам не кажется, что сейчас так уместно назвать женскую сборную? С 1996 года у вас была всего одна неудача на Олимпиадах и чемпионатах мира, а вот мужчины потерпели несколько чувствительных поражений…
— Если не ошибаюсь, Dream Team появилась в 1992 году. Тогда это была действительно команда мечты. Посмотрите на ее состав: Майкл Джордан, Мэджик Джонсон, Дэвид Робинсон… На Олимпиаде они легко победили. Но с тех пор, по-моему, наши мужчины ни разу не собирали всех лучших, в том числе и на Играх в Пекине. А женская сборная… Не имеет значения, как нас называют. Главное — победы.
— На их отсутствие вам грех жаловаться. Какой успех самый значимый?
— Не разделяю титулы на важные и второстепенные. Каждый трофей, медаль, награда на всех уровнях — будь то университетская команда или национальная сборная — приносят большое удовольствие. Это то, ради чего играешь. И очень приятно, когда твой труд не проходит даром.
В последнем финале WNBA ваш «Сиэтл» обыграл «Атланту», в которой выступала белоруска Елена Левченко…
— Это были очень тяжелые поединки. Во всех встречах победитель определялся лишь в самой концовке. К счастью, удача благоволила нам. В прошлом сезоне «Сиэтл» играл великолепно, установив много рекордов. В плей-офф мы ни разу не уступили. Команда выглядела предельно сконцентрированной. Но, повторюсь, в финале «Атланта» оказала упорнейшее сопротивление. Что ж, тем ценнее наш титул. Что касается Левченко, то она была важной частью «Дрим». Отличная центровая! В последнее время я часто играла против команд Елены: чемпионат России, Евролига, WNBA, чемпионат мира.
— Кого еще из белорусок знаете?
— В московском «Динамо» несколько лет назад я выступала с Катей… Извините, у вас трудные фамилии. Снытиной? Да, с ней. Много раз выходила на площадку против «Надежды» Веремеенко. Такое чувство, что она всю жизнь играет в Оренбурге.
— Что скажете о нашей сборной?
— На чемпионате мира в Чехии ей совсем немного не хватило для попадания в финал и медалей. У вас очень организованная, талантливая команда. Может, в матче с США она смотрелась не лучшим образом, но по ходу турнира прибавляла. Для меня не стала большим сюрпризом ваша победа над Россией. Белоруски ее заслужили.
— Как вам платья?
— Признаться, была от них не в восторге. Думаю, баскетболистки должны играть в традиционной форме.
— Кто лучший игрок в истории женского американского баскетбола?
— Трудно назвать одну фамилию. Великих немало: Тереза Эдвардс, которая принимала участие в пяти Олимпиадах и с каждой привозила медаль, чего еще не удавалось никому в мировом баскетболе, четырехкратная олимпийская чемпионка Лиза Лесли, Шерил Свупс…
— Как насчет Берд?
— Нет. (Смеется.) Мне далеко до таких звезд.
— Тем не менее вас зачастую называют идеальной разыгрывающей…
— Это неправда. У меня есть слабые места, но о них не скажу, а то соперники узнают все секреты. (Улыбается.)
— Какие качества важны для первого номера?
— Разыгрывающий должен быть тренером на площадке. Я всегда стараюсь помогать партнерам и команде становиться лучше. Выбор развития атаки, размены после заслонов, контроль темпа — первому номеру необходимо обращать внимание на множество нюансов.
— Вы не должны быть эгоистичной…
— Безусловно. Но если раньше разыгрывающий только вел мяч и пасовал, то сейчас нужно уметь все, в том числе и завершать атаки. В конкретной ситуации надо принять правильное решение: переадресовать мяч партнеру либо бросать самому.
— Как насчет храбрости? В каждом поединке вы противостоите высоким и большим игрокам…
— Когда проводишь матч за матчем, будучи меньше многих баскетболисток, то привыкаешь к этому. Ничего не остается, как найти способ избежать проблем.
— Вы получали серьезные травмы?
— Да. Были операции на коленях, пару раз ломали нос… Хотя нос — не самое страшное. (Смеется.) У всех спортсменов есть какие-то повреждения. К счастью, травмы не сильно повлияли на мою карьеру.
— Читал забавную историю: охранник, впечатленный игрой 11-летней Берд, попросил у девочки автограф…
— Это на самом деле было. Как я отреагировала? Улыбнулась и засмеялась, накалякав свое имя на бумаге. Классные воспоминания!
— Вы выиграли, наверное, все, что можно. Какова сейчас ваша мотивация?
— Мне нравятся баскетбол и победы. Нет ничего лучше, чем разделить с подругами по команде радости и разочарования по ходу сезона, а в конце пути отпраздновать успех. Фантастическое чувство, которое жаждешь испытать снова и снова!
— Но на тренировках часто приходится нелегко…
— Никто не говорил, что проблем не будет. Однако мы профессионалы. Тренировки — часть баскетбола, к которой следует правильно относиться. Если хочешь играть на высоком уровне, надо хорошенько подготовиться.
— От сборной США, «Спарты энд К» ждут исключительно побед. Как вы справляетесь с постоянным давлением?
— Знаете, я не думаю об этом. Возможно, потому, что привыкла к высоким требованиям и выросла в условиях жесткой конкуренции. Просто стараюсь во всех матчах демонстрировать свой лучший баскетбол.
— Велики ли отличия между игрой в Европе и США?
— Они есть. Мне кажется, это связано с особенностями баскетбольных школ, с тем, как воспитывают игрока. У каждой страны неповторимый стиль, и лиги не похожи друг на друга. В России я адаптирую свою игру к одному баскетболу, за океаном — к другому. Нужно учитывать все. Например, специфику судейства.
— Почему мало игроков из Старого Света стремятся в WNBA? Не хотят перегружаться за маленькую зарплату?
— Пожалуй, вы в чем-то правы. В Европе платят больше, а график матчей в WNBA довольно тяжелый. Причем нет ни одного проходного поединка, чего, полагаю, вы не встретите ни в России, ни в другой европейской лиге. Для меня не проблема выдержать много игр, но не стану критиковать других. Во-первых, некоторым нужно больше времени для восстановления. Во-вторых, США — мой дом. Разве я могу отказаться выступать в родном чемпионате? Хотя тот, кто намерен попробовать свои силы в WNBA, попытается это сделать, несмотря ни на что.
— Языковой барьер — серьезная проблема?
— Бросьте: английский легко выучить!
— Как относитесь к допинговой истории Таурази?
— Я очень расстроена. Она утверждает, что не принимала запрещенные препараты (беседа состоялась до того, как с американки сняли все обвинения. — Прим. «СП»), и я ей верю. Впрочем, и так знаю, что она этого не делала. Дайана — одна из моих самых близких подруг. Скажите, зачем ей допинг?! И Таурази не глупышка, чтобы принимать какие-то лекарства без ведома врача. Надеюсь, рано или поздно справедливость восторжествует.
— Огорчены тем, что в России популярность женского баскетбола, мягко говоря, оставляет желать лучшего?
— Конечно, приятно, когда наши матчи посещает много болельщиков. Увы… Вы видите наш зал в Видном. Он является одним из самых больших в России, но вмещает лишь четыре тысячи. А в колледже на наши матчи постоянно приходило десять тысяч. В WNBA средняя посещаемость — восемь-девять тысяч. Что ж, вероятно, однажды ситуация изменится.
— К каким вещам в России было тяжелее всего адаптироваться?
— На первых порах возникали определенные трудности. Однако со временем я приспособилась к новым условиям. Погода, еда, культура — никаких проблем. Разве что пробки в Москве — это ужас.
— Вы играете здесь уже седьмой сезон…
— Я не знаю русский, но мне очень комфортно в этой стране. Последние годы провожу в ней больше времени, чем где-либо еще. Поэтому можно сказать, что Россия стала вторым домом.
— У вас ведь русские корни…
— Точно. Где-то в начале прошлого века здесь жила семья отца под фамилией Бурда. Но сейчас у нас нет родственников в России. Только в США и Израиле. У меня гражданство этой ближневосточной страны. Много раз была там, и мне понравилось. Кроме родных, в Израиле есть друзья, живет дочь покойного Шабтая Калмановича. Стараюсь выбираться туда хотя бы раз в год.
— Что посоветуете молодежи для достижения успеха?
— Естественно, работать. В спорте надо много тренироваться, трудиться не покладая рук! Но, считаю, важнее получать удовольствие от процесса. Играйте с горящими глазами, как у ребенка, а не с видом уставшего от жизни человека!
— Что самое привлекательное в женском баскетболе?
— Несмотря на то, что многие игроки очень атлетичны, они не могут полагаться лишь на свои физические данные, продавливая соперников. Ведь женщины почти не забивают сверху. Нужно думать, как найти путь к кольцу. Окружающие часто говорят, что мы думаем на площадке больше мужчин. (Улыбается.)
— Деньги, титулы, фанаты… Какой главный подарок вам преподнесла игра?
— Все вышеперечисленное — часть карьеры, составляющие опыта. Мне 30 лет, и прожитые годы подарили массу незабываемых моментов! Пожалуй, самое главное — это люди, которых встретила в течение карьеры, приобретенные знакомые и друзья. Сколько еще собираюсь играть? Не знаю, посмотрим.
— Другими видами спорта интересуетесь?
— Да, я фанат спорта! Например, обожаю соккер. Я часто играла в него в детстве и люблю при случае сыграть сейчас. Смотреть, правда, иногда скучно. Американский футбол, теннис, сквош… Ходила даже как-то в России на хоккей!
— А биатлон? Недавно в США было два этапа Кубка мира.
— У нас биатлон не очень популярен. Это в России его постоянно показывают. Но мне не очень нравится.
— Вы немного похожи на Сандру Баллок…
— Ха-ха, раньше меня с ней никто не сравнивал! Скорее, я похожа на другую актрису — Джину Дэвис. Люблю в свободное время посмотреть фильм или взять в руки книгу. Недавно прочитала «Девушку с татуировкой дракона». Это первая часть трилогии шведского писателя Стига Ларссона.
— У вас вроде нет татуировок.
— Да. Пока, наверное, не столкнулась с вещами, которые хотелось бы запечатлеть на теле.
— И последний вопрос: Сью, почему американцы так тараторят? Вы вечно куда-то спешите?
— Мы быстро говорим? Да ладно вам! Это русских с их языком невозможно понять.
Михаил МОЗАКОВ Видное — Минск