Евгений Гутарович: восхищаюсь мотором Кириенко
Евгений Гутарович: восхищаюсь мотором Кириенко
Известный белорусский спринтер Евгений ГУТАРОВИЧ, уже выступавший в роли нашего эксперта, в минувший понедельник вновь охотно согласился прокомментировать события второй недели «Тур де Франс». Он хорошо знает французские дороги, многих гонщиков и имеет опыт участия в «Большой петле».
Наш разговор с минчанином мы начали с девятого альпийского этапа, который выиграл его одноклубник из «Franсaise des Jeux» Санди Казар:
— Я верил в то, что Санди не упустит свой шанс. За время выступления с ним за один клуб я хорошо изучил этого гонщика, его стиль езды. Поэтому, когда он на подъеме вдруг резко начал отставать от группы, понял, что Казар настраивается на хороший результат. Это был обманный ход, к которому он не впервые прибегает. О серьезных планах француза говорило и то, сколько он работал относительно своих попутчиков по отрыву. Меня смущало только присутствие в их группе Луиса Леона Санчеса из «Caisse d’Epargne». Потому что в прошлом году они точно так же ехали в отрыве, и испанец обыграл Казара, отодвинув его на второе место. Поэтому я немножко и опасался, как бы тот вновь не испортил нашему капитану настроение. Хотя и Дамьяно Кунего нельзя было сбрасывать со счетов. Итальянец тоже довольно резкий на финише. В свое время выиграл радужную майку чемпиона мира среди «андеров» именно благодаря хорошему рывку на последних метрах. Эти спортсмены и заняли в итоге второе и третье места. Но Санди выбрал правильную тактику. Он раньше соперников начал спурт, первым вошел в вираж и уже через 20 метров пересек линию финиша со вскинутыми вверх руками. Кроме того, он разгонялся в два этапа. Сначала поднял скорость, но поскольку еще оставалось порядка 300 метров — это многовато для спринта, — то немножко сбавил обороты, и затем основной рывок начал за 200 метров.
— Вы поздравили Санди с победой?
— Послал эсэмэску. Звонить пока не стал, знаю, что во время «Тура» гонщиков лучше не беспокоить. Им нужно отдыхать между гонками. А победа — это и церемония награждения, и пресс-конференция, интервью газетчикам и телеканалам. Спортсмену же нужно успеть поужинать, массаж сделать. Между этапами еще и переезд возможен. Но по окончании Гранд-Тура я обязательно позвоню Санди и поздравлю его.
— На минувшей неделе были заметны и другие ваши одноклубники. Кто, кроме Казара, оставил наилучшее впечатление?
— Честно говоря, не сильно радует их выступление. Победа, конечно, это здорово. Но результаты в общем зачете далеки от желаемых. Команда, как я уже говорил, составлялась под горняков Казара и Ле Мевеля, а шесть этапов уже выиграли спринтеры: три — Кавендиш, два — Петакки и один — Хушовд. Мы в этих разборках не участвовали, что, конечно, обидно. И в генеральной классификации наши капитаны пока даже во второй десяток не попадают, то есть не справляются с темпом гонки. Он, нужно признать, очень высокий. А еще жара стоит невыносимая.
— А такое пекло в июле свойственно для Франции — под 46 градусов?
— Однажды, когда еще был в любителях, мне приходилось ехать гонки в такую жару. Это на самом деле страшно изматывает. Даже если несильно нажимаешь на педали, все равно потеешь, теряешь много соли, жидкости и уже через три часа чувствуешь жуткую усталость. А ребята ведь не филонят, а едут на максимальных оборотах, на пределе своих возможностей. И что самое страшное, вечером жара не спадает, а значит, организм почти не восстанавливается.
— На минувшей неделе порадовали и наши земляки. На десятом этапе Василий Кириенко, финишировав вторым, превзошел прежнее лучшее достижение, которое как раз принадлежало вам…
— Я думал, что он все-таки выиграет. Почти уверен был в этом. Но не получилось.
— Может быть, Василию, сильному «раздельщику», стоило предложить Сержио Паулиньо затяжной спурт?
— Мне кажется, ему нужно было схитрить — дать смену на последнем километре. Возможно, он не сделал этого, потому что в ходе гонки много отыграл — порядка 13 минут — и хотел еще больше сократить отставание в общем зачете, вот постоянно и «подкручивал», оставаясь на первой позиции. А португалец не думал о генеральной классификации. Для него главное было — выиграть этап. И он своего добился. Но это только мое предположение, которое может оказаться ошибочным.
— В пятницу на 12-м этапе Кириенко вновь уехал в отрыв, в который отобрался и Константин Сивцов… Дольше всех из их группы впереди продержались Винокуров и Кириенко…
— Винокуров, конечно, может и спринт неплохой выдать, но надежнее для него было заранее избавиться от Василия, который на хорошем ходу сейчас, что Александр и сделал. Его, правда, немного Контадор «подвел» — обошел вместе с Хоакином Родригесом. Но Альберто можно понять, потому что он нацелен на выигрыш желтой майки. А тут ему еще удалось отыграть десяток секунд у своего главного конкурента Энди Шлека. Поэтому нельзя сказать, что испанец сделал что-то неправильно, хотя обычно, если кто-то из своих впереди, то сзади его команда не работает. Что же касается Василия и Константина, то они подарили нам хороший эмоциональный заряд. Три белоруса едут гонку, и два из них — в одном отрыве. Это, конечно, шикарно! Ребята здорово смотрятся! Когда комментатор говорит, что группа Кириенко везет столько-то, это дорогого стоит и подтверждает, что Василий имеет вес в пелетоне, имеет имя. В такие минуты гордишься нашим велоспортом, нашими гонщиками.
— Не находите, что Василий немножко перерабатывает в отрывах, почему ему в решающий момент и не хватает свежести?
— Полностью согласен. Но Вася немножко голоден к победам, поэтому и не экономится. У него невероятная мощность мотора. Работает он просто супер, не зная лимита. Валит, пока силы есть, а потом на последних километрах его может чуть-чуть и не хватить. А Костю жалко очень. У него на «Туре» не впервые проблемы возникают. И нынче уже сколько раз падал. И на этом 12-м этапе попал в завал. Хотя они с Василием и из разных команд, но вполне могли сработаться, все-таки оба — белорусы. Правда, дружба дружбой, а спорт — спортом и победы врозь.
— В воскресенье они вновь пытались контратаковать. И лично мне показалось, что Кириенко дали команду вернуться на помощь Луису Леону Санчесу…
— Вася изначально пошел в гору своим темпом, не подстраиваясь под Састре. Это правильно, что он не стал загонять сердце в красную зону и закислять мышцы. И в конце концов он догнал Карлоса и Валлса Ферри. Потом, видимо, его напарники скорость подняли, и он не смог ее поддержать. Но вполне возможно, руководство команды решило, что важнее отозвать Василия на помощь Луису Леону, который претендует на высокое место в генеральной классификации. Тем более что догнать ехавшего впереди Кристофа Риблона, летевшего, как на крыльях, шансов у белоруса, на мой взгляд, не было.
— После того как вашего коллегу по амплуа Марка Кавендиша «прорвало» на пятом этапе, он успел отличиться еще дважды.
— И на этапе, который выиграл Винокуров, он также вырвал спринт за второе место. Первая победа вселила в Марка уверенность. Он так радовался ей, что даже плакал: мол, наконец-то меня пробило. Не знаю, можно ли говорить, что мы видим прежнего непобедимого Кавендиша, но он очень силен.
— Участникам «Тура» в ближайшие дни предстоит дважды штурмовать легендарный перевал Турмале. Что скажете о нем?
— Очень тяжелая гора. Она длинная и непростая. Восхождение осложняется еще и жарой. Не завидую ребятам. И желаю им удачи. Но, думаю, судя по тому, как едет сейчас Шлек, Контадор не сможет разобраться с ним в Пиренеях. Если только какие-то минимальные секунды отыграет.
Вы видели, как в воскресенье Энди буквально приклеился к Альберто, не обращая внимания ни на кого больше, повторял каждое его движение. Поэтому скорее всего решающей окажется «разделка».
— На ваш взгляд, кто все-таки выиграет этот «Тур»?
— Думаю, Контадор. Потому что он гораздо сильнее в индивидуальной гонке. А второе место наверняка останется за Энди. И хотелось бы, чтобы россиянин Денис Меньшов, которого мы считаем почти своим, разобрался с Самуэлем Санчесом — вытеснил того из тройки. В «разделке» он также явно сильнее испанца.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО