Есть такая сборная
Есть такая сборная
Нынешний сезон для Николая Бузлякова должен был стать триумфальным. Резво стартовав и выиграв (впервые за долгие годы) медали Балтийской лиги, «Минск–2006» едва не добавил к ним и «золото» чемпионата страны. Шансов у «горожанок» было предостаточно, а вот пользоваться ими они пока еще не научились. Класса не хватает. А возможно, все дело в психологии. Национальная сборная, вместе с которой Николай Александрович недавно начал подготовку к чемпионату мира в качестве «старшего помощника» Анатолия Буяльского, значимость нервов, эмоций и характера в женском спорте доказала уже неоднократно.
— Пока мы лишь просматриваем игроков, прикидываем их возможности. Вот, например, молодежь. Сейчас на сборе с нами работают Татьяна Хотько, Светлана Валько, Татьяна Дашкевич и Мария Филончик из Гродно, выступающая в Словении Александра Тарасова, «полька» Елена Новикова... Но из всего этого списка, на мой взгляд, лишь человека три–четыре имеют шанс как–то закрепиться в составе. Плюс Юлия Дурейко, которая еще вроде бы относится к молодежи, но которая уже успела неплохо проявить себя в сборной. Мне кажется, что уже очень скоро Юля может стать одним из лидеров команды.
— Даже так?
— Почему бы нет? Они с Ануфриенко уже сейчас будут всерьез конкурировать за место в составе, и в этой ситуации кто–то из них просто обязан будет выйти на более высокий уровень. Если, конечно, работать будут. А вот остальные пока — лишь фон.
— Неудивительно: Ануфриенко вошла в символическую пятерку чемпионата Болгарии, Дурейко признана лучшей среди атакующих защитниц в Польше, а большинство остальных претенденток на места в национальной команде выступают в чемпионате Беларуси...
— Разница на самом деле очень серьезная и чувствуется буквально сразу. И в функциональной готовности, и в технико–тактическом арсенале между ними настоящая пропасть. Невозможно, играя в нашем чемпионате, соответствовать уровню сборной. И именно поэтому Анатолий Буяльский заранее начал подготовку к чемпионату мира. Подравнять игроков реально. Работая в коллективе, где вокруг тебя собраны высококлассные игроки, любой человек начинает расти. Я это к чему говорю: возможно, никто из приглашенной на сбор молодежи в состав на чемпионат мира не попадет. Но уже то, что они какое–то время будут тренироваться вместе с нашими лучшими игроками, для девчонок будет отличным стимулом для роста.
— В списке молодых игроков нет ни одной представительницы вашего «Минска–2006». Не обидно?
— К сожалению, у нас нет сейчас молодых игроков, которые могли бы о себе заявить. Да и лидеров настоящих нет. Нет человека, который мог бы в важный момент взять игру на себя и переломить ход игры. Или хотя бы обыграть соперника один на один. На этом ведь весь баскетбол строится. А у нас в составе оказались одни исполнители, которые не растут, результата не делают, а просто присутствуют в команде. Игрока можно днями тренировать, можно давать ему любые советы и установки, но если у него с детства не заложено стремление побеждать в единоборствах — толку не будет. Мы ведь весь чемпионат отыграли исключительно за счет броска, большого количества заслонов и комбинаций. А чтобы кто–нибудь из игроков взял и самостоятельно решил задачу — не было такого.
— В сборной, подозреваю, работать интереснее?
— Конечно, интереснее. Работать с баскетболистками высокого класса полезно не только для здешних игроков, но и для тренеров. Да и у Буяльского многому можно научиться. Но в клубе работать сложнее. Когда возвращаешься к обычной работе, понимаешь, что схемы и подходы, которые отлично работали на уровне сборной, к чемпионату Беларуси не подходят. Профессионалу достаточно полуслова, чтобы понять, чего именно ты от него хочешь, а здесь, как в первом классе, нужно всех едва ли не за руку водить по площадке. Но, как говорится, что имеем. В следующем году «Минск–2006» собирается заявляться в Еврокубок, и это дает надежду на то, что уровень все же начнет расти.
— А что в этой связи вы думаете о перспективах создания белорусского суперклуба?
— Если у нас будет сильный конкурент, я только за. Но сомневаюсь, как только организуется этот суперклуб, в него сразу соберутся все лучшие белорусские баскетболистки. Да и само понятие «суперклуб» я воспринимаю с иронией. Что это значит? Чем он на нашем уровне от остальных команд будет отличаться? Нам бы сейчас хотя бы обычный клуб создать. Хоть один, но нормальный, при котором будут постоянно работающая детская школа, зал, база... Или вот «Горизонт» потерянный возродить, вернуть то, что было. Поверьте, от этого пользы было бы куда больше.
— Выходит, что все успехи сборной, которых, как многие ждали, должны были бы принести перемены всему нашему баскетболу, выстрелили вхолостую?
— Как сказать... Отношение к нашей женской команде сегодня хорошее. Гораздо лучше, чем было раньше. Но когда выезжаешь и видишь, на каком уровне работа организована у соперников... Я когда впервые на чемпионат Европы попал — поразился. У нас с командой туда выезжает штаб из 3 человек, включая главного тренера. А у испанок — 12! И после каждого матча они уносят в раздевалку целый пакет информации по каждому игроку. Менеджеры, психологи, массажисты... А мы радуемся тому, что проблем с экипировкой нет и сборы вовремя организуют. Не умеют у нас раскручивать сборную, да и некому этим заниматься. Вот и получается, что результат вроде бы есть, а толку нет. Дети, заинтересовавшиеся баскетболом, появились, а готовить их негде. У меня вообще складывается такое ощущение, что чем лучше выступает сборная, тем хуже становится положение баскетбола, тем меньше его остается.
— Допустим, сборная проваливается на грядущем чемпионате мира, о ней благополучно забывают и что дальше? Конец?
— Такая ситуация, кстати, вполне возможна. Более того, она даже прогнозируема. В любой команде есть взлеты и падения, а мы уже очень долго находимся на вершине. Даже по обычной теории вероятности в будущем (отдаленном или не очень) нам стоит ждать падения. Но катастрофой это падение не будет. Потому что, во–первых, главный турнир для нас — все же чемпионат Европы, где будут разыгрываться олимпийские лицензии. И нынешний состав там точно не должен затеряться. А во–вторых, работать вопреки всему и вся нам не привыкать. Лицом к команде повернулись всего года три–четыре назад. Так что если отвернутся опять, никто не удивится.
— К хорошему, говорят, привыкаешь быстро...
— Кроме денег, в спорте есть еще характер, амбиции, честолюбие... За то время, которое работаю со сборной, я успел немного узнать девочек и могу уверенно сказать, что у каждой из них хватит профессионализма для того, чтобы продолжать бороться. У нас ведь все вопреки делается. Когда я в прошлом году с «молодежкой» ездил в Польшу на чемпионат Европы, в нас никто не верил. Ни сборов, ни поддержки. Сказали: «Бесперспективные, чего с них взять? Так и так в дивизион «Б» вылетят». Я на собрании девчонкам тогда сказал: «В вас никто не верит. Вас списали. Поэтому вы должны выйти и вопреки всему показать, чего стоите». Они вышли, зацепились и остались в высшем дивизионе. А сегодня некоторых из них в национальную сборную рассматривают. Если есть характер, то никакие трудности человека не остановят.
Автор публикации: Дмитрий КОМАШКО